Оборот общественного питания в РФ в 2024 году составил 3.44 трлн. руб., что на 9% выше показателя 2023 года.
Количество организаций общепита также выросло. На конец 2024 года их количество составило почти 198 тыс. объектов, что почти на 2% выше показателя 2023 года. Согласно прогнозам экспертов, рост числа объектов общепита продолжится и к 2030 году может достигнуть 218 тыс. объектов.
Значительный рост показали сетевые рестораны. Согласно исследованию РБК, в июле 2024 года в РФ функционировало на 4,9% больше сетевых ресторанов, чем в июле 2023 года.
· Наибольший вклад в общую динамику рынка по числу открытий сетевых заведений внес сегмент кофеен. За июль 2023 – июль 2024 года представленность формата расширилась на 924 объекта, что составляет более половины от общего прироста сетевых точек питания. На рост сегмента значительно повлияла активизация франчайзингового направления, а также эффект отложенных открытий проектов, перенесенных с кризисного 2022 года. При этом наиболее активно продолжают наращивать представленность кофейни формата to go, требующие от франчайзи минимальных вложений в открытие, а также формат кафе-кондитерских и пекарен.
· Чуть менее динамично развивались сегменты стрит- и фаст-фуда. За рассматриваемый период число сетевых заведений данных форматов прибавило 381 и 392 точки соответственно, что составило примерно по 23% от общего прироста заведений общепита. В сегменте уличного общепита наибольшую активность демонстрирует ниша кафе при АЗС, включая собственные сети кафе операторов АЗС, тогда как многие представители рынка, развивающие отдельно стоящие заведения, напротив, сокращали розницу.
· Сегмент ресторанов среднего ценового сегмента по числу заведений показал небольшой рост, прибавив за анализируемый период 52 ресторана. Однако, несмотря на слабую динамику, для рассматриваемого сегмента это свидетельство улучшения ситуации. Увеличение числа сетевых ресторанов casual dining на российском рынке наблюдается впервые с 2020 года.
· В отличие от других сегментов, в нише take away наблюдается сокращение числа сетевых заведений. За июль 2023 – июль 2024 года представленность формата уменьшилась на 58 точек. Наиболее значительное число закрытий продемонстрировали сети Mealty и Суши wok. За рассматриваемый период розница брендов уменьшилась на 65 и 36 точек соответственно.
По данным Росстата, в РФ стоимость обеда в ресторане выросла на 12%, ужина в ресторане на 10%, также на 10% выросла стоимость обеда в столовой, кафе или закусочной. Кофе и сэндвичи типа «Гамбургеров» в организациях быстрого обслуживания подорожали на 8%.
Несмотря на значительный рост цен, посещение россиянами заведений общественного питания только растет. Согласно данным «СберАналитики», количество транзакций и объём выручки в сфере общественного питания в 2024 году показали значительный рост.
Основная аудитория кафе и ресторанов – люди в возрасте от 25 до 44 лет: на них приходится 46% всех трат в общепите. При этом траты молодежи (25-34 лет) на общепит сократились. Причины такой динамики могут заключаться в переходе молодых людей на ЗОЖ и отказе от ресторанов в пользу домашней еды. Доля людей в возрасте от 45 лет, выбирающих общепит, продолжает увеличиваться. Самый большой прирост (15%) в категории от 65 лет.
Больше всего на питание вне дома тратят люди, живущие в городе, одни, без детей. Городское население тратит на питание вне дома больший процент от располагаемых денежных средств, чем сельское. Наибольшую долю на питание вне дома тратят люди, живущие в домохозяйствах, состоящих из 1 человека – 3,5%. Наименьшую долю тратят люди, живущие в домохозяйствах, состоящих из 2 человек – 0,3%. Члены домохозяйств, имеющих в своем составе детей, тратят на питание вне дома меньший процент располагаемых средств, чем члены домохозяйств, в составе которых нет детей. С увеличением количества детей в семье процент расходов на гостиницы, кафе и рестораны снижается.
Главными трудностями, с которыми столкнулась отрасль в 2024 году является кадровый дефицит и рост цен (продуктов, доставки, аренды и пр.).
В 2025 году рост общепита в РФ продолжится, однако нас ждут некоторые изменения: диджитализация, рост региональных рынков, возможно возвращение платной доставки, объединение крупных игроков, рост потребления готовой еды, и вместе с тем рост налоговой нагрузки и продолжение кадрового дефицита.