Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
***
Идея проекта: разработка и запуск оптово-розничного маркетплейса с продукцией различных брендов из разных стран мира.
Основные продукты и услуги потребителям: товары и услуги по таким основным категориям: ноутбуки и компьютеры; смартфоны, ТВ и электроника; товары для геймеров; бытовая техника; товары для дома; инструменты и автотовары; сантехника и ремонт; дача, сад и огород; спорт и увлечения; одежда, обувь и украшения; красота и здоровье; детские товары; зоотовары; канцтовары и книги; алкогольные напитки и продукты; товары для бизнеса и услуги; туры и отдых; электронные товары (игры, фильмы); акционные предложения партнеров.
Все товары можно приобрести как оптом, так и в розницу.
Монетизация проекта: это комиссия с продажи товара через площадку.
Рыночная ситуация:
1. Население Республики Польша превышает *** млн. человек, из которых ***% являются активными пользователями сети Интернет. В 2020 г. ***% интернет-пользователей совершали покупки в интернет-магазинах.
2. По данным аналитического портала Statista объем рынка E-commerce Польши по результатам 2021 г. составит *** млрд. € с ежегодным ростом рынка в ***%. Этот показатель равен ***% от общего объема всех покупок в ритейле. Учитывая темпы роста оборот рынка электронной торговли к 2025 г. достигнет значения в *** млрд. €.
3. Размер среднего чека покупки в 2021 г. составил *** € в год или *** €/мес.
4. Самым большим маркетплейсом в стране является местный маркетплейс «Allegro». Он был запущен в 1999 г. как сайт онлайн-аукционов. На сегодняшний день через портал продают широкий спектр товаров, которые всегда в наличии и готовы к отправке. Новостью 2021 года стал выход на польский рынок международного маркетплейса «Amazon». Несмотря на то, что сайт работал в Польше с 2014 г., только в этом году он стал доступен на польском языке. Насколько повлияет появление такого крупного игрока на польский рынок электронный коммерции судить пока сложно, но тот факт, что «Allegro» является лидером рынка никто из аналитиков не ставит под сомнение.
5. За последние 5 лет, в Польше зарегистрировано *** новых интернет-магазинов, что равно росту на ***% за указанный период. Вместе с развитием интернет-торговли увеличивается уровень вовлеченности населения, растет количество мобильных пользователей, расширяется цифровая инфраструктура.
6. Чаще всего через Интернет приобретают одежду и обувь, косметика и средства по уходу за кожей, бытовую электронику. ***% всех активных пользователей минимум 1 раз за год оплачивали покупки через смартфон, что говорит о важности разработки не только веб-сайта будущего маркетплейса, но и о необходимости разработки мобильного приложения.
Конкурентное окружение: Allegro.pl, Zalando.pl, Amazon.pl, OLX.pl.
Маркетинговые инструменты: SEO-продвижение, поиск по ключевым словам и баннерная реклама, реклама у брогеров Youtube и Instagram, E-mail рассылка. Стоимость привлечения 1 покупателя на сайт равна *** €.
Финансовые показатели проекта:
Показатель |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. € |
324 |
Чистая приведенная стоимость (NPV) за 5 лет |
тыс. € |
*** |
Индекс прибыльности (PI) |
раз |
97,46 |
Внутренняя норма рентабельности (IRR) |
% |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
13 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Оценка стоимости бизнеса через 10 лет работы маркетплейса:
Терминальная стоимость компании (Модель Гордона) |
Ед. изм. |
Значение |
Темп роста в постпрогнозном периоде |
% |
16,0% |
Число лет в постпрогнозном периоде |
лет |
5 |
Денежный поток в последнем прогнозном периоде |
тыс. € |
*** |
Денежный поток в первом постпрогнозном периоде |
тыс. € |
4 616 |
Ставка дисконтирования в построгнозном периоде |
% |
** |
Терминальная стоимость |
тыс. € |
*** |
Итоговая стоимость компании (методом дисконтирования денежных потоков) |
тыс. € |
54 915 |
Выдержки из исследования
Польский рынок E-commerce
Население Республики Польша превышает *** млн. человек, из которых ***% являются активными пользователями сети Интернет. В 2020 г. ***% интернет-пользователей совершали покупки в интернет-магазинах.
По данным аналитического портала Statista объем рынка E-commerce Польши по результатам 2021 г. составит *** млрд. € с ежегодным ростом рынка в ***%. Этот показатель равен ***% от общего объема всех покупок в ритейле. Учитывая темпы роста оборот рынка электронной торговли к 2025 г. достигнет значения в *** млрд. €.
Размер среднего чека покупки в 2021 г. составил *** € в год или *** €/мес.
Диаграмма 1. Динамика развития польского рынка E-commerce, 2021-2025 гг., млрд. €
***
Самым большим маркетплейсом в стране является местный маркетплейс «Allegro». Он был запущен в 1999 г. как сайт онлайн-аукционов. На сегодняшний день через портал продают широкий спектр товаров, которые всегда в наличии и готовы к отправке . Новостью года стал выход на польский рынок международного маркетплейса «Amazon». Несмотря на то, что сайт работал в Польше с 2014 г., только в этом году он стал доступен на польском языке. Насколько повлияет появление такого крупного игрока на польский рынок электронный коммерции судить пока сложно, но тот факт, что «Allegro» является лидером рынка никто из аналитиков не ставит под сомнение.
За последние 5 лет, в Польше зарегистрировано *** новых интернет-магазинов, что равно росту на ***% за указанный период. Вместе с развитием интернет-торговли увеличивается уровень вовлеченности населения, растет количество мобильных пользователей, расширяется цифровая инфраструктура.
Чаще всего через Интернет приобретают одежду и обувь, косметика и средства по уходу за кожей, бытовую электронику. ***% всех активных пользователей минимум 1 раз за год оплачивали покупки через смартфон, что говорит о важности разработки не только веб-сайта будущего маркетплейса, но и о необходимости разработки мобильного приложения.
Диаграмма 2. Товары, которые чаще всего польские интернет-пользователи покупают в интернет-магазинах
***
Распределение видов платежей показано на диаграмме ниже:
Диаграмма 3. Распространенные виды оплаты за товары, приобретенные через Интернет в Польше, % от общего количества
***
Важной составляющей в развитии рынка E-commerce является рынок логистических услуг. Опросы интернет-пользователей, проведенный компанией «Postnord» показывают, что получить заказанный товар в течении 2 дней хотят ***% всех покупателей. Ожидать посылку в течении 3-5 дней готовы ***% пользователей. Через 6 дней получить товар готовы всего лишь **% поляков.
На вопрос о том, готовы ли заплатить дополнительно ***€ за экспресс-доставку утвердительно ответило ***% опрошенных.
Для ***% покупателей важна возможность выбрать место доставки, ***% польских покупателей хотят пользоваться экспресс-доставкой. Для ***% интернет-пользователей важен фактор стоимости доставки товара.
С целью масштабирования создаваемого проекта в следующих разделах проведен демографический анализ европейских стран и выбрано 5 рынков для будущего развития маркетплейса.
Диаграмма 4. Ожидание польских интернет-покупателей по срокам доставки товаров с интернет-магазинов, % от общего количества
***
Демографический анализ
По данным исследования «Ecommerce in Europe 2020» (автор: «Рostnord») основными драйверами развития данного направления являются 12 стран: Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Италия, Польша, Испания, Германия, Франция, Швеция, Дания, Норвегия и Финляндия. По этим странам проведен демографический анализ. В анализе учтено количество населения в возрасте от 15 до 79 лет, а также уровень проникновения Интернета. Таким образом, рассчитано количество целевой аудитории по каждой стране.
Таблица 1. Демографический анализ стран Европы
****
Сравнение количества целевой аудитории по странам с активными онлайн-покупателями приведено на диаграмме ниже.
Диаграмма 5. Сравнительная диаграмма онлайн-пользователей с онлайн-покупателями по странам, млн. чел.
***
При выборе самых перспективных стран для развития проекта сравним разрыв по количеству интернет-пользователей с людьми, совершающими регулярно покупки через Интернет. Для этого используем формулу:
∆ = N_ЦА/N_OП , %
где:
NЦА – количество целевой аудитории в стране;
NОП – онлайн-покупатели.
Диаграмма 6. Анализ потенциала роста рынка, %
***
С диаграммы выше видно, что с точки зрения развития рынка самыми перспективными странами являются: Германия, Дания и Бельгия, Финляндия и Франция.
Географический целевой рынок
Проект планируется реализовать в три этапа в зависимости от объемов рынка сферы интернет-торговли и перспектив развития e-commerce в анализируемой стране. Для этого составлен рейтинг стран, в котором учитываются такие критерии:
1. Объем рынка в сегменте «Одежда и обувь» – основной критерий на основе анализа категорий приобретаемых товаров.
2. Процент населения, осуществляющих покупки онлайн.
3. Перспективы роста рынка.
Критерии под номерами «2» и «3» являются вспомогательными критериями с целью определения самых перспективных стран.
Таблица 2. Определение географической представленности
***
Проанализировав таблицу выше составлен рейтинг европейских стран, так этапы вывода маркетплейса на рынки развитых стран выглядят следующим образом:
1-ый этап: Германия, Великобритания, Испания, Франция, Италия.
2-ой этап: Нидерланды, Финляндия, Швеция, Бельгия, Дания.
3-ий этап: Норвегия и др. страны Европейкого Союза.
Ценообразование
Основная модель монетизации маркетплейса – это комиссия с продажи товара через площадку. Размер комиссии за реализацию товаров составляет:
***% в отношении товара категорий: автомобильные товары, спортивное питание и косметика. А также на отдельные товары из категорий: медтехника, строительные инструменты, оргтехника, электроника.
***% в отношении товара категорий: детское питание, канцелярские товары, книжная продукция и диски, красота, продукты питания, косметика, хозяйственные товары, ювелирные украшения.
***% в отношении товара категорий: аксессуары для обуви, бытовая техника, товары для праздника, дом и дача, игрушки, оргтехника, посуда и инвентарь, рукоделие, спортивный товар, техника для кухни, товары для животных, товары для малышей, хранение вещей, электроника.
***% в отношении товара категорий: аксессуары, аксессуары для волос, активный спорт, белье, бижутерия, верхняя одежда, головные уборы, новый год, обувь, одежда, ортопедия, профессиональные музыкальные инструменты, ручной инструмент, садовая техника, садовый инвентарь, сантехника, спортивная обувь, спортивная одежда, спортивные аксессуары, строительные инструменты, шторы и аксессуары, электротранспорт, ювелирная бижутерия.
Средние ежемесячные траты на интернет-покупки по странам за 2020 год показаны на диаграмме ниже:
Диаграмма 7. Ежемесячный средний чек на покупки в Интернете, €/мес.
***
Среднее арифметическое значение по странам составляет *** €. С учетом того, что средний чек в Польше ниже среднестатистического показателя, значение среднего чека принято на уровне *** €/мес. в финансовой модели.
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
7 |
Раздел 1. Описание проекта |
11 |
1.1. Суть и идея проекта |
11 |
1.2. Особенности бизнес-модели |
14 |
1.3. Эффективность создаваемого проекта для покупателей |
17 |
1.4. Привлечение производителей и поставщиков |
18 |
1.5. Комиссии сервиса |
19 |
Раздел 2. Анализ рынка |
23 |
2.1. Польский рынок E-commerce |
23 |
2.2. Демографический анализ |
27 |
2.3. Географический целевой рынок |
29 |
2.4. Ценообразование |
30 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
32 |
3.1. Отбор основных конкурентов и конкурентные преимущества проекта |
32 |
3.2. SWOT-анализ |
36 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
38 |
4.1. Анализ деятельности конкурентных сайтов |
38 |
Раздел 5. Организационный план |
49 |
5.1. Планируемый объем инвестиций в проект |
49 |
5.2. Разработка веб-приложения и мобильного решения |
50 |
5.3. Персонал проекта |
50 |
Раздел 6. Финансовый план |
53 |
6.1. Допущения, принятые для расчетов |
53 |
6.2. Сезонность |
55 |
6.3. Цены |
55 |
6.4. Объемы реализации |
56 |
6.5. Выручка от реализации |
56 |
6.6. Персонал |
57 |
6.7. Затраты |
59 |
6.8. Налоговые отчисления |
60 |
6.9. Расчет собственного оборотного капитала (СОК) |
60 |
6.10. Первоначальные инвестиции |
61 |
6.11. Капитальные вложения |
62 |
6.12. Отчет о прибыли и убытках |
63 |
6.13. Отчет о движении денежных средств |
66 |
6.14. Баланс |
67 |
6.15. Показатели экономической эффективности |
69 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
73 |
7.1. Анализ чувствительности |
73 |
7.2. Анализ безубыточности |
79 |
Раздел 8. Предварительная оценка бизнеса (модель Гордона) |
81 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
84 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Динамика развития польского рынка E-commerce, 2021-2025 гг., млрд. € |
23 |
Диаграмма 2. Товары, которые чаще всего польские интернет-пользователи покупают в интернет-магазинах |
25 |
Диаграмма 3. Распространенные виды оплаты за товары, приобретенные через Интернет в Польше, % от общего количества |
26 |
Диаграмма 4. Ожидание польских интернет-покупателей по срокам доставки товаров с интернет-магазинов, % от общего количества |
27 |
Диаграмма 5. Сравнительная диаграмма онлайн-пользователей с онлайн-покупателями по странам, млн. чел. |
28 |
Диаграмма 6. Анализ потенциала роста рынка, % |
29 |
Диаграмма 7. Ежемесячный средний чек на покупки в Интернете, €/мес. |
31 |
Диаграмма 8. Структура маркетинговых инструментов для онлайн-продвижения с учетом их эффективности, % |
43 |
Диаграмма 9. Динамика выручки по проекту, тыс. € без НДС |
57 |
Диаграмма 10. График вложения первоначальных инвестиций, тыс. € без НДС |
63 |
Диаграмма 11. Чистая прибыль/убыток, 2021-2027 (2 мес.) гг., тыс. € без НДС |
64 |
Диаграмма 12. Чистая прибыль (убыток)/EBITDA, 2021-2027 (2 мес.) гг., тыс. € без НДС |
65 |
|
|
Рисунки |
|
Рисунок 1. Бизнес-модель создаваемого проекта |
16 |
Рисунок 2. Прогноз посещаемости согласно онлайн-калькулятору |
45 |
Рисунок 3. Денежные средства на конец периода, тыс. € |
67 |
Рисунок 4. Аккумулированные денежные потоки по проекту, 2021-2027 (2 мес.) гг., тыс. € |
72 |
Рисунок 5. Точка безубыточности, тыс. € |
80 |
Таблица 1. Демографический анализ стран Европы |
27 |
Таблица 2. Определение географической представленности |
29 |
Таблица 3. Профиль конкурента «Allegro» |
32 |
Таблица 4. Профиль конкурента «Zalando» |
33 |
Таблица 5. Профиль конкурента «Amazon» |
34 |
Таблица 6. Профиль конкурента «OLX» |
35 |
Таблица 7. SWOT-анализ |
36 |
Таблица 8. Количество посетителей на основных маркетплейсах, Польша |
39 |
Таблица 9. Объем потенциального рынка проекта |
40 |
Таблица 10. Маркетинговые инструменты маркетплейсов, Польша |
41 |
Таблица 11. Распределение количества заказов по каналам привлечения клиентов |
43 |
Таблица 12. Исходные параметры, принятые для расчета бюджета на SEO-продвижение |
44 |
Таблица 13. Бюджет на SEO-продвижение согласно онлайн-калькулятора |
44 |
Таблица 14. Бюджет на SEO-продвижение для привлечения 1107 клиентов |
45 |
Таблица 15. Средняя стоимость 1 клика |
46 |
Таблица 16. Бюджет на ключевые слова для привлечения 2 195 клиентов |
46 |
Таблица 17. Бюджет на рекламу у блогеров в социальных сетях YouTubе и Instagram |
46 |
Таблица 18. Рекомендуемый максимальный бюджет на маркетинговые инициативы |
47 |
Таблица 19. Необходимые инвестиции стартовый этап развития проекта |
49 |
Таблица 20. Постоянные расходы на ведение проекта |
49 |
Таблица 21. Штатный персонал проекта |
50 |
Таблица 22. Аутсорсинговый персонал проекта |
52 |
Таблица 23. Терминальная стоимость компании |
82 |
По данным "Анализа рынка кондитерских изделий в странах Евросоюза", подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2023 г их продажи в странах Евросоюза составили 16,9 млн т, что на 2,5% больше, чем в 2019 г. Рост рынка был обусловлен оживлением спроса на шоколадные кондитерские изделия в 2021-2023 гг.
Аудитория крупных интернет-магазинов, занимающихся продажей товаров для взрослых, сокращается. За последние четыре года среднемесячная посещаемость четырех крупных площадок, работающих в сегменте (Vsexshop.ru, «IntimShop», «СексФист» и «Розовый Кролик»), сократилась на треть: с 347 тыс. чел. в месяц в первом полугодии 2019 года до 232 тыс. чел. во втором полугодии 2023 года. В целом, согласно имеющимся данным, в 2020-2021 годах аудитория этих площадок сокращалась, в 2022 году она выросла, а в 2023 году – довольно резко сократилась.
Аналитики «AnalyticResearchGroup» в конце прошлого года провели исследование 200+ интернет-магазинов товаров для хобби в России. В пул проанализированных игроков вошли интернет-магазины разного масштаба, от небольших площадок посещаемостью несколько тысяч человек в месяц, до крупнейших участников рынка, аудитория которых составляет сотни тысяч человек. Включались как магазины, предлагающие широкий ассортимент товаров, так и специализирующиеся на конкретных видах хобби.