По данным «Анализа рынка пряностей в России», подготовленного BusinesStat в 2017 г, в 2012-2016 гг объем их продаж в стране вырос на 9,7% и в 2016 г составил 54,0 тыс т. Замедление роста показателя наблюдалось в 2014 и 2015 гг. Это было связано с резким ростом цен на данную продукцию в 2015-2016 гг на фоне снижения реальных располагаемых доходов населения.
Основным потребителем пряностей является пищевая промышленность: мясо- и рыбоперерабатывающие комбинаты, предприятия овощной консервации, хлебопекарное производство, кондитерские и ликероводочные предприятия. В 2016 г для промышленной переработки было продано 36,9 тыс т пряностей, что составило 68,4% от совокупного производства продукции. На долю розничной торговли в 2012-2016 гг приходилось в среднем 21,5% продаж пряностей. В 2014-2016 гг наблюдалось снижение продаж пряностей для сектора HoReCa в связи с сокращением числа предприятий общественно питания в условиях кризиса. В результате доля продаж для сектора HoReCa снизилась с 12,5% в 2012 г до 10,1% в 2016 г.
В тройку самых продаваемых в России пряностей в 2012-2016 гг выходили: лавровый лист, кориандр и черный перец. На долю лаврового листа приходилось в среднем 21,6% от совокупных продаж, на долю кориандра – 20,3%, на долю черного перца – 15,5%. Следует отметить, что основная масса кориандра потребляется предприятиями пищевой и ликероводочной промышленности. В розничной торговле самыми востребованными пряностями являются лавровый лист и черный перец.
В период с 2012 по 2016 гг по наибольшей цене пряности реализовывались через розничную торговлю. В 2016 г средняя розничная цена продукции в стране составляла 1,7 тыс руб за кг. В рознице пряности продаются очень маленькими объемами: небольшие упаковки по 20-30 г, которые стоят недорого, но в пересчете на килограмм цена пряностей получается очень высокой.
С 2000 г рынок пряностей демонстрировал уверенный рост по мере увеличения интереса населения и производителей пищевой промышленности к этой продукции. Поэтому с преодолением кризисных явлений в российской экономике ожидается рост продаж пряностей в 2017-2021 гг нарастающими темпами: на 3,8-7,8% в год.