Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ.
К данному бизнес-плану прилагается финансовая модель в отдельном файле, которая позволяет с легкостью выстроить новый финансовый план методом ввода соответствующих данных.
В финансовой модели данного проекта проведены расчеты с учетом 2 систем налогообложения.
***
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Суть и идея:
География: Москва и область, Санкт-Петербург и область.
Основные типы и виды услуг:
Отрасль:
Конкурентная среда
Показатели эффективности
Показатели для компании |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
*** |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
IRR |
% |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
26 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
26 |
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ
Краткий обзор отрасли общественного питания
Рынок предприятий общественного питания – это совокупность существующих и потенциальных продавцов и покупателей, объединенных потребностями, породившими спрос на продукцию предприятий питания . К числу продавцов можно отнести рестораны, кафе, бары и т.д., поставщиков кухонного технологического оборудования и инвентаря, оптовых поставщиков продовольствия и напитков, вспомогательных расходных материалов и т.д. Покупателями, в основном, являются потребители услуг предприятий питания.
Динамика рынка общественного питания в 2016 году показала прирост объемов рынка на 4% относительно показателя 2015 года: так, рынок РФ составил в денежном выражении ***млн. руб. против 1 308 127 годом ранее.
Таблица 1. Динамика рынка общественного питания РФ, 2006-2017 гг., млн. руб.
***
Диаграмма 1. Динамика рынка общественного питания РФ, 2000-2017 гг., млн. руб.
***
Число ресторанов, кафе, баров по всей России в 2016 году составило 80 601 единиц (+5,3% к итогу 2015 года).
***
Диаграмма 2. Динамика численности заведений общественного питания РФ: рестораны, кафе, бары, единиц, на конец года
***
По мнению исследователей, в условиях отсутствия каких-либо серьезных экономических потрясений, темпы развития, возросшие на уровне 6-8% в 2017 году, говорят о том, что в 2018 году возможно полное восстановление рынка.
Главными катализаторами рынка станут восстановление потребительской уверенности, рост доходов домохозяйств, а также нарастающий темп жизни населения, «навязывающий» культуру питания «вне дома».
Среди всех регионов России наиболее развитыми с точки зрения проникновения культуры питания вне дома являются рассматриваемые целевые регионы проекта, а именно – Москва и область, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Закономерно, что и федеральные округа – ЦФО и СЗФО – за счет явного лидерства названных регионов являются одними из ведущих в сегменте общепита, вместе с Приволжским округом формируя ТОП3 лидеров.
Диаграмма 3. Долевое распределение рынка общественного питания РФ по федеральным округам
***
При этом, согласно статистике, несмотря на кажущуюся насыщенность рынков Москвы и Санкт-Петербурга, а также областей, – рынки продолжают расти, показывая устойчивую динамику.
По данным Росстат, по итогам 2017 года, оборот общественного питания по г. Москва составил *** млрд. рублей, Московской области – ***млрд. руб. Рынок общественного питания Санкт-Петербурга по итогам 2017 года вырос на ***%, составив ***млрд. рублей против ***млрд. годом ранее. Динамика рынка рассматриваемых регионов приведена в таблице.
Таблица 2. Динамика рынков общественного питания целевых регионов проекта: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, 2000-2017 гг., млн. рублей
***
Так, доля Московского региона (Москва + область) составляет практически 5-ю часть всего российского рынка общественного питания, а именно ***%. Доля Санкт-Петербурга и области несколько ниже – ***%. Тем не менее, 2 лидирующих региона уже сегодня составляют ***% всего российского рынка общепита и продолжают наращивать объемы.
Численность заведений общественного питания также неуклонно продолжает расти – это характерно как для Москвы, так и для Санкт-Петербурга. По данным аналитической системы СПАРК-Интерфакс, в 2017 году число ресторанов и кафе по Москве превысило ***единиц, в Санкт-Петербурге – ***тыс. ед.
В таблице ниже приведена динамика по годам.
Таблица 3. Численность заведений общественного питания: рестораны/кафе, 2013-2017 гг., ед.
***
Диаграмма 4. Численность заведений общественного питания: рестораны/кафе, 2013-2017 гг., ед.
***
Рынок общественного питания в России не насыщен, по сравнению с такими крупными игроками как США и Канада. Например, в 2016 г. доля затрат на питание «вне дома» не превышала 11%, тогда как в США и Канаде эти показатели составляют 47% и 39%. По прогнозам аналитиков, объем российского рынка в ближайшие 50 лет должен приблизиться к аналогичным показателям, что означает рост более чем на 200%.
Несмотря на кажущуюся незначительную долю затрат россиян на общественное питание, средний чек общепита увеличивается из года в год во всех категориях заведений: от бистро – до ресторанов.
Таблица 4. Средний чек на услуги/товары заведений общественного питания, Москва, 2008-2018 гг., цена указана в рублях, на начало года
***
Таблица 5. Средний чек на услуги/товары заведений общественного питания, Москва, 2008-2018 гг., цена указана в рублях, на начало года (продолжение)
***
Диаграмма ниже детально иллюстрирует, что в среднем россияне стали тратить на питание вне дома больше.
***
Диаграмма 5. Средний чек в заведении общественного питания: на примере обеда и ужина в ресторане, на 1 человека, рублей, 2008-2018 гг.
***
Кейтеринг как сегмент рынка общественного питания
Рынок общественного питания можно быть сегментирован множеством различных способов, один из которых – это разделение всех организаций по типу обслуживания. В рамках данного способа сегментирования можно выделить следующие элементы рынка: заведения, которые осуществляют доставку на дом, кафе/бары, рестораны полного цикла, фастфуды, кафетерии самообслуживания, уличные киоски/ларьки, кейтеринг.
«Catering» переводится с английского как «общественное питание» или, дословно, «доставка провизии». Однако современная кейтеринговая компания не ограничивается готовкой и доставкой пищи. Эффектное оформление блюд, декорирование столов, предоставление в аренду специализированного оборудования и атрибутов (шатры, мебель, посуда), качественное сервисное обслуживание вне зависимости от места и времени проведения мероприятия. Любое торжество – будь то маленький семейный праздник, свадьба, корпоративная вечеринка или пышный прием – выходит из ограниченного стенами ресторана пространства.
С каждым годом увеличивается количество людей, желающих действительно отпраздновать событие, а не провести его в хлопотах, связанных с готовкой, сервировкой и уборкой. Мобильность, удобство, индивидуальный подход – благодаря этим несомненным достоинствам спрос на выездное обслуживание растет.
По данным исследования NeoAnalytics, российский объем рынка кейтеринга составляет около *** млрд. руб., а ежегодные темпы роста составляют ***%. При этом потенциальная емкость российского рынка оценивается в ***млрд. руб. На рынке сохраняется большой потенциал для роста и развития.
Так, исходя из статданных NeoAnalytics, доля кейтеринга в общем объеме рынка общественного питания составляет порядка ***%, тем не менее, учитывая потенциал его роста, можно уверено говорить о дальнейшем наращивании объемов данного сегмента.
Диаграмма 6. Динамика объемов сегмента кейтеринга, РФ, 2017-2020 гг., млрд. руб.
***
Наибольшая доля приходится на сегмент корпоративных заказов (около ***%), на втором месте частные мероприятия (***%), а остальное занимают заказы на разовые, уникальные мероприятия.
Диаграмма 7. Сегменты рынка кейтеринговых услуг, Россия
***
Всего в России существует около ***кейтеринговых компаний, но лишь пять из них являются явными лидерами и занимают около ***% рынка. Данные компании специализируются в основном в корпоративном сегменте рынка и обслуживают крупнейшие предприятия России, в том числе и в регионах.
Среди лидеров рынка:
В настоящее время для российского рынка кейтеринга характерна высокая конкуренция. В перспективе ожидается усиление позиций лидеров за счет ухода более мелких участников (в результате разорения или выталкивания с рынка).
Что касается целевых городов присутствия Мore.Catering – Москва, Санкт-Петербург – то по данным 2ГИС, по состоянию на 2 квартал 2018 года, на территории столицы России фиксируется свыше *** компаний, на территории северной столицы – порядка *** предприятий.
Для Москвы характерны компании, предоставляющие услуги кейтеринга банкетов, фуршетов, детских праздников.
Диаграмма 8. Распределение компаний, предоставляющих определённый вид услуг кейтеринга, Москва, 2018 г.
***
Универсальных компаний, которые способны предоставить весь комплекс услуг единовременно даже в Москве не так много – порядка 50% игроков московского рынка.
Еще меньше компаний готовы предоставить услуги круглосуточно – около 10% компаний.
Санкт-Петербург более равномерен с точки зрения ассортимента услуг и видов кейтеринга, предлагаемого компаниями.
Диаграмма 9. Распределение компаний, предоставляющих определённый вид услуг кейтеринга, Санкт-Петербург, 2018 г.
***
Здесь также немного компаний работающих одновременно со всеми направлениями – также порядка половины участников рынка.
На тот факт, что Москва и Санкт-Петербург являются лидерами в сегменте кейтеринга, безусловно, влияет число потребителей, как на данный момент, так и возможных в перспективе. Также немаловажно и то, насколько часто в городе проходят крупные культурные, спортивные или политические мероприятия, требующие большого количества обслуживающего персонала и индивидуально разработанного плана проведения.
Так, по данным Яндекс (Яндекс.Вордстат), ежемесячно порядка *** запросов поступают посредством поисковых систем. При этом спрос на услуги кейтеринга был устойчиво высоким уже в 2016 году, когда потенциальная аудитория в полной мере осознала выгоды удаленной организации питания. Тем не менее, за 2 последних года, с 2016 г., спрос на услуги кейтеринговых компаний вырос на 27,5%.
Диаграмма 10. Динамика численности поисковых запросов «кейтеринг», Москва и область, 2016-2018 гг., ед./мес.
***
Для Ленинградской области и Санкт-Петербурга ситуация также благоприятна и также характеризуется растущим потребительским спросом: с 2016 года по настоящее время спрос увеличился на 11%.
Диаграмма 11. Динамика численности поисковых запросов «кейтеринг», Санкт-Петербург и область, 2016-2018 гг., ед./мес.
***
Спрос на услуги событийного кейтеринга характеризуется сезонностью. Так, в декабре и начале января возрастает востребованность ***, в феврале-апреле – ***; лето – время так называемых ***; с сентября по октябрь наиболее популярны ***.
Горячий сезон для кейтеринговых компаний наступает в период новогодних праздников, а пик спроса приходится на вторую половину декабря. Самыми непродуктивными месяцами обычно являются январь, май и ноябрь.
В заключение еще раз можно отметить, что рынок корпоративного питания в России весьма перспективен, поскольку все больше современных компаний считают необходимым обеспечить свой персонал горячим полноценным питанием в рабочее время. О потенциале российского рынка кейтеринга свидетельствует, в частности, тот факт, что лишь около ***% российских компаний сегодня передают на аутсорсинг вопросы организации питания, тогда как, например, в США этот показатель составляет ***%.
Содержание
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
6 |
Раздел 1. Описание проекта |
8 |
1.1. Суть и идея проекта |
8 |
1.2. Сведения о компании и об инициаторе |
9 |
Раздел 2. Анализ рынка |
10 |
2.1. Краткий обзор отрасли общественного питания |
10 |
2.2. Кейтеринг как сегмент рынка общественного питания |
16 |
ВЫВОДЫ по анализу рынка |
22 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
24 |
3.1. Отбор конкурентов |
24 |
3.2. Конкурентная стратегия проекта |
27 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
29 |
4.1. Социальные сети |
29 |
4.2. Наружная реклама (биллборды) |
30 |
4.3. Поисковое продвижение и контекстная реклама |
31 |
Раздел 5. Организационно-производственный план |
33 |
5.1. Оборудование |
33 |
5.2. Персонал |
37 |
Раздел 6. Финансовый план |
39 |
6.1. Допущения проекта |
39 |
6.2. Сезонность |
40 |
6.3. Цены |
41 |
6.4. Объемы реализации |
41 |
6.5. Выручка |
42 |
6.6. Персонал |
43 |
6.7. Затраты |
45 |
6.8. Налоги |
46 |
6.9. Инвестиции |
47 |
6.10. Капитальные вложения |
47 |
6.11. Амортизация |
49 |
6.12. Отчет о прибыли и убытках |
50 |
6.13. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
51 |
6.14. Отчет о движении денежных средств |
54 |
6.15. Показатели эффективности проекта |
55 |
Раздел 7. Анализ рисков |
57 |
7.1. Анализ чувствительности |
57 |
7.2. Анализ безубыточности |
62 |
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков
Таблицы
Таблица 1. Динамика рынка общественного питания РФ, 2006-2017 гг., млн. руб. |
10 |
Таблица 2. Динамика рынков общественного питания целевых регионов проекта: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, 2000-2017 гг., млн. рублей |
13 |
Таблица 3. Численность заведений общественного питания: рестораны/кафе, 2013-2017 гг., ед. |
14 |
Таблица 4. Средний чек на услуги/товары заведений общественного питания, Москва, 2008-2018 гг., цена указана в рублях, на начало года |
15 |
Таблица 5. Средний чек на услуги/товары заведений общественного питания, Москва, 2008-2018 гг., цена указана в рублях, на начало года (продолжение) |
15 |
Таблица 6. Профиль конкурентного проекта «Конкорд кейтеринг» |
25 |
Таблица 7. Профиль конкурентного проекта «Dellos Catering» |
26 |
Таблица 8. Профиль конкурентного проекта «Z-buffet» |
26 |
Таблица 9. Перечень оборудования: мебель и техника |
34 |
Таблица 10. Перечень оборудования: посуда |
35 |
Таблица 11. Сводные данные по затратам на приобретение инвентаря |
36 |
Таблица 12. Персонал проекта |
37 |
Диаграммы
Диаграмма 1. Динамика рынка общественного питания РФ, 2000-2017 гг., млн. руб. |
11 |
Диаграмма 2. Динамика численности заведений общественного питания РФ: рестораны, кафе, бары, единиц, на конец года |
11 |
Диаграмма 3. Долевое распределение рынка общественного питания РФ по федеральным округам |
12 |
Диаграмма 4. Численность заведений общественного питания: рестораны/кафе, 2013-2017 гг., ед. |
14 |
Диаграмма 5. Средний чек в заведении общественного питания: на примере обеда и ужина в ресторане, на 1 человека, рублей, 2008-2018 гг. |
16 |
Диаграмма 6. Динамика объемов сегмента кейтеринга, РФ, 2017-2020 гг., млрд. руб. |
17 |
Диаграмма 7. Сегменты рынка кейтеринговых услуг, Россия |
18 |
Диаграмма 8. Распределение компаний, предоставляющих определённый вид услуг кейтеринга, Москва, 2018 г. |
19 |
Диаграмма 9. Распределение компаний, предоставляющих определённый вид услуг кейтеринга, Санкт-Петербург, 2018 г. |
19 |
Диаграмма 10. Динамика численности поисковых запросов «кейтеринг», Москва и область, 2016-2018 гг., ед./мес. |
20 |
Диаграмма 11. Динамика численности поисковых запросов «кейтеринг», Санкт-Петербург и область, 2016-2018 гг., ед./мес. |
21 |
Диаграмма 12. Динамика выручки проекта по годам реализации, 2018-2022 гг., тыс. руб. без НДС |
42 |
За последние 10 лет урожайность российских ягодников выросла на 18,12%, и в ближайшие годы прогнозируется дальнейший рост. Ожидается, что урожайность будет расти в среднем на 2% в год, и к 2030 году может составить до 93,9 центнеров ягод с гектара.
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок кейтеринга: итоги 2023 г., прогноз до 2027 г.», выяснилось, что в 2023 г. на российском рынке кейтеринга наблюдался уверенный рост.
Российский рынок солода демонстрирует положительную тенденцию увеличения своей объемности, рост средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и корректировку контрактных цен на импортируемую продукцию. В то же время средние цены производителей солода характеризуются относительной стабильностью.