По данным исследования ГидМаркет на протяжении последних 5 лет объем перевезенного груза речным транспортом снижался (исключение составляет 2015 год, когда данный показатель вырос на 2,1% относительно 2014 года и 2017 год, когда показатель остался практически на уровне 2016 года). В 2018 году данным видом транспорта было перевезено 109,2 млн тонн груза, что на 7,8% ниже, чем в 2017 году. По итогам 2019 года объем перевезенного груза речным транспортом составил 91,8 млн тонн, что на 15,9% меньше, чем в 2018 году.
Сокращение объемов перевозок как грузов, так и пассажиров в 2018 году объясняется тем, что в 8 из 14 бассейнов уровни воды были ниже проектных, что привело к необходимости применения ограничений по степени осадки транспортных средств. Это отрицательно повлияло на условия судоходства.
Причиной спада в 2019 году называют не только недостаточно высокий уровень воды, но и состояние экономики.
Один из речников - Иван Булах (генеральный директор ООО «Торнадо» - лоцманские перевозки) говорит о переброске большого объема грузов в сторону Каспийского и Балтийского морей на железные дороги. Снижение объема грузоперевозок нефти связано в основном с долгими ремонтными работами на Сызранском и Самарском НПЗ (нефтеперарботка).
Также проблемы есть с шлюзом No 7 на Канале им. Москвы, Городецкого шлюза на Волге. Эксперты говорят также о проблеме обмеления Волги. Указанные проблемы отрицательно сказываются на договорных отношениях отправителей и перевозчиков грузов.