Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
SmartConsult, 25 февраля 2025

Где российские потребители предпочитают приобретать БАД?

На сегодняшний день каналы продаж БАД сильно дифференцированы. Аптечный сегмент остается наиболее прозрачным и емким, при этом удельный вес прочих каналов ежегодно растет.

По оценке «Смарт Консалт», рынок биологически активных добавок в РФ в 2024 году имеет следующие каналы продаж:

  • аптечный рынок (физические аптечные учреждения и онлайн аптеки) — данный сегмент рынка имеет свою статистику, детально анализируется и является прозрачным;

  • внеаптечный сегмент E-com (маркетплейсы);

  • оффлайн нефармацевтическая розница, в т.ч. крупные сетевые супермаркеты (сетевые магазины), где продажа ведется в специально отведенных местах, а также классические розничные магазины, киоски;

  • оффлайн специализированная розница, в т.ч. магазины товаров для беременных, мам и детей, магазины спортивного питания, косметические магазины, парафармацевтика;

  • онлайн специализированные площадки, в т.ч. специализирующиеся на товарах для здоровья, магазины крупных брендов и пр.;

  • прямые продажи с сайтов производителей и импортеров;

  • рынок сетевого маркетинга (MLM);

  • кроссбординг (трансграничная торговля) — поставка БАД без сертификатов государственной регистрации, b2c-сегмент.

Согласно результатам экспертного опроса и открытых источников данных, наибольшую долю в структуре рынка в 2024 году в разрезе каналов приобретения конечными потребителями все еще занимают оффлайн-аптеки — около 70%. Здесь покупатель может получить консультацию специалиста и быть уверенным, что приобретает продукт, прошедший госрегистрацию. При этом участники рынка отмечают, что если рассматривать онлайн-аптеки в совокупности с розничными аптечными сетями, работающими в оффлайн-формате, то доля аптечного сегмента БАД в структуре российского рынка будет заметно выше.

На втором месте находится сегмент e-commerce, включающий реализацию БАД через маркетплейсы и онлайн-аптеки (~20%). В среднесрочной перспективе, по оценке экспертов, фокус может сместиться именно на диджитал-торговлю ввиду изменений поведения потребителей. В связи с чем многие компании-производители стараются переориентировать свою бизнес-модель в данном направлении.

На продажу БАД через продовольственные магазины в настоящее время приходится только 6%. Стоит отметить, что нефармацевтический сегмент также активно развивается, и многие производители активно его используют. Очевидным преимуществом торговых сетей является возможность избежать прямой конкуренции с лекарственными средствами.

Медицинские центры в структуре фокусного рынка в разрезе каналов продаж занимают 2-3%.

Говоря же непорседственно о практике потребления, согласно результатам опроса «Смарт Консалт», чаще всего потребители перед началом приема БАД руководствуются собственным решением на основании открытых источников данных в интернете (сайты производителей, форумы, статьи в журналах и пр). Данный факт отметили 60,4% респондентов.

Еще 37,7% опрошенных начинают принимать биологически активные добавки по совету врача или косметолога непосредственно после приема или консультаций.

Также значительная доля респондентов (23,6%) решают употреблять БАД по рекомендации друзей и знакомых. 7,5% опрошенных отметили, что принимают добавки по совету фитнес-тренера. На все прочие варианты в совокупности пришлось еще ~ 14,2%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие цифрового пространства становится все более значимым драйвером рынка БАД как с точки зрения каналов реализации, так и донесения информации о фокусных продуктах до потенциальных потребителей.

SmartConsult Анализ рынка генетического тестирования в России и мире с фокусом на страны MENA в 2018-2023 гг., прогноз до 2028 г. 90 000 ₽
SmartConsult Анализ российского рынка БАД 2019-2024гг. Прогноз 2025-2028 гг. 90 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще