Готовый бизнес-план открытия аптеки по франшизе (с расчетами) разработан ЭКЦ «ИнвестПроект» независимо от аптечных франчайзеров на основе открытых данных (паушальный взнос, роялти, требования к помещению, закупочные цены, ассортиментная матрица и т.д.) и с учетом разработанных нами ранее бизнес-планов аптек. Готовый бизнес-план показывает реалистичные финансово-экономические параметры открытия аптеки по одной из франшиз на выбор.
Активная фин. модель
Разработана по авторской методике ЭКЦ «ИнвестПроект» в программной среде MS Excel-2007 с учетом требований профессиональных инвесторов и банков. Фин. модель позволяет самостоятельно пересчитывать параметры предстоящей франшизы под конкретное помещение и под параметры различных франчайзеров – «Ригла», «Советская аптека», «Планета здоровья», «Аптека №1», «Хорошая аптека», «Эвалар», «Социальная аптека» и др.
Это позволяет принять объективное решение до подписания договора аренды и договора франшизы, чтобы инвестиции принесли доход.
Фин. модель не требует специальных финансовых или экономических знаний. При приобретении готового бизнес-плана или фин. модели предоставляется инструкция.
Ключевые заказчики бизнес-плана:
инвесторы и инициаторы проекта
действующие аптеки и аптечные сети для расширения бизнеса
аптечные франчайзеры и поставщики оборудования
Возможности бизнес-плана:
Готовые бизнес-планы открытия франшизных аптек, а также лабораторий, консультационно-диагностических центров различных площадей разрабатывались ЭКЦ «ИнвестПроект» для различных проектов в 2008, 2010, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2021, 2022 и 2023 гг.
Наименование проекта |
«Открытие сетевой аптеки по франшизе». |
Дата разработки бизнес-плана |
01.12.2023. |
Валюта расчетов |
росс. руб. |
Место реализации проекта |
ЦФО / ЮФО. |
Период планирования |
5 лет помесячно. |
Цель бизнес-плана |
Расчет экономических, производственных и маркетинговых параметров проекта открытия аптеки по франшизе для подтверждения его экономической эффективности и привлечения финансирования. Бизнес-план содержит укрупненные данные по проекту, отражает концепцию аптеки по франшизе и является техническим заданием для разработки проектной документации и дальнейшей проработки с учетом требований франчайзера, арендодателя, поставщиков. |
Отрасль экономики |
Фармацевтика, торговля. |
Площадь помещения |
70 м2 в аренде в торговом центре или локации с высокой суточной проходимостью. |
Франчайзер (брендодержатель) |
«Советская аптека», «Ригла», «Планета здоровья», «Аптека №1», «Хорошая аптека», «Эвалар», «Социальная аптека» и др. |
Адаптация под проект |
Бизнес-план может быть адаптирован под параметры любого франчайзера, в том числе: паушальный взнос, роялти, требования к помещению, требования к площадям, проходимость, средний чек, ассортимент, дизайн-проект, оформление торгового зала, выкладка, реклама и пр. |
Анализ рынка |
По итогам 2022 года объём фармацевтического рынка в России достиг 2,5 трлн. руб. (+11,9%). Аптечный рынок в 2022 году вырос на 15%, аптечные продажи парафармацевтического ассортимента увеличились на 12,6% и составили 327 млрд. руб. На начало 2023 года в России работало 70,4 тыс. аптек, почти на 4 тыс. больше, чем было в начале 2022 года. Суммарно ТОП-20 сетей занимают в 2022 году 57%, а количество одиночных точек и малых сетей продолжает сокращаться. Это свидетельствует о перспективности выхода на аптечной рынок в формате франшизы одной из сетей. В целом, по итогам 2023 года емкость российского фармацевтического рынка может превысить 2,7 трлн. руб. (до +8%). Однако рост количества аптек в России может быть ограничен. |
Ключевые преимущества аптеки по франшизе |
|
Стратегия развития |
При достижении плановых показателей предусматривается развитие сети. |
Таблица 1. Параметры товарооборота аптеки.
Параметры |
Значение |
Режим работы, часов |
*** |
Товарная емкость аптеки, шт. |
*** тыс. |
Целевая проходимость, чел. / сутки |
*** |
Средний чек, руб. / покупатель |
*** |
Средняя корзина, ед. / чел. |
*** |
Итого целевая проходимость *** чел. / час и *** ед. товара в сутки.
Товарная матрица аптеки
При товарной емкости аптеки *** тыс. ед. планируется 5 основных групп товаров.
Таблица 2. План продаж и выручки.
№ |
Группа товаров |
Доля в покупательской корзине |
товаров, ед. / сутки |
выручка, руб. / сутки |
1. |
Лекарственные средства |
***% |
*** |
*** тыс. |
2. |
Биологически активные добавки |
***% |
*** |
*** тыс. |
3. |
Косметологическая фармацевтика |
***% |
*** |
*** тыс. |
4. |
Изделия медицинского назначения |
***% |
*** |
*** тыс. |
5. |
Другие товары |
***% |
*** |
*** тыс. |
|
Итого: |
100% |
*** |
*** тыс. |
Итого средняя выручка аптеки в сутки планируется на уровне *** тыс. руб. / месяц.
Таблица 3. Цены на товары и наценка на продукцию аптеки.
№ п/п |
Параметры |
Закупочная цена, руб. / ед. |
Торговая наценка, % |
Цена розничная, руб. / ед. |
1. |
Лекарственные средства |
*** |
***% |
*** |
2. |
Биологически активные добавки |
*** |
***% |
*** |
3. |
Косметологическая фармацевтика |
*** |
***% |
*** |
4. |
Изделия медицинского назначения |
*** |
***% |
*** |
5. |
Другие товары |
*** |
***% |
*** |
|
Итого в среднем: |
*** |
***% |
*** |
Итого средняя розничная цена планируется на уровне *** руб. / ед. товара при средней наценке **% к ценам поставщиков.
Потребность аптеки в инвестициях
Для реализации бизнес-плана аптеки требуется инвестировать 6 909 935 руб., в том числе *** млн. руб. нормируемых оборотных средств, необходимых для первоначальной закупки ассортимента, оплаты эл. энергии, зарплат персонала и прочих затрат на тот период, пока выручки нет или ее недостаточно (до выхода на самоокупаемость).
Привлечение финансирования планируется двумя траншами:
Таким образом, срок окупаемости – *** года (*** месяцев), далее вся чистая прибыль направляется на доплаты персоналу (премии, больничные, отпускные) и выплаты владельцу проекта.
Точка безубыточности аптеки
Согласно бизнес-плану аптеки (с расчетами) точка безубыточности (работа с нулевой прибылью) по проекту соответствует ***% (*** млн. руб. в месяц) от плановой выручки. Это стандартный показатель безубыточности в данной сфере проекта, связанный со переменной проходимостью аптеки и прямой зависимостью прямых затрат аптеки от его фактической загрузки.
Риски проекта
Анализ рынка показал, что основной риск при открытии аптеки – недостаточный объем продаж, или низкая посещаемость, вследствие которой могут потребоваться дополнительные денежные средства на покрытие текущих затрат. Для предотвращения данного риска целесообразно заблаговременно провести маркетинговое исследование района (конкретного помещения), где планируется открыть аптеку.
Основным риском по проекту является высокая активность конкурентов, в результате чего усиливается борьба за долю рынка.
Ключевые показатели аптечного бизнеса:
Готовый бизнес-план аптеки (с расчетами) содержит 126 страниц, 42 таблицы, 43 графика, 9 диаграмм и 1 рисунок, а также фин. модель 23 вкладки.
1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА |
5 |
1.1. Концепция аптеки по франшизе |
6 |
1.2. Товарная матрица аптеки |
6 |
1.3. Потребность проекта в инвестициях |
7 |
1.4. Сроки реализации проекта |
8 |
1.5. Налогообложение проекта |
8 |
1.6. Персонал проекта |
8 |
1.7. Точка безубыточности |
8 |
1.8. Чистая прибыль |
9 |
1.9. Риски проекта |
9 |
1.10. Финансово-экономические показатели эффективности проекта |
17 |
2. ПРЕДПРОЕКТНАЯ ПОДГОТОВКА |
19 |
2.1. Основные шаги по открытию аптеки |
19 |
2.2. Организационно-правовая форма |
19 |
2.3. Нормативные документы для аптек с готовыми формами |
19 |
2.4. Лицензирование |
21 |
2.5. Требования Роспотребнадзора (СЭС) |
22 |
2.6. Выбор вида аптечной организации |
22 |
2.7. Подбор помещения под аптеку |
23 |
2.7.1. Основные требования к помещению под аптеку |
23 |
2.7.2. Выбор месторасположения аптеки |
24 |
2.8. Оборудование |
25 |
2.9. Подбор персонала |
25 |
2.10. Ассортиментная матрица |
26 |
2.11. Ценовая политика в аптеке |
27 |
3. МАРКЕТИНГОВЫЙ ОБЗОР РЫНКА |
29 |
3.1. Макроэкономические показатели 2003-2024 гг. (прогноз) |
29 |
3.2. Обзор российского фармацевтического рынка |
30 |
3.2.1. Динамика фармацевтического рынка России, 2019-2022 гг. |
30 |
3.2.2. Объем коммерческого рынка ЛП в России |
35 |
3.2.3. Соотношение ЛП рецептурного и безрецептурного отпуска |
36 |
3.3. Обзор аптечного рынка |
37 |
3.4. Обзор аптечных продаж косметики |
44 |
3.5. Обзор продаж биологически активных добавок |
46 |
3.6. Аптечные маркетплейсы |
51 |
3.7. Прогноз фармацевтического рынка по итогам 2023 года |
53 |
4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН |
54 |
4.1. Площадь и месторасположение аптеки |
54 |
4.2. Торговое оборудование аптеки |
54 |
4.3. План продаж |
55 |
4.4. План поступления выручки аптеки |
57 |
4.5. План товарооборота аптеки |
60 |
4.6. Параметры текущих затрат аптеки |
63 |
4.7. План текущих затрат аптеки |
64 |
4.8. Параметры прямых затрат аптеки |
67 |
4.9. План прямых затрат аптеки |
68 |
5. ПЕРСОНАЛ ПРОЕКТА |
71 |
5.1. Потребность в персонале и фонд оплаты труда |
71 |
6. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН |
75 |
6.1. Структура и объем необходимых инвестиций |
75 |
6.2. Календарный план финансирования и реализации проекта |
77 |
6.3. Рекомендуемые условия привлечения инвестиций |
79 |
7. ОЦЕНКА РИСКОВ И ПУТЕЙ ИХ СОКРАЩЕНИЯ |
80 |
7.1. Качественный анализ рисков |
80 |
7.2. Точка безубыточности |
82 |
7.3. Анализ чувствительности NPV |
84 |
8. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА |
87 |
8.1. Основные предположения к расчетам |
87 |
8.2. План движения денежных средств (cash flow) |
89 |
8.3. План прибылей и убытков (ОПУ) |
98 |
8.4. Налогообложение |
106 |
8.5. Прогноз расчетов с инвестором |
110 |
8.6. Прогноз доходов владельца проекта |
116 |
8.7. Финансовый анализ проекта |
123 |
9. О РАЗРАБОТЧИКЕ БИЗНЕС-ПЛАНА |
126 |
Итого бизнес-план открытия аптеки по франшизе содержит 126 страниц, 42 таблицы, 43 графика, 9 диаграмм и 1 рисунок, а также фин. модель 23 вкладки.
Список графиков
График 1. План выручки аптеки (руб.)
График 2. План продаж (шт.).
График 3. План текущих затрат (руб.).
График 4. План прямых затрат (руб.).
График 5. Динамика чистой прибыли (руб.).
График 6. Привлечение и возврат инвестиций (руб.).
График 7. NPV проекта и недисконтированный денежный поток (руб.).
График 8. Динамика инфляции и ВВП России, 2003-2024 (прогноз), %.
График 9. Динамика фармацевтического рынка, 2019-2022 гг., млрд. руб.
График 10. Емкость фармрынка, 2021-2022 гг., млрд. руб. и млн. упак.
График 11. Структура рынка лекарств по типу отпуска, руб. и упак.
График 12. Изменение цен на ЛП на розничном рынке России в 2022 г., %.
График 13. Динамика объёма коммерческого рынка ЛП России с августа 2022 г. по август 2023 г., млрд. руб., %.
График 14. Количество аптечных точек в России, 2015-2022 гг., ед.
График 15. Концентрация ТОП-20 аптечных сетей, 2019-2022 гг., %.
График 16. Рейтинг аптечных сетей по обороту, 2022/2021 гг., млрд. руб., %.
График 17. Динамика объёма продаж аптечной косметики в России в 2018-2022 гг., млрд. руб., млн. упак., %.
График 18. Структура косметики по целевому назначению, 2022/2021 гг., руб., упак.
График 19. Доля СТМ в аптечных продажах БАД, 2019-2022, руб., упак.
График 20. Динамика аптечных продаж БАД в России, 2018-2022 гг., млрд. руб., упак.
График 21. Рейтинг сервисов дистанционного заказа по обороту, 2022/2021 гг., точек, млрд. руб., %.
График 22. Динамика аптечного eCom, 2020-2022 гг., млрд. руб., %.
График 23. План выручки аптеки (руб.).
График 24. План продаж (ед.).
График 25. План текущих затрат.
График 26. План прямых затрат (руб.).
График 27. Доля ФОТ в выручке (%).
График 28. Календарный план инвестирования.
График 29. Расчет точки безубыточности.
График 30. Чувствительность NPV к изменениям ключевых параметров проекта.
График 31. Выручка и чистая прибыль (руб.).
График 32. EBITDA и чистая прибыль (руб.).
График 33. Рентабельность по чистой прибыли (%).
График 34. Выручка, затраты, прибыль (руб.).
График 35. Динамика чистой прибыли (руб.).
График 36. Финансовые результаты (руб.).
График 37. Налоговая нагрузка (%).
График 38. Привлечение и возврат инвестиций (руб.).
График 39. Обслуживание долга (руб.).
График 40. Чувствительность NPV к ставке дисконтирования.
График 41. NPV проекта и недисконтированный денежный поток (руб.).
График 42. Остаток ДС у предприятия нарастающим итогом (руб.).
График 43. План ежемесячных затрат (руб.).
Список диаграмм
Диаграмма 1. Соотношение объёмов продаж ЛП рецептурного и безрецептурного отпуска на коммерческом аптечном рынке России в августе 2023 года.
Диаграмма 2. Динамика продаж основных типов товаров в 2022 г. по отношению к 2021 г., руб., упак.
Диаграмма 3. Структура товарооборота аптека (%).
Диаграмма 4. Структура выручки аптеки (%).
Диаграмма 5. Структура текущих затрат аптеки.
Диаграмма 6. Структура прямых затрат аптеки.
Диаграмма 7. Структура первоначальных инвестиций (%).
Диаграмма 8. Структура налоговых отчислений.
Диаграмма 9. Структура затрат в 5 году реализации проекта.
Итого бизнес-план открытия аптеки по франшизе содержит 126 страниц, 42 таблицы, 43 графика, 9 диаграмм и 1 рисунок, а также фин. модель 23 вкладки.
Таблица 1. Параметры товарооборота аптеки.
Таблица 2. План продаж и выручки.
Таблица 3. Цены на товары и наценка на продукцию аптеки.
Таблица 4. Структура и объем инвестиций в открытие аптеки по франшизе (руб.).
Таблица 5. Показатели эффективности проекта.
Таблица 6. Топ-20 производителей ЛС, 2022/2021 гг., %, млн. руб.
Таблица 7. Топ-20 производителей ЛС, 2022/2021 гг., %, млн. упак.
Таблица 8. Рейтинг продаж по разделам классификатора БАД в 2022 г.
Таблица 9. Торговое оборудование, мебель, оргтехника.
Таблица 10. Параметры товарооборота аптеки.
Таблица 11. План продаж и выручки.
Таблица 12. Цены на товары и наценка на продукцию аптеки.
Таблица 13. План поступления торговой выручки аптеки, 2024-2026, руб., помесячно.
Таблица 14. План поступления торговой выручки аптеки, 2024-2028, руб., по годам.
Таблица 15. План товарооборота аптеки, 2024-2026, ед., помесячно.
Таблица 16. План товарооборота аптеки, 2024-2028, ед., по годам.
Таблица 17. Структура текущих затрат аптеки.
Таблица 18. План текущих затрат, 2024-2026, руб., помесячно.
Таблица 19. План текущих затрат, 2024-2028, руб., по годам.
Таблица 20. Параметры прямых затрат аптеки.
Таблица 21. План прямых затрат, 2024-2026, руб., помесячно.
Таблица 22. План прямых затрат, 2024-2028, руб., по годам.
Таблица 23. Персонал и ФОТ.
Таблица 24. Динамика фонда оплаты труда, 2024-2026, руб., %.
Таблица 25. Динамика фонда оплаты труда, 2024-2028, по годам, руб., %
Таблица 26. Структура и объем инвестиций в открытие аптеки по франшизе (руб.).
Таблица 27. Календарный план финансирования и реализации проекта.
Таблица 28. Рекомендуемые условия привлечения инвестиций.
Таблица 29. Качественная оценка рисков по проекту.
Таблица 30. Расчет точки безубыточности.
Таблица 31. Чувствительность NPV к изменениям ключевых параметров проекта.
Таблица 32. План движения денежных средств по месяцам.
Таблица 33. Прогноз движения денежных средств по годам.
Таблица 34. План прибылей и убытков помесячно.
Таблица 35. План прибылей и убытков по годам.
Таблица 36. Показатели ОПУ.
Таблица 37. Налогообложение помесячно, 2024-2028 гг., руб.
Таблица 38. Налогообложение по годам, 2024-2028 гг., руб.
Таблица 39. План привлечения и возврата инвестиций.
Таблица 40. Показатели эффективности инвестиций.
Таблица 41. Расчет NPV проекта.
Таблица 42. Финансовый анализ проекта (5-й год).
Итого бизнес-план открытия аптеки по франшизе содержит 126 страниц, 42 таблицы, 43 графика, 9 диаграмм и 1 рисунок, а также фин. модель 23 вкладки.
Российский рынок хлора в текущей ситуации демонстрирует положительную тенденцию роста своей объемности, изменение средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и контрактных цен на импортируемую продукцию. В то же время средние цены производителей хлора характеризуются относительной стабильностью.
Российский рынок видеокамер в текущей ситуации демонстрирует устойчивую положительную тенденцию роста своей объемности, изменение средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и контрактных цен на импортируемую продукцию.
Несмотря на то, что объем потребления услуг на душу населения в сфере 3D-печати остается относительно низким, за последние четыре года (2019-2023) этот показатель увеличился в три раза, что свидетельствует о динамичном развитии отрасли. При выборе компании, предоставляющей услуги 3D-печати, пользователи ориентируются на ряд ключевых факторов, определяющих их предпочтения.