― Каким был 2024 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию? Какие факторы оказали наибольшее влияние на бизнес?
― Скажем так, удалось достичь чуть-чуть меньше, чем мы прогнозировали. Важные факторы – дефицит кадров, а именно курьеров и хороших поваров на рынке. Мы, конечно, боролись за то, чтобы обеспечить себя нужными сотрудниками. Где-то даже приходилось сдерживать рост FoodBand, чтобы на все заказы хватило курьеров.
Однако, были и очень приятные вещи – благодаря акциям появилось большое количество новых клиентов. Например, студенческого возраста. Они вырастут, вырастут и их доходы (ну, мы надеемся), а любовь к пицце FoodBand останется.
― Как изменилась ценовая политика вашей компании в 2024 году и планируются ли корректировки в 2025? Какие факторы сейчас оказывают наибольшее влияние на себестоимость? Повлияет ли на ценообразование укрепление курса рубля в первой половине 2025 года?
― Рост цен был скорее в 2024-м. Это инфляция: подорожали все продукты, выросли зарплаты курьеров. Но мы старались максимально сдерживать рост цен в FoodBand, чтобы давать хороший сервис за разумные деньги. В 2025 году мы почти не меняли цены. Вместо этого вынесли отдельно продажу расходников: палочки, васаби и соусы к роллам и суши. Многим людям это просто не нужно, а так цена будет меньше.
Добавлю к тому, что уже сказал выше про студентов: тот же рост популярности среди молодых и юных клиентов говорит о том, что цены в FoodBand доступные.
― Как вы оцениваете результаты компании в первой половине 2025 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней? Какие драйверы и барьеры рынка вы видите?
― Такое ощущение, что рынок выжидает. Спрос меньше, чем в 2023-м, например. Я так понимаю, люди ждут своей финансовой стабильности.
Что касается барьеров: сейчас вводят много новых регулирующих актов касательно курьеров, курьерских сумок и т.п. Теперь на сумках будут номера, их надо регистрировать – это затормозит работу, и может еще дальше увеличить цены. Но как-то справляемся, клиенты заказывают в FoodBand, потому что знают, что у нас вкусно.
― Как меняются количество заказов, средний чек и глубина чека по сравнению с 2024 годом? Какие факторы сейчас оказывают наибольшее влияние на поведение потребителей? Замечаете ли, что клиенты стали больше экономить, или, напротив, есть тренд на эмоциональное потребление?
― Средний чек вырос, конечно. Даже у клиентов, заказывающих реже, он вырос. Погода оказывает влияние, также и рост цен у конкурентов.
Растем за счёт дней рождения и корпоративов – FoodBand давно считается подходящим выбором на такой случай. Я даже не только о понятных праздниках и выходных, но и, например, под просмотр важных футбольных матчей, финалов сразу делают большие заказы в FoodBand даже те, кто давно не брал. Ну и плюс мы работаем даже тогда, когда остальные отдыхают: круглосуточно без выходных и праздников, и люди это ценят.
― Наблюдаете ли вы изменения в гастрономических предпочтениях и пищевых привычках клиентов? Присутствует ли тенденция к росту популярности здорового питания, растительной еды, локальных продуктов, диетических блюд, без лактозы/глютена и др. подобных категорий? Какие гастрономические тренды, блюда/напитки и концепции набирают популярность и будут актуальны в 2025-2026 годах?
― У нас очень хорошо зашло постное меню. Там даже пицца была вегетарианская, и некоторые такие блюда мы оставили и в основном меню FoodBand. Летом овощи гриль с соусом песто и любой мясоед с удовольствием съест – легко заходят.
Но в целом, как и было раньше, люди, которым нужен жесткий ЗОЖ, назовём это так, заказывают в специализированных местах. FoodBand ассоциируется с праздником, событием, радостью, мы про вкусно, а не про ЗОЖ. Но кстати, есть и стереотипы про спортсменов, которые мы опровергаем, сотрудничая с командами и клубами: пиццу на самом деле едят и те, кто восполняет углеводы после тренировок, матчей – есть много статей про звёзд спорта на эту тему. Плюс в FoodBand есть поке-боулы, их «ЗОЖники» очень уважают.
Если совсем просто, то главное, что людям нужно: вкусная еда и быстрая доставка. Мы стараемся и привозим то, что сами готовим по рецептам бренд-шефа, за 35-45 минут.
― Замечаете ли вы поколенческие различия в моделях поведения клиентов? Есть ли особенности в паттернах потребления, предпочитаемых блюдах/напитках и концепциях? Различаются ли ваши способы привлечения молодой аудитории, старшего или среднего поколения?
― Отвечу просто, не сочтите за самонадеянность: мы решаем потребность во вкусной еде для любого возраста. Для молодой, пожилой, для массовой аудитории, для дружеских, семейных, посиделок, для офиса и пикника – для большинства ситуаций клиентов от 10 лет до 100. Давайте честно: FoodBand же не про котлеты и борщ – лучше бабушки или мамы всё равно их никого не приготовит, то же относится и к шашлыку по семейному рецепту. Однако, мы раскрашиваем суровые будни своим меню: тут тебе и итальянское побережье, где каждый хочет провести отпуск, в виде блюд с морепродуктами, и та же пицца, и японская экзотика, и китайская кухня, и многообразие других азиатских блюд. И картошку жареную можем приготовить, если мужикам в офисе надо что попроще. И даже Гавайи у нас есть: про поке я уже упоминал.
И всё это есть в меню FoodBand – благодаря нашим большим кухням, где можно готовить разные блюда. Даже если в компании молодых друзей или умудренных опытом коллег есть совсем разные люди, они найдут в меню интересное блюдо.
― Какие решения с точки зрения упаковки и размера порций наиболее востребованы у клиентов – например, порции на одного, наборы на несколько человек, удобные решения to go?
Совсем молодую аудиторию можно привлечь яркой упаковкой, тут мы много экспериментируем. Раз в 2-3 месяца меняем дизайн коробок. А главное: ввели пиццу меньшего размера, у неё появились свои фанаты. Тут есть лайфхак: когда даже один человек хочет попробовать два вкуса, заказывают две небольшие пиццы с разной начинкой. Например, «Мясную» и «Груша Блю Чиз». Они совсем разные, и это удобно.
― Как развивается франчайзинговое направление? Изменился ваш ли подход к выбору партнеров и регионов для масштабирования?
― Мы в 2025 году обновили формат и теперь заключаем с партнерами лицензионные договоры.Наши партнеры развиваются, прокачивают бренд FoodBand локально на местах, а мы развиваем его на федеральном уровне через рекламу, через селебрити, инфлюэнсеров и блогеров всероссийского масштаба. Мы всегда открыты к партнерам из других городов и СНГ.
Сейчас оттачиваем формат не только доставки, но и уютного районного кафе, чтобы предложить его в небольших городах.
― Составляет ли, по вашему мнению, доступная готовая кулинария в магазинах FMCG-сетей и онлайн-ретейле конкуренцию доставке еды из ресторанов и кафе? Будет ли усиливаться этот тренд в дальнейшем?
― Мы и готовая кулинария решаем разные задачи. Мало кто на праздник угощает друзей или коллег котлетами. Заказывают у нас. Впрочем, просто пообедать или поужинать у нас тоже можно. В меню есть прекрасные супы, например том кха, салаты. А также крылья барбекю и другие закуски под футбол, много десертов, свои домашние морсы и лимонады – вот тут вполне конкурируем с магазинами. Цель FoodBand – даже тривиальный день сделать ярким, ассоциироваться с праздником, как поход в ресторан – только у нас выгоднее и доставка по адресу твоего офисного кресла или дивана дома.
― Продолжает ли влиять на бизнес дефицит кадров на рынке труда в 2025 году? Если да, то как это сказывается на работе вашей компании и какие меры предпринимаете, чтобы справляться с ситуацией? На что в большей степени делаете ставку: внедрение технологических инноваций или расширение спектра потенциальных сотрудников (например, за счет привлечения молодежи, старшего поколения, мигрантов и т.д.)?
― Да, продолжает, я выше уже об этом сказал. FoodBand применяет меры: стараемся меньшим количеством людей делать больше, применяем автоматизацию при готовке. Благодаря четкиминструкциям, технологическим картам таким образом справляемся с нехваткой хороших поваров, эффективно обучаем их. Курьеры и повара у нас есть и молодые, и постарше.
А так у нас постоянно открыты вакансии курьеров, поваров и менеджмента. О них можно узнать на сайте FoodBand и на сайтах с вакансиями.
― Какие технологические и цифровые решения вы внедрили за последний год? Какие из них показали наибольшую эффективность? Используете ли вы data-driven подходы в маркетинге? Какие технологические инновации планируете внедрять в свой бизнес в ближайшие 2 года?
― Мы постоянно развиваем мобильное приложение FoodBand, оно всё удобнее и удобнее, совершенствуем программу лояльности. Тем временем ИИ помогает частично с соцсетями и дизайном. Кстати, в этой связи в FoodBand появились вакансии и для тех, кто работает с искусственным интеллектом, и для разработки приложения.
Сейчас также расширяем работу с CPA-сетями и компаниями-партнерами, которые не являются конкурентами. Рады всем добросовестным коллегам. Готовы платить за заказы, особенно за новых клиентов. Можем сделать совместно с партнером уникальный дизайн упаковки, например коробки для пиццы. Это возможность рекламы для крупных проектов и коллабораций: кино, спорт, стриминги и т.п. Это работает круче, чем любой биллборд, по уровню проникновения в подсознание – рекламу на коробках изучают более внимательно.
― Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2025-2026 гг.? Есть ли планы по расширению географии доставки, выходу на рынки зарубежных стран, развитию проектов других форматов?
― Увеличение эффективности работы: больше готовить, больше доставлять. Автоматизировать всё, что можно.
В плане географии я смотрю на регионы и СНГ: здесь много аудитории. Хотя если партнеры из зарубежных стран обратятся, готов разговаривать. У нас есть бренд, есть технологии приготовления самой разной еды, есть своя аналитика, есть реально классное приложение, так что русскоязычная аудитория в том же ОАЭ может заинтересоваться.
― Какие инновации на рынке доставки еды вы видите перспективными на горизонте ближайших 4-5 лет? Есть ли направления в этой области, которые планируете развивать или тестировать в рамках своего бизнеса?
― Если андроиды помогут с готовкой пиццы и роллов, будет неплохо: их же достаточно один раз научить, но это не очень близкое будущее. Думаю, рынку поможет автоматизация кухни как таковой. Мы в FoodBand идём от простого: важно просто радовать людей качественным сервисом, запускать новые блюда, вкусно готовить уже и так любимую пиццу. На том и стоим.