По оценкам BusinesStat, в 2023 г численность деловых поездок в России выросла на 21%: с 17 до 21 млн. Уход зарубежных компаний, перестройка бизнес-процессов, построение новых экономических связей, расширение деятельности за пределами своего региона требовали от российского бизнеса большего числа деловых поездок.
Популярный в 2020 г и 2022 г онлайн-формат коммуникаций оказался не способен полностью заменить личные встречи и очные бизнес-переговоры. В 2023 г стала также постепенно восстанавливаться численность международных командировок.
«Анализ рынка делового туризма в России», подготовленный BusinesStat, включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив его развития:
В обзоре основные показатели рассматриваются по секторам рынка: коммерческий сектор, госсектор.
Приводится информация о средних базовых ценах рынка: средняя стоимость номера за ночь в отеле; средняя стоимость авиа и ж/д билета.
Остальные разделы обзора представлены без каких-либо детализаций.
Приведены финансовые рейтинги крупнейших предприятий отрасли: Авиа центр, Академсервис, Апджет трэвел груп, Аэроклуб тур, Аэроклуб, Городской центр бронирования и туризма, Демлинк Атлас, Демлинк, Интерконнект менеджмент корпорейшн, Интерсити сервис, Континент экспресс, Милленниум-командировочные решения, РБТ-СТМ, РЖД Тур, РК Сервис, РС ТЛС, Туроператор «Арт-тур», УК «Курортмакс», УК Городской центр бронирования и туризма, Центр деловых коммуникаций.
При подготовке обзора используется официальная статистика и собранные данные.
Информация профильных ведомств:
Информация, собранная BusinesStat:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА РЫНКА
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА
ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ В СФЕРЕ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА
ИНФРАСТРУКТУРА ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА
Численность организаций сферы делового туризма
Персонал индустрии делового туризма
РЕЙТИНГИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ
Рейтинги предприятий отрасли (юрлиц)
ПРОФИЛИ 5 КРУПНЕЙШИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ
ООО «Управляющая компания «Курортмакс»
АО «Аэроклуб»
ООО «Аэроклуб тур»
ООО «РК Сервис»
ООО «Апджет трэвел груп»
ПОТРЕБИТЕЛИ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА
Численность командированных сотрудников
Уровень потребления
Затраты на деловой туризм
ОБЪЕМ РЫНКА ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА
ОБОРОТ РЫНКА ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА
ЦЕНА ДЕЛОВЫХ ПОЕЗДОК
Средние цены на деловые поездки
Цена базовых услуг делового туризма
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТИЧЕСКИХ АГЕНТСТВ И ПРОЧИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ УСЛУГИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА»
Таблица 1. Численность туристических компаний в сфере бизнес-путешествий в России в 2023 г
Таблица 2. Средняя численность персонала отрасли делового туризма в России в 2019-2023 гг (тыс чел)
Таблица 3. Фонд начисленной заработной платы и средняя зарплата сотрудника отрасли делового туризма в России в 2019-2023 гг (млрд руб; тыс руб в год)
Таблица 4. Рейтинг предприятий отрасли по выручке от продаж в 2023 г (млн руб)
Таблица 5. Рейтинг предприятий отрасли по прибыли от продаж в 2023 г (млн руб)
Таблица 6. Рейтинг предприятий отрасли по рентабельности продаж в 2023 г (%)
Таблица 7. Численность командированных сотрудников в России в 2019-2023 гг (млн чел)
Таблица 8. Прогноз численности командированных сотрудников в России в 2024-2028 гг (млн чел)
Таблица 9. Среднее годовое число командировок на одного сотрудника в России в 2019-2023 гг (командировок в год)
Таблица 10. Прогноз среднего годового числа командировок на одного сотрудника в России в 2024-2028 гг (командировок в год)
Таблица 11. Средние годовые расходы на деловой туризм в России в 2019-2023 гг (тыс руб)
Таблица 12. Прогноз средних годовых расходов на деловой туризм в России в 2024-2028 гг (тыс руб)
Таблица 13. Численность деловых поездок в России в 2019-2023 гг (млн поездок)
Таблица 14. Прогноз численности деловых поездок в России в 2024-2028 гг (млн поездок)
Таблица 15. Численность деловых поездок по секторам рынка в России в 2019-2023 гг (млн поездок)
Таблица 16. Прогноз численности деловых поездок по секторам рынка в России в 2024-2028 гг (млн поездок)
Таблица 17. Оборот туриндустрии в сфере деловых путешествий в России в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 18. Прогноз оборота туриндустрии в сфере деловых путешествий в России в 2024-2028 гг (млрд руб)
Таблица 19. Оборот туриндустрии в сфере деловых путешествий по секторам рынка в России в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 20. Прогноз оборота туриндустрии в сфере деловых путешествий по секторам рынка в России в 2024-2028 гг (млрд руб)
Таблица 21. Средняя цена деловой поездки в России в 2019-2023 гг (тыс руб)
Таблица 22. Прогноз средней цены деловой поездки в России в 2024-2028 гг (тыс руб)
Таблица 23. Средняя цена деловой поездки по секторам рынка в России в 2019-2023 г (тыс руб)
Таблица 24. Прогноз средней цены деловой поездки по секторам рынка в России в 2024-2028 гг (тыс руб)
Таблица 25. Средние цены базовых услуг в сфере бизнес-поездок в России в 2019-2023 гг (руб/поездка; руб/сут дн; руб/перелет)
Таблица 26. Выручка от продаж в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 27. Коммерческие и управленческие расходы в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 28. Себестоимость в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 29. Прибыль от продаж в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 30. Экономическая эффективность в 2019-2023 гг
Таблица 31. Инвестиции в отрасль в 2019-2023 гг (млрд руб)
Поддержку развитию рынка доставки оказала растущая потребительская уверенность, чему способствует увеличение доходов россиян. Динамичное развитие рынка обеспечивают и изменения, наблюдаемые в потребительском поведении. Питание готовой едой становится частью повседневной жизни россиян. На фоне высокой занятости и ускоряющихся темпов жизни в мегаполисах россияне чаще отказываются от самостоятельной готовки, отдавая предпочтение готовой еде в службах доставки и кулинарии из магазинов.
― Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
Маркетплейсы остаются главной движущей силой интернет-торговли в России. Объем трат на этих платформах увеличился на 50% по сравнению с 2022 годом, что подчеркивает растущий интерес потребителей к онлайн-покупкам.
Ведущие площадки, такие как «МЕГА МАРКЕТ», «Wildberries» и «Ozon», стали лидерами по приросту количества транзакций (в 1,6–4,3 раза). Особенно впечатляющие результаты показал «МЕГА МАРКЕТ», где число транзакций выросло более чем в 4 раза.
Рост популярности этих платформ сопровождается увеличением количества селлеров. На «Ozon» за 11 месяцев 2023 года их число увеличилось на 67%, на «Яндекс.Маркете» – на 73%, на «МЕГА МАРКЕТ» - на 95%. Однако не все платформы показали положительную динамику: на «AliExpress» и «KazanExpress» наблюдалось сокращение числа продавцов на 27% и 7% соответственно.
Покупатели все чаще выбирают маркетплейсы за удобство, широкий ассортимент и скорость доставки. Основные категории покупок включают одежду, обувь, косметику и технику. В то же время средний чек на маркетплейсах незначительно снизился до 1 789 рублей в 2023 году.
Подробная информация о динамике и перспективах развития рынка представлена в исследовании «AnalyticResearchGroup «Интернет-торговля в России: маркетплейсы. Февраль, 2024».