
По данным "Анализа рынка молочной продукции в России", подготовленного BusinesStat в 2025 г, за 2020-2024 гг производство молочных продуктов в стране выросло на 12%: с 11,1 до 12,4 млн т.
Производство росло на протяжении всего периода, за исключением 2022 г, когда выпуск сократился менее чем на 1% на фоне возникших у производителей трудностей с поставками импортного оборудования и запчастей из-за приостановки работы ряда международных компаний, дефицита упаковки для скоропортящейся продукции, перебоев в поставках зарубежных заквасок. Это привело к значительному удорожанию производства (на 23% к уровню 2021 г), что при снижении реальных располагаемых доходов населения негативно повлияло на спрос.
Стоит отметить, что молочная продукция представлена широким ассортиментом товаров. Традиционные продукты, к которым относится питьевое молоко, сметана, творог, пользуются устойчивым спросом. При падении доходов населения такие продукты становятся более востребованными, в отличие от более дорогих йогуртов, мороженого, сливок, глазированных сырков. При этом именно современные и нишевые молочные продукты стали более популярны в 2023-2024 гг, когда реальные располагаемые доходы россиян выросли на 6% и 7% соответственно.
Высокий спрос практически на все категории молочных продуктов привел к увеличению выпуска в 2023-2024 гг на 4-6% в год. Новым вызовом для отрасли в этот период стал дефицит сырого молока. Несмотря на ежегодное увеличение объемов его производства за счет роста продуктивности в молочном животноводстве спрос на сырье для переработки молока растет быстрее предложения. В сложившейся ситуации увеличение производства сырого молока за счет роста как надоев, так и поголовья коров становится приоритетной задачей, на решение которой направлены меры государственной поддержки в отрасли.