105 000 ₽
Демоверсия
Одёжный ретейл 2022: развитие в условиях санкций
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков

Одёжный ретейл 2022: развитие в условиях санкций

Больше исследований по этой теме: Fashion2022
Дата выпуска: 21 апреля 2022
Количество страниц: 153
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 72266
105 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Иллюстрации Таблицы Выпуски
Описание
2021 год оказался крайне успешным для российского рынка fashion-ретейла. После сложного 2020 года, запомнившегося началом пандемии и локдауном, продажи одежды показали рекордный рост на 17,5%, не только отыграв потери, но и превзойдя показатель допандемийного 2019 года.
Однако в 2022 году рынок столкнулся с другим вызовом. Антироссийские санкции, введенные странами Запада в связи с военной операцией на Украине, стали новым дестабилизирующим фактором для одежного ретейла. Падение доходов населения, рост безработицы, нестабильность национальной валюты, рост инфляции, проблемы в логистике и разрывы в цепочках поставок, – это лишь часть сложностей, с которыми столкнулись операторы российского одежного ретейла. 
Изменился и сам рынок: на конец марта 2022 года 54 иностранных оператора объявили о приостановке работы офлайн-магазинов. Ряд глобальных игроков временно прекратил продажи собственной продукции и в онлайне, закрыв интернет-магазины в России. 
- Каковы итоги 2021 года?
- Как антироссийские санкции уже сказались на продажах одежды?
- Как изменился и будет меняться рынок?

На эти вопросы ответили аналитики «РБК Исследований рынков», проведя комплексный анализ рыночной статистики. Приведенная в отчете информация базируется на:
- Данных 945 крупнейших одежных ретейлеров (> 20 тыс. магазинов)
- Мнениях ведущих экспертов рынка
- Показателях экспортно-импортных операций
- Статистики внутрироссийского производства одежды и текстиля
В исследовании подробно описывается актуальная ситуация на рынке одежды, представлена динамика развития ведущих игроков рынка во всех российских федеральных округах, субъектах федерации и отдельных городах. Приведенные рейтинги компаний по количеству магазинов, обороту и географии охвата дают дополнительное представление о текущем состоянии и дальнейших перспективах рассматриваемой отрасли.
В исследовании выявлены ведущие игроки российского одежного рынка. Приводятся рейтинги игроков по обороту, количеству открытых магазинов, торговым площадям, а также динамике открытий новых точек продаж. 





Исследование проведено в феврале-апреле 2022 года.
Отчет содержит 22 таблицы и 96 графиков и диаграмм
Объем отчета – 153 стр.
Язык отчета – русский.

 
Развернуть
Содержание
Краткое оглавление 3
Полное оглавление 4
Российский рынок одежды: динамика развития в 2021 – 2022 гг. 6
Итоги 2021 г.: рост продаж на рекордные 17,5% 6
Рынок в 2022 г.: развитие в условиях нарушения логистических цепочек, роста цен, приостановки работы крупных иностранных операторов 8
Состояние сетевого одежного ретейла в РФ 13
Итоги 2021 года 13
Новые реалии 2022 года 17
Уход международных операторов 18
Торговые центры не досчитались арендаторов и посетителей 21
Перспективы замены ушедших игроков 22
Изменение структуры предложения 23
Падение представленности универсальных одежных сетей 23
Сокращение предложения в ценовых сегментах «средний» и «люкс» 26
Рост доли национальных сетей в структуре одежной розницы на фоне закрытий магазинов международных операторов 30
Динамика торговых площадей сетевых магазинов по продаже одежды 37
География присутствия и развития сетевых одежных ретейлеров 45
Представленность сетевых магазинов одежды в городах и субъектах России 45
Представленность сетевых одежных ретейлеров в городах РФ 55
Экспансия сетей в регионы. Наиболее быстрорастущие и депрессивные субъекты и города России 60
Ситуация в разрезе федеральных округов РФ 60
Ситуация в разрезе субъектов РФ 63
Ситуация в разрезе городов РФ 69
Ключевые игроки одежного ретейла 72
Основные игроки мирового розничного рынка одежды 72
Крупнейшие иностранные сети, представленные на российском рынке 80
Развитие международных fashion-операторов в РФ 80
Влияние ситуации на Украине на стратегию развития международных операторов в РФ 83
Крупнейшие иностранные одежные сети в РФ 91
Крупнейшие одежные ретейлеры в России по обороту и динамика их развития 98
Рейтинг крупнейших одежных ретейлеров по обороту и количеству действующих магазинов 98
ТОП-100 крупнейших сетевых одежных ретейлеров в РФ (по количеству магазинов в России) 111
Рейтинг наименее и наиболее стремительно развивающихся одежных ретейлеров в РФ 115
Внешняя торговля одеждой 117
Производство одежды в России 117
Текстильное производство 117
Производство одежды в условиях кризисов (2014-2015 и 2020-2021 гг.) 119
Влияние ситуации на Украине на производство одежды 120
Импорт одежды в Россию 122
Ретроспектива развития импорта в РФ и итоги 2021 года 122
Влияние ситуации на Украине на структуру импорта одежды в РФ 130
Экспорт одежды из РФ 135
Ретроспектива развития экспорта в РФ и итоги 2021 года 135
Влияние ситуации на Украине на структуру экспорта одежды в РФ 141
Методология исследования 147
Список диаграмм 148
Список таблиц 153
Развернуть
Иллюстрации
Рис. 1. Динамика объема российского рынка одежды в 2011 – 2021 гг., ₽ млрд, % 6
Рис. 2. Структура российского одежного рынка, 2021 г., % 6
Рис. 3. Динамика реальных располагаемых денежных доходов россиян, I квартал 2019 г. – IV квартал 2021 г., % 8
Рис. 4. Динамика годовой инфляции, декабрь 2010 – декабрь 2022F* гг., % 9
Рис. 5. Рост цен на одежду, 2010 – март 2022 гг., % к предыдущему году 9
Рис. 6. Рост цен на детскую одежду, март 2021 г. – март 2022 г., ₽ (% – прирост год-к-году) 11
Рис. 7. Рост цен на женскую и мужскую одежду, март 2021 г. – март 2022 г., ₽ (% – прирост год-к-году) 12
Рис. 8. Динамика количества сетевых магазинов одежды, февраль 2015 г. – март 2022 г.* 13
Рис. 9. Динамика доли онлайна в структуре всего рынка интернет-торговли одеждой, обувью и аксессуарами, 2017 – 2021 г., % от оборота рынка одежды, обуви и аксессуаров 14
Рис. 10. Динамика суммарных торговых площадей сетевых одежных ретейлеров, февраль 2018 г. – 28 марта 2022 г.*, тыс. м2 14
Рис. 11. Динамика структуры российского сетевого одежного ретейла в зависимости от происхождения сети, февраль 2017 г. – 28 марта 2022 г., % от общего количества сетевых магазинов по продаже одежды 15
Рис. 12. Динамика количества магазинов российских одежных ретейлеров, февраль 2017 г. – февраль 2022 г., шт. (%) 16
Рис. 13. Динамика количества магазинов иностранных одежных ретейлеров, февраль 2017 г. – 28 марта 2022 г., шт. (%) 16
Рис. 14. Динамика структуры российского сетевого одежного ретейла в зависимости от происхождения сети, февраль 2017 г. – 28 марта 2022 г., % от общего количества сетевых магазинов по продаже одежды 19
Рис. 15. Динамика количества магазинов иностранных одежных ретейлеров, февраль 2017 г. – март 2022 г., шт. (%) 20
Рис. 16. Сокращение количества иностранных сетевых магазинов из-за приостановки работы международных операторов в РФ, февраль – март 2022 г. 20
Рис. 17. Динамика развития сетевых одежных ретейлеров в России, март 2014 г. – 28 марта 2022 г., % от общего количества рассмотренных сетей 21
Рис. 18. Динамика прироста количества сетевых одежных магазинов в зависимости от ассортимента ретейлеров за февраль 2014 г. – март 2022 г., шт.* 25
Рис. 19. Сокращение количества сетевых одежных магазинов из-за приостановки работы международных операторов в РФ (в разрезе ассортимента ретейлеров), февраль 2021 – март 2022 г. 26
Рис. 20. Структура российского сетевого одежного ретейла в зависимости от ценового сегмента продаваемой продукции, 28.03.2022 г., % от общего количества сетей и сетевых магазинов * 28
Рис. 21. Структура российского сетевого одежного ретейла в зависимости от их ценового сегмента продаваемой продукции, 03.2021 г. – 28.03.2022 г., % от общего количества сетей* 28
Рис. 22. Структура российского сетевого одежного ретейла в зависимости от их ценового сегмента продаваемой продукции, 03.2021 г. – 28.03.2022 г., % от общего количества сетевых магазинов* 29
Рис. 23. Представленность магазинов одежных ретейлеров в РФ в зависимости от ценового сегмента продаваемой продукции, 03.2021 г. – 28.03.2022 г., количество сетей 29
Рис. 24. Представленность магазинов одежных ретейлеров в РФ в зависимости от ценового сегмента продаваемой продукции, март 2021 г. – 28 марта 2022 г., количество сетевых магазинов 30
Рис. 25. Структура российского сетевого одежного ретейла в зависимости от их типа и количества сетей за февраль 2022 г. –28 марта 2022 г., % от общего количества сетей соответствующего типа 34
Рис. 26. Структура российского сетевого одежного ретейла в зависимости от их типа и количества точек за февраль 2022 г. – 28 марта 2022 г., % от общего количества сетевых магазинов соответствующего типа 35
Рис. 27. Динамика структуры российского сетевого одежного ретейла в зависимости от их типа и количества точек за март 2014 г. – 28 марта 2022 г., % от общего количества сетей соответствующего типа 35
Рис. 28. Динамика структуры российского сетевого одежного ретейла в зависимости от их типа и количества точек за март 2014 г. – 28 марта 2022 г., % от общего количества сетевых магазинов одежды соответствующего типа 36
Рис. 29. Среднее количества фирменных магазинов, открытых в России, одним локальным, региональным, федеральным или глобальным сетевым одежным ретейлером, февраль 2015 г. – конец марта 2022 г., шт. 37
Рис. 30. Динамика суммарных торговых площадей сетевых одежных ретейлеров, февраль 2018 г. – 28 марта 2022 г.*, тыс. м2 38
Рис. 31. Суммарные торговые площади, занимаемые сетевыми одежными ретейлерами, в зависимости от их типа, март 2021 г. – 28 марта 2022 г., тыс. м2 (%) 39
Рис. 32. Динамика средней площади 1 магазина сетевых одежных ретейлеров, февраль 2018 г. – конец марта 2022 г.*, м2 42
Рис. 33. Средняя площадь 1 магазина локальных, региональных, федеральных, международных сетевых одежных ретейлеров, конец марта 2022 г., м2 42
Рис. 34. Средняя площадь 1 магазина локальных, региональных, федеральных, международных сетевых одежных ретейлеров, март 2021 г. – 28 марта 2022 г., м2* 43
Рис. 35. Распределение количества сетевых магазинов одежды по федеральным округам, конец марта 2022 г., шт., %* 46
Рис. 36. Распределение объема продаж одежды по федеральным округам, 2021 г., ₽ млрд, % 47
Рис. 37. Количество сетевых магазинов одежды в России, конец марта 2022 г., шт.* 49
Рис. 38. География представленности сетевых магазинов по продаже одежды в субъектах РФ, конец марта 2022 г., шт.* 53
Рис. 39. География представленности сетевых магазинов по продаже одежды в субъектах РФ, конец марта 2022 г., магазинов на 100 тыс. жителей* 54
Рис. 40. Представленность сетевых магазинов одежды в городах по федеральным округам, конец марта 2022 г., % от общего количества сетевых магазинов одежды соответствующего федерального округа* 56
Рис. 41. Представленность сетевых магазинов одежды в городах по федеральным округам, конец марта 2022 г., количество магазинов на 100 тыс. жителей* 57
Рис. 42. География представленности сетевых магазинов по продаже одежды в городах РФ, конец марта 2022 г., шт.* 58
Рис. 43. География представленности сетевых магазинов по продаже одежды в субъектах РФ, конец марта 2022 г., магазинов на 100 тыс. жителей* 59
Рис. 44. Прирост сетевых магазинов одежды по федеральным округам, март 2021 г. – 28 марта 2022 г., шт., %* 61
Рис. 45. Динамика прироста сетевой одежной розницы в федеральных округах РФ, март 2021 г. – 28 марта 2022 г., шт.* 62
Рис. 46. Динамика прироста сетевой одежной розницы в субъектах РФ, март 2021 г. – март 2022 г., шт.* 65
Рис. 47. Рейтинг субъектов, лидирующих по уровню открытия сетевых магазинов одежды, март 2021 – 28 марта 2022 гг., шт. (абсолютный прирост*) 66
Рис. 48. Рейтинг субъектов, лидирующих по уровню закрытия сетевых магазинов одежды, март 2021 – 28 марта 2022 гг., шт. (абсолютный прирост*) 67
Рис. 49. Рейтинг городов, лидирующих по уровню открытия сетевых магазинов одежды, март 2021 – 28 марта 2022 гг., шт. (абсолютный прирост*) 70
Рис. 50. Рейтинг городов, лидирующих по уровню закрытия сетевых магазинов одежды, март 2021 г. – 28 марта 2022 г., шт. (абсолютный прирост*) 71
Рис. 51. Динамика оборотов ведущих международных fashion-операторов*, 2016 – 2021 гг., $ млрд, % 74
Рис. 52. Динамика структуры российского сетевого одежного ретейла в зависимости от происхождения сети, февраль 2017 г. – февраль 2022 г., % от общего количества сетевых магазинов по продаже одежды 82
Рис. 53. Динамика количества магазинов иностранных одежных ретейлеров, февраль 2017 г. – февраль 2022 г., шт. (%) 82
Рис. 54. Динамика количества магазинов российских одежных ретейлеров, февраль 2017 г. – февраль 2022 г., шт. (%) 83
Рис. 55. Динамика структуры российского сетевого одежного ретейла в зависимости от происхождения сети, февраль 2017 г. – 28 марта 2022 г., % от общего количества сетевых магазинов по продаже одежды 84
Рис. 56. Динамика количества магазинов иностранных одежных ретейлеров, февраль 2017 г. – конец марта 2022 г., шт. (%) 85
Рис. 57. Количество магазинов одежных ретейлеров, объявившие о приостановке работы ОФЛАЙН- и ОНЛАЙН-МАГАЗИНОВ в России, по данным на конец февраля 2022 гг., шт. 89
Рис. 58. Присутствие иностранных одежных ретейлеров в РФ в зависимости от страны их происхождения, март 2021 г. – март 2022 г., количество сетей 90
Рис. 59. Представленность магазинов иностранных одежных ретейлеров в РФ в зависимости от страны их происхождения, март 2021 г. – март 2022 г., количество сетевых магазинов 90
Рис. 60. Крупнейшие иностранные fashion-ретейлеры по количеству фирменных магазинов, работающих в России, на март 2021 г. и конец марта 2022 г., шт.* 92
Рис. 61. TOП-21 наиболее быстрорастущих иностранных одежных ретейлеров в России (прирост количества магазинов за март 2021 г. – 28 марта 2022 г.), шт.* 95
Рис. 62. TOП-32 иностранных одежных ретейлеров по количеству закрытых магазинов в России (прирост количества магазинов за март 2021 г. – 28 марта 2022 г.), шт.* 96
Рис. 63. Распределение иностранных одежных ретейлеров, присутствующих на российском рынке, в зависимости от страны их происхождения, 28 марта 2022 г., % от общего количества иностранных одежных сетей в РФ* 97
Рис. 64. Распределение магазинов иностранных одежных ретейлеров в России в зависимости от страны их происхождения, 28 марта 2022 г., % от общего количества сетевых магазинов иностранных одежных ретейлерами в РФ* 97
Рис. 65. Сравнение динамики развития ТОП-50 игроков сетевого одежного ретейла и остального рынка одежды в России, % (приведен номинальный прирост) 98
Рис. 66. Динамика доли ТОП-50 крупнейших fashion-компаний в обороте российской одежной розницы, 2014 – 2022 гг., % от объема продаж одежды 99
Рис. 67. Доли ведущих ретейлеров на российском одежном рынке, 2020 г., % от оборота российского одежного рынка* 100
Рис. 68. Доли ведущих ретейлеров на российском одежном рынке (доступные на момент написания обзора), 2021 г., % от оборота российского одежного рынка* 101
Рис. 69. Рейтинг наиболее стремительно развивающихся fashion-ретейлеров за март 2021 года – 28 марта 2022 года 115
Рис. 70. Рейтинг сетевых одежных ретейлеров, наиболее сильно сокративших розницу в России, за март 2021 года – 28 марта 2022 года* 116
Рис. 71. Производство тканей в России, 1990 г. – 2021 г., млн м2 118
Рис. 72. Индекс производства одежды, 2014 – 2021 гг., % (темп роста по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года)* 120
Рис. 73. Производство одежды в России, 2016 – 2021 гг., ₽ млрд, % 121
Рис. 74. Доля одежды, произведенной в РФ, 2016 – 2021 гг., % от общего объема российского рынка одежды 122
Рис. 75. Динамика объема импорта предметов одежды и принадлежностей к одежде (61 и 62 таможенные кода), 2011 – 2021 гг., $ млн, % 125
Рис. 76. Ежеквартальная динамика объема импорта одежды в Россию, I квартал 2014 г. – IV квартал 2021 г., $ млн 125
Рис. 77. Динамика объема импорта предметов одежды и принадлежностей к одежде (61 и 62 таможенные кода), 2011 – 2021 гг., тыс. тонн, % 126
Рис. 78. Ежеквартальная динамика объема импорта одежды в Россию, I квартал 2014 г. – IV квартал 2021 г., тыс. тонн 126
Рис. 79. ТОП-25 крупнейших стран-экспортеров одежды в Россию, 2021 г., тыс. тонн 127
Рис. 80. Структура импорта одежды в разрезе по странам-экспортерам, 2021 г., % (от объема в натуральном выражении) 128
Рис. 81. Объем импорта одежды в Россию, 2021 г., тыс. тонн 128
Рис. 82. Динамика объема импортных поставок одежды в Россию из стран, которые ввели санкции против России, 2014 – 2021 гг., тыс. тонн 130
Рис. 83. Доля импорта в объеме рынка одежды, 2016 – 2021 гг., % (от объема рынка в стоимостном выражении) 130
Рис. 84. Динамика объема импорта предметов одежды и принадлежностей к одежде (61 и 62 таможенные кода) из стран, которые ввели санкции против РФ, 2014 – 2021 гг., тыс. тонн (% – доля в структуре импорта одежды в РФ) 133
Рис. 85. Доля стран ЕС, США и др. стран, которые ввели санкции против России, в структуре импорта одежды РФ, 2016 – 2021 гг., % (от объема рынка в стоимостном выражении) 133
Рис. 86. Динамика объема экспорта предметов одежды и принадлежностей к одежде (61 и 62 таможенные кода), 2011 – 2021 гг., $ млн, % 136
Рис. 87. Ежеквартальная динамика объема экспорта одежды из России, I квартал 2014 г. – IV квартал 2021 г., $ млн 137
Рис. 88. Динамика объема экспорта предметов одежды и принадлежностей к одежде (61 и 62 таможенные кода), 2011 – 2021 гг., тыс. тонн, % 137
Рис. 89. Ежеквартальная динамика объема экспорта одежды из России, I квартал 2014 г. – IV квартал 2021 г., тыс. тонн 138
Рис. 90. ТОП-25 крупнейших стран-импортёров одежды из России, 2021 г., тонн 138
Рис. 91. Структура экспортера одежды из России в разрезе по странам, 2021 г., % (от объема в натуральном выражении) 139
Рис. 92. Направления экспорта одежды из России, 2021 г., тыс. тонн 139
Рис. 93. Динамика экспорта одежды из России в разрезе по странам-импортёрам, 2014 – 2021 гг., тыс. тонн 141
Рис. 94. Доля экспорта в объеме производства, 2016 – 2021 гг., % (от объема в стоимостном выражении) 141
Рис. 95. Динамика объема экспорта предметов одежды и принадлежностей к одежде (61 и 62 таможенные кода) в недружественные для РФ страны, 2014 – 2021 гг., тонн (% – доля в структуре импорта одежды в РФ) 144
Рис. 96. Доля недружественных стран в объеме экспорта одежды из РФ, 2016 – 2021 гг., % 144
Развернуть
Таблицы
Табл. 1. Динамика розничных продаж отдельных сегментов российского рынка одежды за 2011 – 2021 гг., ₽ млрд (в сопоставимых ценах 2021 г.), % 6
Табл. 2. Сокращение количества сетевых одежных магазинов из-за приостановки работы международных операторов в РФ (в разрезе ассортимента ретейлеров), февраль 2021 – март 2022 гг. 24
Табл. 3. Границы ценовых сегментов для розничных сетевых магазинов по видам одежды, ₽ 27
Табл. 4. Развитие одежного ретейлеров в зависимости от ценового сегмента продаваемой продукции, март 2021 – 28.03.2022 г. 30
Табл. 5. Основные типы одежных сетей в России, февраль 2022 г. 33
Табл. 6. Количество локальных, региональных, федеральных и глобальных сетей и сетевых магазинов, работающих в России, февраль 2022 г. 33
Табл. 7. Количество локальных, региональных, федеральных и глобальных сетей и сетевых магазинов, работающих в России, конец марта 2022 г. 34
Табл. 8. ТОП-101 одежных ретейлеров по общей торговой площади розничной сети, март 2022 г. 43
Табл. 9. Представленность сетевых магазинов одежды в субъектах РФ, конец марта 2022 г. 50
Табл. 10. Динамика прироста сетевой одежной розницы в федеральных округах РФ, март 2021 г. – 28 марта 2022 г., шт.* 62
Табл. 11. Динамика прироста сетевой одежной розницы в субъектах РФ, март 2021 г. – 28 марта 2022 г., шт.* 68
Табл. 12. Ключевые показатели развития ведущих международных fashion-ретейлеров, 2015 – 2021 гг. 76
Табл. 13. Иностранные fashion-ретейлеры, вышедшие на российский рынок в марте 2021 года – марте 2022 года 81
Табл. 14. Перечень иностранных fashion-ретейлеров, ушедших с российского рынка за март 2021 – феврале 2022 гг. 85
Табл. 15. Перечень иностранных fashion-ретейлеров, объявивших о приостановке работы в России за период с конца февраля по конец марта 2022 г. 86
Табл. 16. ТОП-49 крупнейших иностранных ретейлеров (по количеству магазинов в России), продающих одежду, конец марта 2022 г.* 93
Табл. 17. Динамика оборота ведущих операторов рынка одежды за 2014 – 2021 гг.* 104
Табл. 18. ТОП-100 крупнейших ретейлеров (по количеству магазинов в России), продающих одежду, 28 марта 2022 г.* 112
Табл. 19. Динамика объема импорта одежды в Россию в разрезе по ведущим странам-экспортерам и направлениям, 2014 – 2021 гг., тыс. тонн, % 129
Табл. 20. Динамика объема импорта одежды в Россию в разрезе по странам-экспортерам и направлениям, которые ввели санкции против РФ, 2014 – 2021 гг., тонн, % 133
Табл. 21. Динамика объема экспортных поставок одежды из России в разрезе по ведущим странам-импортёрам и направлениям, 2014 – 2021 гг., тонн, % 140
Табл. 22. Динамика объема экспорта одежды из России в разрезе по ведущим странам-импортерам и направлениям, 2014 – 2021 гг., тонн, % 144
Развернуть
Выпуски
Развернуть
Материалы по теме
Показать еще