Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 4 декабря 2025
Артем Халимоненко

Такое ощущение, что рынок выжидает. Спрос меньше, чем в 2023-м, например. Я так понимаю, люди ждут своей финансовой стабильности.

Основатель ресторанов доставки еды FoodBand специально для исследования рынка общественного питания 2025

 Каким был 2024 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию? Какие факторы оказали наибольшее влияние на бизнес?

 Скажем так, удалось достичь чуть-чуть меньше, чем мы прогнозировали. Важные факторы – дефицит кадров, а именно курьеров и хороших поваров на рынке. Мы, конечно, боролись за то, чтобы обеспечить себя нужными сотрудниками. Где-то даже приходилось сдерживать рост FoodBand, чтобы на все заказы хватило курьеров.

Однако, были и очень приятные вещи – благодаря акциям появилось большое количество новых клиентов. Например, студенческого возраста. Они вырастут, вырастут и их доходы (ну, мы надеемся), а любовь к пицце FoodBand останется.

 Как изменилась ценовая политика вашей компании в 2024 году и планируются ли корректировки в 2025? Какие факторы сейчас оказывают наибольшее влияние на себестоимость? Повлияет ли на ценообразование укрепление курса рубля в первой половине 2025 года? 

 Рост цен был скорее в 2024-м. Это инфляция: подорожали все продукты, выросли зарплаты курьеров. Но мы старались максимально сдерживать рост цен в FoodBand, чтобы давать хороший сервис за разумные деньги. В 2025 году мы почти не меняли цены. Вместо этого вынесли отдельно продажу расходников: палочки, васаби и соусы к роллам и суши. Многим людям это просто не нужно, а так цена будет меньше.

Добавлю к тому, что уже сказал выше про студентов: тот же рост популярности среди молодых и юных клиентов говорит о том, что цены в FoodBand доступные.

 Как вы оцениваете результаты компании в первой половине 2025 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней? Какие драйверы и барьеры рынка вы видите? 

 Такое ощущение, что рынок выжидает. Спрос меньше, чем в 2023-м, например. Я так понимаю, люди ждут своей финансовой стабильности.

Что касается барьеров: сейчас вводят много новых регулирующих актов касательно курьеров, курьерских сумок и т.п. Теперь на сумках будут номера, их надо регистрировать – это затормозит работу, и может еще дальше увеличить цены. Но как-то справляемся, клиенты заказывают в FoodBand, потому что знают, что у нас вкусно.

 Как меняются количество заказов, средний чек и глубина чека по сравнению с 2024 годом? Какие факторы сейчас оказывают наибольшее влияние на поведение потребителей? Замечаете ли, что клиенты стали больше экономить, или, напротив, есть тренд на эмоциональное потребление?

 Средний чек вырос, конечно. Даже у клиентов, заказывающих реже, он вырос. Погода оказывает влияние, также и рост цен у конкурентов.

Растем за счёт дней рождения и корпоративов – FoodBand давно считается подходящим выбором на такой случай. Я даже не только о понятных праздниках и выходных, но и, например, под просмотр важных футбольных матчей, финалов сразу делают большие заказы в FoodBand даже те, кто давно не брал. Ну и плюс мы работаем даже тогда, когда остальные отдыхают: круглосуточно без выходных и праздников, и люди это ценят.

 Наблюдаете ли вы изменения в гастрономических предпочтениях и пищевых привычках клиентов? Присутствует ли тенденция к росту популярности здорового питания, растительной еды, локальных продуктов, диетических блюд, без лактозы/глютена и др. подобных категорий? Какие гастрономические тренды, блюда/напитки и концепции набирают популярность и будут актуальны в 2025-2026 годах?

 У нас очень хорошо зашло постное меню. Там даже пицца была вегетарианская, и некоторые такие блюда мы оставили и в основном меню FoodBand. Летом овощи гриль с соусом песто и любой мясоед с удовольствием съест – легко заходят.

Но в целом, как и было раньше, люди, которым нужен жесткий ЗОЖ, назовём это так, заказывают в специализированных местах. FoodBand ассоциируется с праздником, событием, радостью, мы про вкусно, а не про ЗОЖ. Но кстати, есть и стереотипы про спортсменов, которые мы опровергаем, сотрудничая с командами и клубами: пиццу на самом деле едят и те, кто восполняет углеводы после тренировок, матчей – есть много статей про звёзд спорта на эту тему. Плюс в FoodBand есть поке-боулы, их «ЗОЖники» очень уважают.

Если совсем просто, то главное, что людям нужно: вкусная еда и быстрая доставка. Мы стараемся и привозим то, что сами готовим по рецептам бренд-шефа, за 35-45 минут. 

 Замечаете ли вы поколенческие различия в моделях поведения клиентов? Есть ли особенности в паттернах потребления, предпочитаемых блюдах/напитках и концепциях? Различаются ли ваши способы привлечения молодой аудитории, старшего или среднего поколения? 

 Отвечу просто, не сочтите за самонадеянность: мы решаем потребность во вкусной еде для любого возраста. Для молодой, пожилой, для массовой аудитории, для дружеских, семейных, посиделок, для офиса и пикника – для большинства ситуаций клиентов от 10 лет до 100. Давайте честно: FoodBand же не про котлеты и борщ – лучше бабушки или мамы всё равно их никого не приготовит, то же относится и к шашлыку по семейному рецепту. Однако, мы раскрашиваем суровые будни своим меню: тут тебе и итальянское побережье, где каждый хочет провести отпуск, в виде блюд с морепродуктами, и та же пицца, и японская экзотика, и китайская кухня, и многообразие других азиатских блюд. И картошку жареную можем приготовить, если мужикам в офисе надо что попроще. И даже Гавайи у нас есть: про поке я уже упоминал.

И всё это есть в меню FoodBand – благодаря нашим большим кухням, где можно готовить разные блюда. Даже если в компании молодых друзей или умудренных опытом коллег есть совсем разные люди, они найдут в меню интересное блюдо. 

 Какие решения с точки зрения упаковки и размера порций наиболее востребованы у клиентов – например, порции на одного, наборы на несколько человек, удобные решения to go?

Совсем молодую аудиторию можно привлечь яркой упаковкой, тут мы много экспериментируем. Раз в 2-3 месяца меняем дизайн коробок. А главное: ввели пиццу меньшего размера, у неё появились свои фанаты. Тут есть лайфхак: когда даже один человек хочет попробовать два вкуса, заказывают две небольшие пиццы с разной начинкой. Например, «Мясную» и «Груша Блю Чиз». Они совсем разные, и это удобно.

 Как развивается франчайзинговое направление? Изменился ваш ли подход к выбору партнеров и регионов для масштабирования?

 Мы в 2025 году обновили формат и теперь заключаем с партнерами лицензионные договоры.Наши партнеры развиваются, прокачивают бренд FoodBand локально на местах, а мы развиваем его на федеральном уровне через рекламу, через селебрити, инфлюэнсеров и блогеров всероссийского масштаба. Мы всегда открыты к партнерам из других городов и СНГ.

Сейчас оттачиваем формат не только доставки, но и уютного районного кафе, чтобы предложить его в небольших городах.

 Составляет ли, по вашему мнению, доступная готовая кулинария в магазинах FMCG-сетей и онлайн-ретейле конкуренцию доставке еды из ресторанов и кафе? Будет ли усиливаться этот тренд в дальнейшем?

 Мы и готовая кулинария решаем разные задачи. Мало кто на праздник угощает друзей или коллег котлетами. Заказывают у нас. Впрочем, просто пообедать или поужинать у нас тоже можно. В меню есть прекрасные супы, например том кха, салаты. А также крылья барбекю и другие закуски под футбол, много десертов, свои домашние морсы и лимонады – вот тут вполне конкурируем с магазинами. Цель FoodBand – даже тривиальный день сделать ярким, ассоциироваться с праздником, как поход в ресторан – только у нас выгоднее и доставка по адресу твоего офисного кресла или дивана дома.

 Продолжает ли влиять на бизнес дефицит кадров на рынке труда в 2025 году? Если да, то как это сказывается на работе вашей компании и какие меры предпринимаете, чтобы справляться с ситуацией? На что в большей степени делаете ставку: внедрение технологических инноваций или расширение спектра потенциальных сотрудников (например, за счет привлечения молодежи, старшего поколения, мигрантов и т.д.)?

 Да, продолжает, я выше уже об этом сказал. FoodBand применяет меры: стараемся меньшим количеством людей делать больше, применяем автоматизацию при готовке. Благодаря четкиминструкциям, технологическим картам таким образом справляемся с нехваткой хороших поваров, эффективно обучаем их. Курьеры и повара у нас есть и молодые, и постарше.

А так у нас постоянно открыты вакансии курьеров, поваров и менеджмента. О них можно узнать на сайте FoodBand и на сайтах с вакансиями.

 Какие технологические и цифровые решения вы внедрили за последний год? Какие из них показали наибольшую эффективность? Используете ли вы data-driven подходы в маркетинге? Какие технологические инновации планируете внедрять в свой бизнес в ближайшие 2 года?

 Мы постоянно развиваем мобильное приложение FoodBand, оно всё удобнее и удобнее, совершенствуем программу лояльности. Тем временем ИИ помогает частично с соцсетями и дизайном. Кстати, в этой связи в FoodBand появились вакансии и для тех, кто работает с искусственным интеллектом, и для разработки приложения.

Сейчас также расширяем работу с CPA-сетями и компаниями-партнерами, которые не являются конкурентами. Рады всем добросовестным коллегам. Готовы платить за заказы, особенно за новых клиентов. Можем сделать совместно с партнером уникальный дизайн упаковки, например коробки для пиццы. Это возможность рекламы для крупных проектов и коллабораций: кино, спорт, стриминги и т.п. Это работает круче, чем любой биллборд, по уровню проникновения в подсознание – рекламу на коробках изучают более внимательно.

 Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2025-2026 гг.? Есть ли планы по расширению географии доставки, выходу на рынки зарубежных стран, развитию проектов других форматов?

 Увеличение эффективности работы: больше готовить, больше доставлять. Автоматизировать всё, что можно.

В плане географии я смотрю на регионы и СНГ: здесь много аудитории. Хотя если партнеры из зарубежных стран обратятся, готов разговаривать. У нас есть бренд, есть технологии приготовления самой разной еды, есть своя аналитика, есть реально классное приложение, так что русскоязычная аудитория в том же ОАЭ может заинтересоваться. 

 Какие инновации на рынке доставки еды вы видите перспективными на горизонте ближайших 4-5 лет? Есть ли направления в этой области, которые планируете развивать или тестировать в рамках своего бизнеса?

 Если андроиды помогут с готовкой пиццы и роллов, будет неплохо: их же достаточно один раз научить, но это не очень близкое будущее. Думаю, рынку поможет автоматизация кухни как таковой. Мы в FoodBand идём от простого: важно просто радовать людей качественным сервисом, запускать новые блюда, вкусно готовить уже и так любимую пиццу. На том и стоим.

РБК Исследования рынков Российский рынок доставки готовой еды 2025 118 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще