Маркетинговое исследование «Розничные торговые сети по продаже продуктов питания (FMCG) в России 2009», является 7-мым изданием, посвященным данной теме. В исследовании проводится детальный анализ российского рынка продуктов питания, основных его показателей, курсов валют, общего ассортимента товаров, макроэкономических данных и т.д. Также рассматривается специфика развития рынка в сложных условиях кризиса. На основе анализа показателей с учетом всех основных факторов составляются краткосрочные прогнозы на 2009-2011 годы.
В связи с тем, что в последние годы развитие торговых сетей в России носит ярко выраженный региональный характер, в исследование было включено как можно больше регионов (в количестве 42-х). В каждом из регионов обнаруживаются индивидуальные особенности развития торговых сетей. Большое внимание в исследовании уделено анализу антикризисных мер, которые применяются как российскими, так и иностранными компаниями. Также были изучены актуальные на данный момент стратегии развития, рассмотрены особенности изменений структуры торговли, ее форматов (например, гипермаркетов или супермаркетов).
В маркетинговом исследовании «Розничные торговые сети по продаже продуктов питания (FMCG) в России 2009» можно выделить три следующие части:
Первая часть включает в себя анализ наиболее значимых параметров торговых сетей питания, анализ бизнес-моделей и стратегии самых успешных компаний. Здесь же составляются прогнозы, рассматриваются основные тенденции дальнейшего развития. Прогнозы являются среднесрочными (до 2011 года), они основываются на экономических расчетах и составляются с учетом особенностей воздействия кризиса.
Вторая часть включает в себя анализ 42 регионов России, а именно уровня развития продуктового ритейла в данных регионах и макроэкономического положения конкретного региона. Также выделяются те форматы торговых сетей, которые являются доминирующими в регионе. Необходимо обратить внимание на то, что в исследовании «Розничные торговые сети по продаже продуктов питания (FMCG) в России 2009» были рассмотрены самые развитые регионы страны и те, которые имеют прекрасный потенциал дальнейшего развития. Уровень развитости регионов определялся относительно показателей розничной торговли, а потенциальные возможности оценивались, исходя из современной сетевой торговли в них.
Третья часть маркетингового исследования посвящена рассмотрению профилей компаний. В исследование включены компании, которые являются игроками рынка продуктов питания в России. Всего в рамках исследования было рассмотрено 46 компаний с указанием их контактных данных. В отношении компаний были приведены основные финансово-экономические показатели, описаны особенности ведения бизнеса, охарактеризованы стратегии развития, главные направления деятельности и т.д.
При исследовании особенностей реализации продуктов питания в российской розничной торговой сети были использованы анкетирование торговых сетей и кабинетное исследование. В ходе проведения кабинетного исследования были изучены различные инвестиционные отчеты, материалы конференций, а также был проанализирован материал, представленный в печатных и электронных СМИ. Все это позволило создать подробное описание российского рынка продуктов питания.
Полное оглавление |
| ||
Аннотация | 2 | ||
| Методы | 2 | |
Полное оглавление | 4 | ||
Список диаграмм | 14 | ||
Список таблиц | 15 | ||
Резюме | 17 | ||
РАЗВИТИЕ СЕТЕВОЙ РОЗНИЧОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ | 18 | ||
| Макроэкономические показатели России в 2008-2009 гг. | 18 | |
|
| Прогноз развития мировой экономики | 20 |
|
| Параметры инфляции в России в 2009 г. | 21 |
|
| Социальная сфера: занятость и безработица, уровень доходов населения | 22 |
|
| Розничная торговля | 23 |
| Актуальная ситуация на рынке продуктового ритейла. Влияние кризиса на отрасль | 27 | |
|
| Антикризисные меры ритейлеров | 36 |
|
| Основные тенденции развития российского продуктового ритейла | 39 |
| Изменение структуры форматов торговых сетей под влиянием кризиса | 41 | |
| Ключевые характеристики российских сетей | 47 | |
|
| Общие характеристики (средняя торговая площадь, количество персонала и посещаемость сетевых магазинов) | 47 |
|
| Ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров | 49 |
|
| Товары под собственной торговой маркой (СТМ) | 50 |
|
| Показатели эффективности работы розничных сетей | 52 |
| Региональное развитие торговых сетей | 55 | |
| Сделки M&A в сегменте продуктового ритейла | 64 | |
|
| Перспективы ритейлеров в секторе M&A | 67 |
| Внешнее финансирование в период кризиса | 78 | |
| Прогноз развития отрасли в среднесрочной перспективе | 82 | |
|
| Основные тенденции развития сетевой торговли в России в 2009-2011 гг. | 82 |
|
| Прогноз развития форматов на период 2009-2011 гг. | 84 |
Приложение | 87 | ||
| Рейтинги ведущих торговых сетей по итогам 2008 г. | 90 | |
| Торговые сети в регионах РФ (на начало 2009 г.) | 102 | |
ПРОФИЛИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ | 122 | ||
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ | 123 | ||
| Москва | 123 | |
|
| Макроэкономические показатели | 123 |
|
| Ситуация на продовольственном рынке Москвы | 123 |
|
| Торговые сети Москвы | 124 |
| Московская область | 131 | |
|
| Макроэкономические показатели | 131 |
|
| Торговые сети Московской области | 132 |
| Владимирская область | 138 | |
|
| Макроэкономические показатели | 138 |
|
| Ситуация на продовольственном рынке Владимирской области | 139 |
|
| Торговые сети Владимирской области | 139 |
| Воронежская область | 143 | |
|
| Макроэкономические показатели | 143 |
|
| Ситуация на продовольственном рынке области | 143 |
|
| Торговые сети Воронежской области | 144 |
| Ивановская область | 148 | |
|
| Макроэкономические показатели | 148 |
|
| Ситуация на продовольственном рынке Ивановской области | 148 |
|
| Торговые сети Ивановской области | 149 |
| Калужская область | 151 | |
|
| Макроэкономические показатели | 151 |
|
| Ситуация на продовольственном рынке Калужской области | 152 |
|
| Торговые сети Калужской области | 152 |
| Липецкая область | 155 | |
|
| Макроэкономические показатели | 155 |
|
| Ситуация на продовольственном рынке Липецкой области | 156 |
|
| Торговые сети Липецкой области | 156 |
| Орловская область | 159 | |
|
| Макроэкономические показатели | 159 |
|
| Ситуация на продовольственном рынке Орловской области | 159 |
|
Рис. 1. Номинальный объем ВВП РФ, млрд руб., 2002-2008 гг., прогноз на 2009 г..... 19
Рис. 2. Сравнение реальных темпов роста основных индикаторов, %, 2000-2008 гг., прогноз на 2009-2010 гг............................................................................................................................ 20
Рис. 3. Сравнение темпов роста ВВП крупнейших мировых экономик, %, 2003-2007 гг., прогноз на 2008-2011 гг............................................................................................................................ 21
Рис. 4. Номинальный объем розничной торговли РФ, млрд руб., 2003-2008 гг., прогноз на 2009 г..................................................................................................................................................... 24
Рис. 5. Доля рынков в обороте розничной торговли, %, 2005-2008 гг............................. 25
Рис. 6. Количество розничных рынков, 2005-2008 гг........................................................... 26
Рис. 7. Структура использования денежных доходов населения в % к итогу, 2004-2008 гг. 27
Рис. 8. Изменение потребления продуктов питания и товаров повседневного спроса, 2008/2009 гг..................................................................................................................................................... 29
Рис. 9. Рост доли продуктовых торговых сетей в совокупном обороте розничной торговли продовольственными товарами в РФ, 2002-2008 гг.................................................... 31
Рис. 10. Уровень консолидации продовольственного ритейла в России, 2006-2008 гг. 32
Рис. 11. Темпы прироста оборота сегментов рынка - распределение по типу сетей, %, 2002-2008 гг..................................................................................................................................................... 33
Рис. 12. Динамика изменения доли локальных/федеральных/иностранных сетей в общем обороте продуктового ритейла, %, 2003-2007 гг........................................................................... 34
Рис. 13. Крупнейшие игроки рынка продуктового ритейла (доля ведущих сетей в совокупном обороте организованной продовольственной розницы), 2008 г.............................. 34
Рис. 14. Антикризисные меры ритейлеров, проведенные или запланированные к проведению в 2009 г........................................................................................................................................ 37
Рис. 15. Изменение потребления продуктов питания и товаров повседневного спроса, 2008/2009 гг................................................................................................................................................. 40
Рис. 16. Структура оборота продуктового ритейла по форматам торговых сетей, 2003-2007 гг..................................................................................................................................................... 42
Рис. 17. Количественная структура российской розничной торговли - распределение по типу торговых точек, 2008 г.......................................................................................................... 42
Рис. 18. Оборот сегмента товаров под СТМ продуктовых сетей, работающих в России, %, 2004-2008 гг., прогноз на 2009 г................................................................................................... 51
Рис. 19. Структура оборота розничной торговли по федеральным округам, 2008 г... 56
Рис. 20. Динамика объема сделок M&A в секторе продуктового ритейла, 2003- 2008 гг. 64
Рис. 21. Структура оборота сделок M&A - распределение по типу компаний-покупателей (федеральные, локальные и глобальные), 2008 г........................................................ 65
Рис. 22. Количество сделок M&A и средний объем сделки в секторе продуктового ритейла, 2003-2008 гг....................................................................................................................................... 66
Рис. 23. Доля торговых сетей в совокупном обороте розничной торговли продовольственными товарами, 2009-2011 гг........................................................................................................ 82
Рис. 24. Уровень консолидации российского продуктового ритейла, %, 2006-2008 гг., прогноз на 2009-2011 гг............................................................................................................................ 83
Рис. 25. Прогноз изменения доли локальных/федеральных/глобальных сетей, 2009-2010 гг. 84
Рис. 26. Структура оборота продуктового ритейла по форматам торговых сетей, 2006-2008 гг., прогноз на 2009-2011 гг....................................................................................................... 85
Табл. 1. Макроэкономические показатели РФ за первый квартал 2009 г., % к аналогичному периоду 2008 г........................................................................................................................................ 18
Табл. 2. Среднегодовые курсы валют, 2002-2008 гг., прогноз на 2009 г......................... 19
Табл. 3. Темпы изменения реальных располагаемых доходов населения, в % к предыдущему году, 2004-2008 гг., прогноз на 2009 г......................................................................................... 22
Табл. 4. Номинально начисленная среднемесячная заработная плата (руб.) и темпы прироста реальной заработной платы (%), 2004-2008 гг., прогноз на 2009 г........................... 22
Табл. 5. Долговая нагрузка некоторых розничных сетей, 2007-2008 гг........................... 28
Табл. 6. Торговые центры Европы, открытые в 2008 г........................................................ 30
Табл. 7. Заявленные в Европе проекты торговых центров, 2009 - 2010 гг.................... 30
Табл. 8. Стратегии сетей, работающих в России................................................................. 35
Табл. 9. Хронология выхода иностранных игроков на российский рынок, 1997-2009 гг. 35
Табл. 10. Доля импортных товаров в ассортименте некоторых сетей, 2009 г.............. 38
Табл. 11. Российские и западные гипермаркеты, 2008 г.................................................... 45
Табл. 12. Средняя торговая площадь магазинов, распределение по форматам, кв. м, 2007-2008 гг..................................................................................................................................................... 47
Табл. 13. Количество сотрудников на один магазин, распределение по форматам, чел., 2007-2008 гг................................................................................................................................................. 48
Табл. 14. Ежедневное количество покупателей, распределение по форматам, чел., 2007-2008 гг..................................................................................................................................................... 48
Табл. 15. Общий ассортимент товаров, SKU, 2007-2008 гг................................................ 49
Табл. 16. Ассортимент продовольственных товаров, SKU, 2007-2008 гг....................... 49
Табл. 17. Ассортимент непродовольственных товаров, SKU, 2007-2008 гг.................. 50
Табл. 18. Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в ассортименте магазина в среднем по форматам, %, 2007-2008 гг..................................................... 50
Табл. 19. Компании-лидеры по доле товаров под СТМ в обороте сети, %, 2008 г...... 51
Табл. 20. Средний чек в магазинах разных форматов, $, 2007-2008 гг.*........................ 52
Табл. 21. Оборот с квадратного метра торговой площади в год, $, 2007-2008 гг......... 53
Табл. 22. Сравнение средней торговой площади магазинов и среднего оборота с квадратного метра, распределение по форматам, 2006-2007 гг...................................................... 53
Табл. 23. Средняя торговая наценка - распределение по форматам, %, 2008 г.......... 54
Табл. 24. Структура розничного оборота РФ по округам, %, 2004-2008 гг...................... 56
Табл. 25. Сравнение крупнейших регионов Росси по обороту розничной торговли и уровню проникновения сетевого ритейла, 2008 г....................................................................... 58
Табл. 26. Обеспеченность населения сетевыми магазинами - распределение по регионам и форматам магазинов (на начало 2009 г.)........................................................................ 61
Табл. 27. Слияния и поглощения на российском рынке продуктового сетевого ритейла, 2006-2009 гг................................................................................................................................................. 68
Табл. 28. Крупнейшие синдицированные кредиты торговых сетей, 2005-2008 гг...... 79
Табл. 29. Сумма долга по облигациям российских ритейлеров, 2008 г......................... 80
Табл. 30. Основные типы торговых сетей в России............................................................ 87
Табл. 31. Классификация форматов торговых сетей.......................................................... 88
Табл. 32. Рейтинг торговых сетей по величине оборота, 2008 г...................................... 90
Табл. 33. Рейтинг торговых сетей по количеству магазинов, 2008 г............................... 91
Табл. 34. Рейтинг торговых сетей по величине ассортимента, 2008 г........................... 93
Табл. 35. Рейтинг торговых сетей по количеству сотрудников, 2008 г........................... 95
Табл. 36. Рейтинг торговых сетей по количеству покупателей, 2008 г........................... 97
Табл. 37. Средний чек в гипермаркетах, 2008 г.................................................................... 98
Табл. 38. Средний чек в дискаунтерах, 2008 г....................................................................... 98
Табл. 39. Средний чек в магазинах у дома, 2008 г............................................................... 99
Табл. 40. Средний чек в мультиформатных сетях, 2008 г.................................................. 99
Табл. 41. Средний чек в супермаркетах, 2008 г.................................................................. 100
Табл. 42. Рейтинг по обороту с квадратного метра торговой площади, 2008 г.......... 100
Табл. 43. Торговые сети Дальневосточного ФО, 2008 г.................................................... 102
Табл. 44. Торговые сети Приволжского ФО, 2008 г............................................................ 102
Табл. 45. Торговые сети Северо-Западного ФО, 2008 г.................................................... 106
Табл. 46. Торговые сети Сибирского ФО, 2008 г................................................................. 108
Табл. 47. Торговые сети Уральского ФО, 2008 г.................................................................. 111
Табл. 48. Торговые сети Центрального ФО, 2008 г............................................................. 113
Табл. 49. Торговые сети Южного ФО, 2008 г........................................................................ 119