Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
К данному бизнес-плану прилагается финансовая модель в отдельном файле, которая позволяет с легкостью выстроить новый финансовый план методом ввода соответствующих данных
***
Идея проекта: создание транспортной компании по перевозке легковых автомобилей и легкой коммерческой техники. Для реализации проекта планируется закупить 4 автовоза.
Рыночная ситуация:
1. Автопарк легковых автомобилей увеличился на ***% в 2020 году по сравнению с 2010 годом, средний прирост рынка составляет ***% в год.
2. При дальнейшем прогнозируемом росте рынка автомобильного производства автопроизводители столкнутся с острым дефицитом специализированного транспорта для дистрибуции автомобилей.
3. Развиваются новые формы сотрудничества, коллаборации между автопроизводителями и крупными игроками на рынке транспортных услуг. Разрабатываемые проекты нацелены на долгосрочное сотрудничество с совместным инвестированием в новый парк. Эта активность позволит уменьшить средний возраст парка и предотвратить резкое выбытие большого количества подвижного состава.
4. Трендом 2021 года является развитие онлайн-продаж автомобилей, что открывает новые возможности для рынка транспортировки таких транспортных средств на автовозах.
Конкурентное окружение: ТК «Автовоз РФ», ТК Автовоз №1, ТК «Авто-1», ТЛК «ДМ Логистик групп», ТК «Импокар».
Финансовые показатели проекта:
Показатель |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
23 471 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
IRR |
% |
56% |
Индекс прибыльности (PI) |
раз |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
39 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Тенденции развития отрасли
В последнее время в России перевозки автомобилей с помощью автовозов в сравнении с любыми другими типами перевозок, развиваются наиболее динамично. Основная причина – происходящий из года в год значительный рост автомобильного импорта. По прогнозам аналитиков рост рынка легковых автомобилей является стабильно высоким.
Так по сравнению с 2010 годом в 2020 году автопарк легковых автомобилей увеличился на ***%.
Диаграмма 1. Российский автопарк в 2010 и 2020 годах, млн. шт.
***
Поскольку импорт показывает стабильный рост, перспективы у компаний, занятых доставкой в страну легковых автомобилей, весьма благоприятны, потенциал их высок.
Помимо транспортировки подержанных машин из-за границы в Россию и между регионами, так же активно развивается рынок по продаже новых автомобилей. Все больше регионов имеют дилерские офисы.
На сегодняшний день в России насчитывается *** действующих предприятия по продаже новых автомобилей, работающих напрямую по контракту с автопроизводителями. В январе 2020 года, было *** официальных автоцентров. Период карантина не пережило *** предприятий, они или прекратили свою деятельность или объединились в более крупные представительства.
Трендом 2021 года является развитие прямых онлайн-продаж автомобилей, где дилерским центрам отводится роль технической поддержки. По мнению экспертов, рост спроса на дистанционные продажи требует надежной розничной логистики.
Диаграмма 2. Динамика продаж новых легковых автомобилей за период февраль 2020 г. – июль 2021 г.
***
Эти факторы указывают на потенциальные возможности для востребованности услуг по транспортировке легковых автомобилей.
Согласно статистическим данным за 5 месяцев 2021 года ***% от общего объема купленных в РФ легковых автомобилей с пробегом, пришлось на иномарки, соответственно ***% – это машины отечественного производства. Резко отличается от общероссийской статистики показатели Северного Кавказа, там соотношение приобретения подержанных автомобилей российских брендов ***%, а зарубежных ***%. Такие показатели говорят о том, что рынок продаж автомобилей в Северо-Кавказском регионе является малоразвитым и требует особого внимания.
Диаграмма 3. Соотношение продаж б/у автомобилей, Россия, %
***
Увеличение объема продаж автомобилей в последние годы напрямую зависит от оказываемой государственной поддержки. За 11 месяцев 2020 г. с помощью государственной поддержки продано *** автомобилей. Из них *** машин продано по программе льготного кредитования, бюджет которой составил *** млрд. рублей.
С 2022 года планируется распространить программу льготного кредитования так же и на экологические виды транспорта.
Таким образом, можно сделать вывод, что прогноз на рынок продаж легковых автомобилей в прогнозируемом периоде будет стабильно высоким и значит, соответственно, будет спрос на услуги по транспортировке этих автомобилей.
Анализ рынка услуг по транспортировке автомобилей
Рынок услуг по транспортировке автомобилей является достаточно развитым. В Москве существует *** компании, предлагающие услуги по перевозке автомобилей. Несмотря на увеличение продаж, основные игроки рынка перевозки с заводов-производителей в дилерские салоны свои производственные мощности, не увеличивали. Это связано с тем, что после провала продаж в 2019-2020 годах появился избыток таких мощностей и крупные компании-перевозчики старались сокращать свои расходы, увеличивая процент загрузки имеющегося транспорта и отдавая часть заказов сторонним подрядчикам.
Доставку новых автомобилей в дилерские салоны организуют дистрибьюторы автопроизводителей, которые сотрудничают с перевозчиками, обладающими парком специального транспорта – автовозов, эвакуаторов и вагонов-автомобилевозов.
Автовоз – специализированный грузовой транспорт, предназначенный для перевозки легковых автомобилей и микроавтобусов на любые расстояния и в любые районы транспортной доступности. Также автовозы используются для перевозки грузовиков, колесных тракторов, мотоциклов и катеров.
По России разрешено перевозить до *** автомобилей на одном автовозе, длина не должна превышать длину *** метров.
Эвакуатор – специальное транспортное средство, предназначенное для погрузки, разгрузки и перевозки. Перевозка осуществляется посредством полной или частичной погрузки, либо буксировки транспортного средства. Эвакуатор оборудован специальной платформой с лебёдкой, либо с манипулятором.
Вагон автомобилевоз – грузовые вагоны специального назначения для перевозки автомобилей, прицепов к ним, микроавтобусов и троллейбусов. Представляют собой крытый вагон, либо платформу, с двумя ярусами для увеличения вместимости, у них относительно большая масса при низкой грузоподъёмности.
Участников рынка перевозок розничных автомобилей можно разделить на три группы:
Крупные транспортные компании – большие дилерские холдинги с автопарком в 100 и более единиц. Объем перевозок – тысячи автомобилей в месяц по морю, железной дороге и автотранспортом. Машины обычно развозятся с заводов-производителей в большие логистические центры, откуда доставляются дилерам. Компании этого сегмента отличаются высокими ценами и четкой организацией всех бизнес-процессов.
Средние предприятия, имеющие 50-100 единиц спецтранспорта. Обычно работают на субподряде у крупных перевозчиков. Это более гибкие компании, они работают со всеми клиентами, в том числе и с физическими лицами, у них более низкие цены, но сроки доставки не такие жесткие, как у более крупных предприятий.
Мелкие перевозчики с автопарком от одного до пяти транспортных средств. Обычно работают в каком-либо регионе и возят автомобили в центр и обратно. Берутся за разные заказы, в том числе по перевозке катеров, аварийных автомобилей и дачных прицепов.
Кроме того, на рынке существуют посредники – предприниматели, имеющие раскрученный сайт, или площадки-агрегаторы, получающие заказы от клиентов и передающие их реальным перевозчикам за комиссионное вознаграждение.
Структура рынка перевозок легковых автомобилей показано на диаграмме ниже. Основной объем перевозок осуществляется автовозами с прицепом (***%), второе место занимают вагоны-автовозы. Менее всего используют эвакуаторы – -***%.
Диаграмма 4. Структура рынка перевозок в разрезе видов
***
Можно выделить ряд факторов, влияющих на развитие рынке:
1. Рост производства новых автомобилей. После значительного падения в 2015-2016 гг. авторынок начал восстанавливаться – спрос, а за ним и предложение стали увеличиваться. Соответственно, вырос спрос и на перевозки с заводов в точки продаж.
2. Постепенное выбытие автовозов, в связи с их естественным износом и более медленное пополнение автопарков новыми транспортными средствами. Из-за появившегося дефицита производители были вынуждены отдавать часть заказов компаниям второго эшелона – средним перевозчикам.
3. Рост среднего возраста автовозов. При этом крупные компании, которые обычно реализовывали свой транспорт после достижения срока эксплуатации в 10 лет или пробега в 1 млн. километров, стали испытывать затруднения со сбытом из-за усложнения условий лизинга техники на вторичном рынке, а также значительного удорожания новых автовозов-прицепов.
4. Снижение рентабельности из-за роста цен на топливо, введения системы «Платон», подорожания запчастей на импортную технику и низких тарифов на перевозку, которые устанавливают автопроизводители. Таким образом, часть средних компаний была вынуждена уйти с рынка. Крупные перевозчики испытывают некоторые затруднения, но имеют большой запас прочности и сохраняют свои рыночней позиции.
При анализе изменения количества автовозов, было принято допущение о том, что компании-перевозчики выводят машину из эксплуатации при достижении 10 лет. Однако на текущий момент ситуация складывается обратным образом. Крупным компаниям проще и выгоднее проводить капитальный ремонт автовозов с дальнейшим их использованием в течение 4-5 лет, чем инвестировать в новый парк. Анализ статистики ГИБДД по зарегистрированным прицепам-автовозам показал, что их прирост значительно отстает от темпов выбытия.
Диаграмма 5. Обновление парка автоперевозчиков в России за период 2015-2017 годы
***
Несмотря на снижение объемов продаж новых легковых и легковых коммерческих автомобилей в 2019-2020 годах, количество автовозов будет увеличиваться. Крупные перевозчики будут стремиться полностью вернуть себе контракты с автопроизводителями, а для этого им нужно ликвидировать дефицит спецтранспорта, чтобы иметь возможность гарантировать требуемые объемы и сроки перевозок.
Случаи доставки легковых автомобилей на эвакуаторах непосредственно с завода-изготовителя крайне редки. В основном этот способ перевозки используется как вспомогательный в крупных городах. Таким образом, отправка эвакуатором – это, как правило, часть логистической цепочки по доставке новых автомобилей до розничных точек продаж. Эвакуаторы активно используются для перевозки автомобилей внутри городов, куда въезд большегрузного транспорта ограничен или запрещен, а также для подвоза транспортных средств для погрузки на железнодорожные платформы.
В связи с тем, что на эвакуаторах перевозятся не только новые, но и аварийные машины, выделить отдельно объемы и факторы влияния в сегменте, относящемся к теме настоящего исследования, довольно затруднительно.
Одним из основных факторов рынка по перевозке автомобилей на автовозах, является квалификация водителей. Как правило, водители автовозов несут большую ответственность, чем водители других грузовых транспортных средств, в частности водители фур. В связи с этим их заработная плата выше, а профессия востребована. В последнее время ситуация изменилась, и зарплата водителей автовозов сравнялась с оплатой водителей других грузовых автомобилей, что, безусловно, имело негативные последствия и привело к дефициту водителей автовозов. Также стоит отметить ограниченное количество образовательных структур по подготовке квалифицированных водителей, что влечет большой процент некачественного оказания услуг, например повреждения готовых автомобилей, поскольку привлекаются водители без специальных компетенций. Крупные компании, как правило, проводят курсы подготовки для водителей автовозов.
Содержание |
2 |
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме |
6 |
Раздел 1. Анализ рынка |
8 |
1.1. Краткая характеристика региона |
8 |
1.2. Государственное регулирование отрасли |
11 |
1.3. Тенденции развития отрасли |
13 |
1.4. Анализ рынка услуг по транспортировке автомобилей |
16 |
1.5. Выводы |
22 |
Раздел 2. Конкурентный анализ |
24 |
2.1. Структура парка автовозчиков |
24 |
2.2. Конкурентный анализ |
27 |
2.3. Выводы |
30 |
Раздел 3. Маркетинговый план |
33 |
3.1. Позиционирование услуг на рынке |
33 |
3.2. Сайт и продвижение |
35 |
4. Организационно-производственный план |
40 |
4.1. Транспорт |
40 |
4.2. Аренда помещений |
43 |
4.3. Планируемое штатное расписание сервисного центра |
44 |
Раздел 5. Финансовый план |
45 |
5.1. Допущения, принятые для расчетов |
45 |
5.2. Сезонность |
47 |
5.3. Цены |
47 |
5.4. Объемы реализации |
48 |
5.5. Выручка от реализации услуг |
49 |
5.6. Персонал |
50 |
5.7. Затраты |
51 |
5.8. Налоговые отчисления |
52 |
5.9. Расчет собственного оборотного капитала (СОК) |
52 |
5.10. Первоначальные инвестиции |
54 |
5.11. Отчет о прибыли и убытках |
54 |
5.12. Отчет о движении денежных средств |
57 |
5.13. Баланс |
58 |
5.14. Показатели экономической эффективности |
60 |
Раздел 6. Анализ рисков проекта |
63 |
6.1. Анализ чувствительности |
63 |
6.2. Анализ безубыточности |
69 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
72 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Российский автопарк в 2010 и 2020 годах, млн. шт. |
14 |
Диаграмма 2. Динамика продаж новых легковых автомобилей за период февраль 2020 г. – июль 2021 г. |
15 |
Диаграмма 3. Соотношение продаж б/у автомобилей, Россия, % |
16 |
Диаграмма 4. Структура рынка перевозок в разрезе видов |
19 |
Диаграмма 5. Обновление парка автоперевозчиков в России за период 2015-2017 годы |
20 |
Диаграмма 6. Сезонность по объемам реализации услуг, % в зависимости от месяца |
47 |
Диаграмма 7. Динамика выручки по проекту, тыс. руб. |
50 |
Диаграмма 8. Распределение центров прибыли, % |
50 |
Диаграмма 9. Чистая прибыль/убыток, 2021-2025 гг., тыс. руб. |
55 |
Диаграмма 10. Чистая прибыль (убыток)/EBITDA, 2021-2025 гг., тыс. руб. |
56 |
|
|
Рисунки |
|
Рисунок 1. Маршрут *** |
8 |
Рисунок 2. Lohr Eurolohr |
24 |
Рисунок 3. Rolfo Blizzard |
25 |
Рисунок 4. Закрытый автовозный прицеп KÄSSBOHRER |
26 |
Рисунок 5. Mercedes Benz Actros 1841 |
40 |
Рисунок 6. Сезонность по среднему чеку, % в зависимости от месяца |
47 |
Рисунок 7. Денежные средства на конец периода, тыс. руб., 2021-2026 гг. |
58 |
Рисунок 8. Аккумулированные денежные потоки по проекту, 2021-2026 гг., тыс. руб. |
62 |
Рисунок 9. Точка безубыточности, тыс. руб. |
70 |
Таблица 1. Тарифы платных участков дороги *** для грузовых автомобилей высотой 2,6+ и количество осей 3+, рублей. |
9 |
Таблица 2. Транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог общего пользования федерального значения |
10 |
Таблица 3. Сравнительная характеристика автовозов |
26 |
Таблица 4. Профиль конкурентного проекта ТК «Автовоз РФ» |
27 |
Таблица 5. Профиль конкурентного проекта Транспортная компания «Автовоз №1» |
28 |
Таблица 6. Профиль конкурентного проекта ТЛК «ДМ Логистик групп» |
28 |
Таблица 7. Профиль конкурентного проекта ТК «Авто-1» |
29 |
Таблица 8. Профиль конкурентного проекта Транспортная компания ООО «Импокар» |
29 |
Таблица 9. Средний уровень цен на доставку, руб. |
31 |
Таблица 10. Тарифы на размещение объявлений на сайтах-агрегаторах. |
38 |
Таблица 11. Маркетинговые расходы на интернет-рекламу и рекламу в соц.сетях |
39 |
Таблица 12. Предложение по аренде офисных помещений в базе «Циан». |
43 |
Таблица 13. Штатное расписание |
44 |
Динамика российского рынка аренды грузовых автомобилей демонстрирует стабильный положительный тренд на протяжении анализируемого периода.
Внутреннее производство автомобилей в стране по итогам 2019 года демонстрировало снижение показателей во всех сегментах. Влияние пандемии COVID-19 — вынужденная приостановка деятельности автомобильных заводов и сокращение реальных располагаемых доходов населения усилили негативные тенденции в 2020 году.
По данным исследования ГидМаркет на протяжении последних 5 лет объем перевезенного груза речным транспортом снижался (исключение составляет 2015 год, когда данный показатель вырос на 2,1% относительно 2014 года и 2017 год, когда показатель остался практически на уровне 2016 года). В 2018 году данным видом транспорта было перевезено 109,2 млн тонн груза, что на 7,8% ниже, чем в 2017 году. По итогам 2019 года объем перевезенного груза речным транспортом составил 91,8 млн тонн, что на 15,9% меньше, чем в 2018 году.