Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
***
Идея проекта: организация деятельности интернет-магазина теплоизоляционных материалов.
Рыночная ситуация:
1. В 2020 г. объем российского рынка минеральной теплоизоляции вырос на ***% по сравнению с 2019 г. Сегмент минеральной изоляции в денежном выражении даже увеличился на ***%, достигнув *** млрд. руб. В 2019 г. объем потребления минеральной изоляции составил *** млрд. руб., на ***% больше, чем в 2018 г., причем рост был достигнут исключительно за счет повышения цен – производство в количественном выражении осталось на уровне 2018 года. Согласно экспертным оценкам, в 2021 году рынок вернется к характерному для него умеренному росту в ***%, при этом рост в количественном и в денежном выражении должен уравняться.
2. Каменная вата (в первую очередь – базальтовая) продолжает оставаться самым популярным теплоизоляционным материалом на строительном рынке России. По итогам 2020 года доля этого утеплителя составляет около ***% от совокупного объема продаж всех видов изоляционных материалов в РФ. Выпуск каменной ваты в 2020 г. вырос на ***%, в то время как стекловолокна – снизился на ***%, продолжив тенденцию 2019 года – в количественном выражении производство каменной ваты осталось на уровне 2018 г., а выпуск стекловолокна снизился на ***%.
3. Общий объем изготовленного в России минерального утеплителя оценивается Росстатом в *** млн. м3.
4. Лидерами по потреблению теплоизоляции в стране являются Центральный (***% всего потребления) и Приволжский (***% потребления) федеральные округа. Основным потребителем теплоизоляционных материалов является строительная индустрия. На нее приходится ***% всего используемого утеплителя. Примерно ***% от объема производимой теплоизоляции потребляется жилищно-коммунальным хозяйством.
5. Потенциальное количество заказов в интернет-магазине проекта составляет *** ед./мес., а объем потенциально рынка – *** руб./мес.
Конкурентное окружение: ООО «ТЕРМАНИКА», ООО «ЭнергоТеплоСистемы», ООО ТД «Еврозоил», ООО ГК «ТеплоСила».
Маркетинговые инструменты: сайт, SEO-продвижение, поиск по ключевым словам, реклама YouTubе и Instagram, е-mail рассылка, участие в выставках.
Финансовые показатели проекта:
Показатель |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
12 405 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
PI |
% |
80% |
IRR |
раз |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
33 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Рынок теплоизоляционных материалов
Объем рынка изоляции в России напрямую зависит от объема рынка строительства и от его колебаний. В целом это определяет равномерное развитие сегмента без существенных пиков роста и падения, как правило не превышающих ***%. Рынок относится к традиционным и поэтому кризисы в строительной отрасли отражаются на нем опосредованно и смягченно.
Так, в 2020 г. объем российского рынка минеральной теплоизоляции вырос на ***% по сравнению с 2019 г. Падение объемов продаж в период весеннего локдауна было компенсировано высоким спросом во второй половине года.
Кроме того, свою роль сыграло то, что даже в условиях карантина рынок использовал отложенный спрос на фоне провального по меркам отрасли 2019 года: так, в 2019 г. производство утеплителя сократилось на ***%, а потребление теплоизоляционных материалов в России снизилось на ***%, в результате падения темпов роста объемов строительства в стране почти до нулевого уровня - по данным Росстата, темпы строительства в России в 2019 году выросли всего на ***%.
В 2020 г., напротив, сегмент минеральной изоляции в денежном выражении даже увеличился на ***%, достигнув *** млрд. руб. Данная тенденция была связана со значительным всплеском спроса на минеральную изоляцию после локдауна, вызванным как отложенным спросом, так и рекордно низкой ставкой по ипотеке, что привело к дефициту теплоизоляционных материалов и, как следствие, росту цен. В это же время объем производства минеральной изоляции, согласно данным Росстата, за 10 месяцев 2020 года уменьшился на ***% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
При этом в 2019 г. объем потребления минеральной изоляции составил *** млрд. руб., на ***% больше, чем в 2018 г., причем рост был достигнут исключительно за счет повышения цен – производство в количественном выражении осталось на уровне 2018 года.
В целом динамика за последние 10 лет и прогноз на два года представлены на Диаграмме 1 ниже.
Диаграмма 1. Объем рынка теплоизоляционных материалов в России
***
Как видно из данных Диаграммы, с 2010 по 2012 гг. наблюдался рост рынка, вызванный увеличением спроса на фоне восстановления после кризиса 2008 года. С 2014 по 2017 гг. имело место снижение объемов, связанное с общим падением деловой активности в стране. На фоне этих колебаний спад 2020 года, вызванный локдауном, прошел практически незаметно.
Рассмотрим прогнозы по росту рынка в ближайшие два года.
Согласно экспертным оценкам, в 2021 году рынок вернется к характерному для него умеренному росту в ***%, при этом рост в количественном и в денежном выражении должен уравняться. Так, согласно данным крупнейших производителей минеральной изоляции, уже по состоянию на конец 2020 года те регионы, где строительный сезон завершился первым (Сибирь, Дальний Восток и часть регионов Урала), стали бездефицитными, что свидетельствует о выравнивании рынка.
При этом ожидать более высоких темпов роста до 2022 года не стоит: согласно данным Минэкономразвития рост промышленного и гражданского строительства и потребления стройматериалов тормозится за счет сокращения инвестиций в основной капитал (***% в 2020 г.) и снижения реальных доходов населения (***% в 2020 г.) на фоне последствий локдауна. Восстановление экономики до уровня 2019 г. по данным ведомства планируется не раньше 3 квартала 2021 – 1 квартала 2022 года.
По другим оценкам, в 2021 г. спад потребления в количественном выражении может составить до ***% на фоне продолжающейся стагнации в строительстве.
Такая разница в прогнозах объясняется расхождениями в оценках планируемых государственных инвестиций, которые могут стать ключом к разрешению сложившейся ситуации, либо, в случае их снижения, напротив, спровоцировать стагнацию в сегменте – в 2020 г. именно госинвестиции в федеральные целевые программы обеспечивали основной рост объемов строительства в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Сибирском (в основном – Тыва, Хакасия, Алтайский край, Иркутская, Кемеровская, Омская и Томская области) и Дальневосточном федеральных округах. Так, драйверами роста стало финансирование программ реновации и обеспечения жильем военных, строительство социальной инфраструктуры, в том числе коронавирусных госпиталей.
Далее рассмотрим структуру рынка исходя из видов теплоизоляционных материалов.
В целом, минеральная вата различных видов занимает примерно ***% от общего объема всех теплоизоляционных материалов в России.
Каменная вата (в первую очередь – базальтовая) продолжает оставаться самым популярным теплоизоляционным материалом на строительном рынке России. По итогам 2020 года доля этого утеплителя составляет около ***% от совокупного объема продаж всех видов изоляционных материалов в РФ. Следует отметить, что за последние годы доля данного материала несколько снизилась: еще в 2016 г. доля каменной ваты в сегменте была около ***%. Это связано с появлением новых материалов, таких как фольгированный пенополиэтилен, а также ростом доли рынка, занимаемой экструдированным пенополистиролом.
Наглядно пропорции деления рынка по типам изоляции представлены на Диаграмме 2.
Диаграмма 2. Деление рынка по видам теплоизоляционных материалов
***
Выпуск каменной ваты в 2020 г. вырос на ***%, в то время как стекловолокна – снизился на ***%, продолжив тенденцию 2019 года – в количественном выражении производство каменной ваты осталось на уровне 2018 г., а выпуск стекловолокна снизился на ***%, В итоге, к концу 2020 г. доля продукции из каменной ваты составила ***%, стекловаты – ***%. Это связано с тем, что разница в цене между каменной и стеклянной ватой продолжает уменьшаться, при этом эксплуатационные характеристики первой, как было показано в предыдущем подразделе, значительно лучше. Также из года в год продолжают снижаться выпуск и продажа обычного пенополистирола – с примерно ***% рынка в 2014 году до ****% в 2020 г. На этом фоне особенно показательно выглядит рост доли рынка экструдированного пенополистирола – с *** до ****% за тот же период.
Общий объем изготовленного в России минерального утеплителя оценивается Росстатом в *** млн. м3.
В региональном разрезе лидерами по приросту потребления теплоизоляции в 2020 г. стали Сибирский и Уральский федеральные округа. В данных регионах рост составил порядка ***% и был вызван активным строительством в сегменте ПГС и завершением ранее начатых объектов. Падение объемов потребления теплоизоляционных материалов на Дальнем Востоке, в Москве и Северо-Западном округе оценивается в ***%, ***% и ***% соответственно – в силу остановки рынка во время весеннего локдауна.
В целом, лидерами по потреблению теплоизоляции в стране являются Центральный (***% всего потребления) и Приволжский (***% потребления) федеральные округа.
Еще одной тенденцией 2020 года стал обвал импортных поставок теплоизоляции – на ***% за 9 месяцев 2019 года. Основной причиной стало закрытие границ, таким образом, можно ожидать, что в 4 квартале ситуация несколько отыгралась в пользу импортеров.
Впрочем, на рынке и та и другая тенденция сказалась мало – объем импорта в 2019 г. составляя всего лишь около ***% от общего объема рынка теплоизоляционных материалов.
Наглядно структура потребления на рынке теплоизоляционных материалов представлена на Диаграмме 3 ниже.
Диаграмма 3. Структура потребления на рынке ТИМ
***
С другой стороны, на падение объемов импорта повлияло снижение потребности России в специализированных продуктах (для судостроения и технической изоляции), которые в основном завозятся из-за рубежа.
Экспорт теплоизоляционных материалов также просел, однако не так критично – на ***%, что было вызвано локдауном за рубежом.
В 2021 году ожидается рост как импортной, так и экспортной активности. Во втором случае это связано с ужесточением противопожарных норм и активной реализацией программ по снижению энергопотребления зданий в странах ЕС. Как ожидается, российские предприятия с помощью экспортных поставок смогут компенсировать профицит своих мощностей, образовавшийся из-за стагнации на российском рынке в случае, если выровняется ситуация с дефицитом внутрироссийских поставок, описанная выше. В противном случае это может привести к дополнительному росту цен.
На сегодняшний день рынок сохраняет возможности для роста в силу того, что потребление теплоизоляции пока не дотягивает до уровня, например, стран Северной Европы. Так, в Норвегии, на тысячу жителей ежегодно используется около *** м3 данного материала. В России этот показатель меньше примерно в *** раза.
Основным потребителем теплоизоляционных материалов является строительная индустрия. На нее приходится ***% всего используемого утеплителя. Примерно ***% от объема производимой теплоизоляции потребляется жилищно-коммунальным хозяйством.
Около 58% производства теплоизоляционных материалов в России сконцентрировано у 5 ключевых игроков рынка – «Технониколь», Rockwool Russia, ООО «БТХ», URSA, Saint-Gobain, BASWOOL, каждый из которых имеет производственные площадки в различных регионах России. Рыночная доля наиболее крупного производителя, компании «Технониколь» превышает ***%, также данная компания обеспечивает около ***% экспортных поставок. Ближайший конкурент – Saint-Gobain – сохраняет долю рынка около ***%. Всего в России работает около *** заводов, из них компании «Технониколь» принадлежит ***. Из указанных 50 предприятий около *** можно отнести к категории крупных, на которых выпускается более 1-1,5 млн. м3 минеральной ваты в год. Около *** предприятий являются средними, их объемы варьируются от 200 до 600 тыс. м3в год.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на спады деловой активности, вызванные колебаниями на рынке строительства, рынок теплоизоляционных материалов остается достаточно предсказуемым. Новые игроки на нем появляются редко, в целом рынок представляет собой классическую олигополию, структура которой нарушается только при появлении новых современных материалов, которые постепенно вытесняют с рынка устаревшие решения.
Потенциальный рынок проекта
В таблице ниже представлено количество посетителей на сайтах и подписчиков в социальных сетях интернет-магазинов, действующих на рынке теплоизоляционных материалов России.
Таблица 1. Количество посетителей на сайтах и подписчиков в социальных сетях интернет-магазинов теплоизоляционных материалов
***
На основе представленных данных произведем расчет потенциального рынка проекта.
Таблица 2. Объем потенциального рынка проекта
***
Потенциальное количество заказов в интернет-магазине проекта составляет *** ед./мес., а объем потенциально рынка – *** руб./мес.
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
7 |
Раздел 1. Описание проекта |
9 |
1.1. Идея проекта |
9 |
1.2. Виды и характеристика теплоизоляции |
9 |
Раздел 2. Анализ рынка |
21 |
2.1. Рынок теплоизоляционных материалов |
21 |
2.2. Рынок инновационной теплоизоляции |
28 |
2.3. Инновационные решения в сфере обогрева помещений |
38 |
2.4. Современные решения в сфере монтажа теплоизоляционных материалов |
43 |
2.5. Потенциальный рынок проекта |
49 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
51 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
55 |
4.1. Сайт |
55 |
4.2. Эффективность маркетинговых инструментов |
56 |
4.3. Каналы привлечения клиентов |
57 |
4.3.1. SEO-продвижение |
57 |
4.3.2. Поиск по ключевым словам |
58 |
4.3.3. Реклама в социальных сетях |
59 |
4.3.4. Графические баннеры |
60 |
4.3.5. Е-mail рассылка |
60 |
4.3.6. Бюджет на маркетинговые инициативы |
60 |
4.3.7. Экспериментальный маркетинг |
60 |
4.4. Участие в выставках |
61 |
Раздел 5. Организационный план |
62 |
5.1. Производители и дистрибьюторы |
62 |
5.2. Аренда помещения |
66 |
5.3. Оборудование |
67 |
5.4. Персонал |
67 |
Раздел 6. Финансовый план |
68 |
6.2. Сезонность |
70 |
6.3. Цены |
71 |
6.4. Объемы реализации |
71 |
6.5. Выручка |
72 |
6.6. Персонал |
73 |
6.7. Затраты |
74 |
6.8. Налоги |
76 |
6.9. СОК |
76 |
6.10. Инвестиции |
77 |
6.11. Капитальные вложения |
78 |
6.12. Отчет о прибыли и убытках |
79 |
6.13. Отчет о движении денежных средств |
81 |
6.14. Баланс |
83 |
6.15. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
85 |
6.16. Показатели экономической эффективности |
86 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
91 |
7.1. Анализ чувствительности |
91 |
7.2. Анализ безубыточности |
99 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
103 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Объем рынка теплоизоляционных материалов в России |
22 |
Диаграмма 2. Деление рынка по видам теплоизоляционных материалов |
24 |
Диаграмма 3. Структура потребления на рынке ТИМ |
26 |
Диаграмма 4. Структура маркетинговых инструментов для онлайн-продвижения с учетом их эффективности, % |
56 |
Диаграмма 5. Прогноз посещаемости согласно онлайн-калькулятора |
58 |
|
|
Рисунки |
|
Рисунок 1. Монтаж утеплителя из ППУ |
30 |
Рисунок 2. Аэрогелевый утеплитель Aspen Pyrogel XT |
31 |
Рисунок 3. Вспененный каучук |
32 |
Рисунок 4. Графитовый пенопласт |
32 |
Рисунок 5. Срез PIR-плиты |
33 |
Рисунок 6. Изоспан |
34 |
Рисунок 7. Вспученный перлит |
35 |
Рисунок 8. Утепление жидким пенопластом |
37 |
Рисунок 9. Теплонакопитель талькомагнезитовый Elnur Gabarron |
39 |
Рисунок 10. Керамогранитный теплонакопительный обогреватель ТЕРМОЛИТ |
40 |
Рисунок 11. Керамическая панель NIKAPANELS |
41 |
Рисунок 12. ИК-обогреватель Алмак |
41 |
Рисунок 13. Пример смонтированного ПЛЭН-обогревателя ЭСБ-Технологии |
42 |
Рисунок 14. Инфракрасно-конвективный обогреватель СТН на основе аморфной металлической ленты |
43 |
Рисунок 15. Дюбель-гильза с шурупом для дерева |
44 |
Рисунок 16. Винтовой дюбель с креплением вровень (слева) и с термозаглушкой справа) |
45 |
Рисунок 17. Ударный дюбель |
46 |
Рисунок 18. Спиральный дюбель |
46 |
Рисунок 19. Распорный дюбель с буром |
47 |
Рисунок 20. Дюбель-гвоздь |
47 |
Рисунок 21. Дополнительная головка дюбеля диаметром 140 (слева) и 90 (справа) мм |
48 |
Рисунок 22. Пластиковая рейка для крепления плит из экструдированного пенополистирола |
48 |
Рисунок 23. Пример главной страницы сайта |
56 |
Таблица 1. Характеристики стекловаты |
12 |
Таблица 2. Характеристики каменной ваты |
13 |
Таблица 3. Характеристики шлаковаты |
14 |
Таблица 4. Характеристики пеностекла |
15 |
Таблица 5. Характеристики пенопласта |
15 |
Таблица 6. Характеристики экструдированного пенополистирола |
16 |
Таблица 7. Характеристики пенополиэтилена |
18 |
Таблица 8. Характеристики фольгированного пенополиэтилена |
19 |
Таблица 9. Характеристики пенополиуретана |
19 |
Таблица 10. Сводная таблица по теплоизоляционным материалам |
20 |
Таблица 11. Примерная стоимость материалов, Россия |
20 |
Таблица 12. Количество посетителей на сайтах и подписчиков в социальных сетях интернет-магазинов теплоизоляционных материалов |
49 |
Таблица 13. Объем потенциального рынка проекта |
49 |
Таблица 14. Профиль конкурентного проекта ООО «ТЕРМАНИКА» |
51 |
Таблица 15. ООО «ЭнергоТеплоСистемы» |
52 |
Таблица 16. ООО ТД «Еврозоил» |
53 |
Таблица 17. ООО ГК «ТеплоСила» |
53 |
Таблица 18. Распределение количества заказов по каналам привлечения клиентов |
57 |
Таблица 19. Исходные параметры, принятые для расчета бюджета на SEO-продвижение |
57 |
Таблица 20. Бюджет на SEO-продвижение согласно онлайн-калькулятора |
58 |
Таблица 21. Бюджет на SEO-продвижение для привлечения клиентов |
58 |
Таблица 22. Средние значения показателей при объеме трафика 62 |
59 |
Таблица 23. Бюджет на ключевые слова для привлечения клиентов |
59 |
Таблица 24. Бюджет на рекламу в социальных сетях YouTubе и Instagram |
59 |
Таблица 25. Рекомендуемый бюджет на маркетинговые инициативы |
60 |
Таблица 26. Контактные данные производителей (дистрибьюторов) современных теплоизоляционных материалов |
62 |
Таблица 27. Контактные данные производителей (дистрибьюторов) инновационных отопительных приборов |
65 |
Таблица 28. Предложения аренды складских помещений в базе недвижимости «ЦИАН», г. Москва |
66 |
Таблица 29. Предложения аренды офисных помещений в базе недвижимости «ЦИАН», г. Москва |
66 |
Таблица 30. Оборудование |
67 |
Таблица 31. Штат персонала |
67 |
Аудитория крупных интернет-магазинов, занимающихся продажей товаров для взрослых, сокращается. За последние четыре года среднемесячная посещаемость четырех крупных площадок, работающих в сегменте (Vsexshop.ru, «IntimShop», «СексФист» и «Розовый Кролик»), сократилась на треть: с 347 тыс. чел. в месяц в первом полугодии 2019 года до 232 тыс. чел. во втором полугодии 2023 года. В целом, согласно имеющимся данным, в 2020-2021 годах аудитория этих площадок сокращалась, в 2022 году она выросла, а в 2023 году – довольно резко сократилась.
Аналитики «AnalyticResearchGroup» в конце прошлого года провели исследование 200+ интернет-магазинов товаров для хобби в России. В пул проанализированных игроков вошли интернет-магазины разного масштаба, от небольших площадок посещаемостью несколько тысяч человек в месяц, до крупнейших участников рынка, аудитория которых составляет сотни тысяч человек. Включались как магазины, предлагающие широкий ассортимент товаров, так и специализирующиеся на конкретных видах хобби.