Объектом исследования является российский рынок биологически активных добавок (БАД).
БАД — биологически активные вещества и их композиции, предназначенные для непосредственного приема с пищей или введения в состав пищевых продуктов. Важно отметить, что подобные добавки не являются лекарственными средствами. Они используются как дополнительный источник биологически активных веществ для ликвидации их дефицита и оптимизации рациона.
Целью исследования является комплексный анализ рынка биологических активных добавок в России.
Задачи исследования:
Определение объема рынка.
Конкурентный анализ.
Ассортиментный анализ.
Ценовой анализ.
Анализ потребителей.
Анализ факторов, влияющих на развитие рынка.
Построение прогнозов развития рынка.
География исследования: Россия.
Хронология исследования:
ретроспектива — 2019-2021 гг.;
прогноз — 2022-2025 гг.
Содержание исследования
Отчет об исследовании состоит из семи глав.
В первой главе представлен обзор российского рынка БАД, в том числе данные об объеме и динамике рынка, его тенденциях.
Вторая глава посвящена анализу внешней торговли БАД.
В третьей главе проведен анализ потребителей: типы, портрет потенциального потребителя, значимые критерии и факторы выбора БАД.
Четвертая глава содержит информацию об участниках российского рынка биологически активных добавок. Также здесь представлены ассортиментный и ценовой анализы актуального на 2022 год предложения отечественного рынка. Дан анализ целевой аудитории и поиск перспективных направлений в области БАД.
Пятая глава посвящена эффективности работы сайтов и приложений ключевых игроков рынка.
В шестой главе содержит анализ факторов и перспектив развития рынка БАД в России.
В седьмой главе сформулированы прикладные рекомендации для нового игрока.
1. Анализ российского рынка БАД..............................................................................11
1.1. Объем и динамика потребления БАД в РФ в 2019-2021 гг., общая характеристика рынка.........11
1.2. Актуальные тенденции российского рынка БАД.............................................................................13
1.3. Баланс российского рынка БАД в 2019-2021 гг...............................................................................15
1.4. Структура рынка БАД по назначению в 2021 году..........................................................................16
1.5. Структура рынка БАД в разрезе брендов в 2021 году.....................................................................18
1.6. Структура рынка БАД в разрезе каналов приобретения конечными потребителями в 2021 году
2. Анализ внешней торговли БАД................................................................................22
2.1. Анализ импорта БАД в РФ в 2019-2021 гг........................................................................................23
2.1.1. Объем и динамика импорта в 2019-2021 гг....................................................................................................23
2.1.2. Структура импорта в разрезе стран-производства в 2021 году.....................................................................26
2.1.3. Структура импорта в разрезе компаний-производителей в 2021 году.........................................................27
2.1.4. Структура импорта в разрезе брендов в 2021 году........................................................................................28
2.1.5. Структура импорта в разрезе компаний-получателей в 2021 году...............................................................29
2.2. Анализ экспорта БАД в РФ в 2019-2021 гг.......................................................................................31
3. Анализ особенностей потребительского поведения на рынке БАД.....................34
3.1. Типы потребителей на рынке БАД....................................................................................................34
3.2. Портрет потенциального потребителя, структура потребления по уровню дохода, гендеру, возрасту ......................................................................................................................................................................35
3.3. Значимые критерии и факторы выбора БАД....................................................................................42
4. Конкурентный анализ................................................................................................45
4.1. Профили конкурентов.........................................................................................................................45
Эвалар, ЗАО...............................................................................................................................................................45
Solgar Inc....................................................................................................................................................................56
Солгар Витамин, ООО..............................................................................................................................................56
STADA Arzneimittel AG.............................................................................................................................................58
АО «Нижфарм»..........................................................................................................................................................59
ООО «Хемофарм».....................................................................................................................................................60 Отисифарм, АО..........................................................................................................................................................61 Лаборатория современного здоровья, ООО.............................................................................................................63
Queisser Pharma GmbH & Co. KG.............................................................................................................................67
ООО «Квайссер Фарма»............................................................................................................................................68 UNIPHARM INC........................................................................................................................................................70
ООО «Юнифарм»......................................................................................................................................................70
Optimum Nutrition......................................................................................................................................................72 ИП Прокушенов Алексей Викторович.....................................................................................................................72 АлтайВитамины, АО.................................................................................................................................................73
Фармамед, АО............................................................................................................................................................75 Биннофарм Групп, ООО............................................................................................................................................77 4.2. Анализ целевой аудитории выделенных конкурентов....................................................................80
4.3. Ассортимент продукции и цены на них, особенности ценообразования конкурентов................84
4.4. Анализ клиентоориентированности конкурентов (обзор программ лояльности, партнерских программ и т. д.)..............................................................................................................................................................91
4.5. Поиск перспективных инновационных направлений или продуктов (услуг), предлагаемых конкурентами, оценка их востребованности и перспектив в России.............................................................................92
5. Анализ эффективности работы сайтов и приложений конкурентов....................97
5.1. Обзор сайтов конкурентов..................................................................................................................97
5.2. Анализ маркетинговой активности конкурентов (особенности продвижения и оценка эффективности) ....................................................................................................................................................................101
6. Факторы и прогноз развития рынка БАД в РФ.....................................................110
6.1. Драйверы развития рынка БАД в РФ..............................................................................................110
6.1.1. Восстановление реальных располагаемых денежных доходов населения в России.................................110
6.1.2. Государственное регулирование как драйвер развития рынка....................................................................111
6.1.3. Популяризация здорового образа жизни и превентивной медицины среди российского населения.......112
6.1.4. Расширение каналов сбыта БАД...................................................................................................................114
6.1.5. Реализация инвестиционных проектов на территории России...................................................................114
6.1.6. Повышение информированности конечных потребителей и медицинского сообщества.........................115
6.2. Барьеры развития рынка БАД в РФ.................................................................................................116
6.2.1. Наличие фальсифицированной продукции на рынке..................................................................................116
6.2.2. Несовершенство нормативно-правовой базы...............................................................................................116
6.2.3. Сложности в продвижении и рекламе БАД..................................................................................................117
6.2.4. Импортозависимость сырья..........................................................................................................................117
6.2.5. Низкая осведомленность потребителей........................................................................................................118
6.3. Прогноз развития рынка БАД в РФ до 2025 года...........................................................................118
7. Резюме проекта........................................................................................................122
7.1. Выводы относительно перспективных направлений на рынке БАД, прикладные рекомендации для бизнес проекта Заказчика........................................................................................................................122
7.2. Выводы относительно конкурентной среды развития бизнеса, прикладные рекомендации для бизнеспроекта Заказчика по построению стратегии конкурентной борьбы в РФ........................................123
Рисунок 1. Оценка объема и динамики рынка БАД в России в денежном выражении в 2019- 2021 гг., млн руб., %
Рисунок 2. Оценка объема и динамики рынка БАД в России в натуральном выражении в 2019-2021 гг., млн упак., % Рисунок 3. ТОП-16 брендов БАД, лидирующих на российском рынке по итогам 2021 года, в стоимостном выражении Рисунок 4. Структура рынка БАД в РФ в 2021 году в разрезе каналов приобретения конечными потребителями, % от общего объема потребления в денежном выражении
Рисунок 5. Объем и динамика импорта БАД в России в денежном выражении в 2019-2021(П) гг., млн руб., %
Рисунок 6. Объем и динамика импорта БАД в России в натуральном выражении в 2019- 2021(П) гг., млн упак., %
Рисунок 7. Средняя стоимость импорта БАД (с учетом таможенной пошлины, НДС и торговой наценки) и ее динамика в 2019-2021(П) гг., руб./упак.
Рисунок 8. Региональная структура импорта БАД в 2021 году, % от общего объема в денежном выражении
Рисунок 9. Оценка объема и динамики экспорта БАД в России в денежном выражении в 2019-2021(П) гг., млн руб., % Рисунок 10. Оценка объема и динамики экспорта БАД в России в натуральном выражении в 2019-2021(П) гг., млн упак., %
Рисунок 11. Региональная структура экспорта БАД в 2021 году, % от общего объема в денежном выражении
Рисунок 12. Результаты опроса на вопрос: «Имеете ли Вы опыт употребления БАД?», % от общего числа респондентов Рисунок 13. Результаты опроса на вопрос: «Употребляете ли Вы какие-либо БАД в настоящее время?», %
Рисунок 14. Результаты опроса на вопрос: «Как часто Вы употребляете или употребляли БАД?», %
Рисунок 15. Результаты опроса на вопрос: «Какие БАД вы употребляете?», %
Рисунок 16. Результаты опроса на вопрос: «БАД какой ценовой категории Вы выбираете?», % 38 Рисунок 17. Результаты опроса на вопрос: «Как Вы принимаете решение о начале приема БАД?», %
Рисунок 18. Результаты опроса на вопрос: «Вы сдавали анализы перед началом приема БАД?», %
Рисунок 19.Структура потребления БАД по гендеру, % 41 Рисунок 20.Структура потребления БАД по возрасту, %
Рисунок 21. Результаты опроса на вопрос: «Вы отдаете предпочтение БАД российского производства или зарубежного?», %
Рисунок 22. Наценка на БАД в России в 2015-2021 гг., %
Рисунок 23. Количество запросов по БАД в разрезе направлений в 2021 году в России, шт.
Рисунок 24. Количество запросов по инновационным БАД в 2021 году в России, шт.
Рисунок 25. Количество обращений на сайты компаний-конкурентов в месяц, шт.
Рисунок 26. Количество подписчиков на страницах конкурентов в Instagram, тыс. шт.
Рисунок 27. Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения в России в 2014-2021(П) гг., % к предыдущему периоду
Рисунок 28. Удельный вес приверженцев ЗОЖ среди женщин и мужчин в отдельных регионах РФ в 2021 году, %
Рисунок 29. Оптимистичный сценарий прогноза развития российского рынка БАД в перспективе до 2025 года, млн руб., %
Рисунок 30. Базовый сценарий прогноза развития российского рынка БАД в перспективе до 2025 года, млн руб., % Рисунок 31. Пессимистичный сценарий прогноза развития российского рынка БАЛ в перспективе до 2025 года, млн руб., %
Таблица 1. Баланс российского рынка БАД в 2019-2021 гг. 15
Таблица 2. Структура рынка БАД в России по назначению в 2021 году, млн руб., % 17
Таблица 3. Характеристика кодов ТН ВЭД, используемых при проведении таможенных операций с БАД 22
Таблица 4. Структура импорта в разрезе компаний-производителей в 2021 году 27
Таблица 5. Структура импорта в разрезе брендов в 2021 году 28
Таблица 6. Структура импорта в разрезе компаний-получателей в 2021 году 30
Таблица 7. Ассортимент БАД компании «Эвалар» 47
Таблица 8. Анализ целевой аудитории ключевых игроков российского рынка БАД 81
Таблица 9. Ассортиментный и ценовой анализ основных игроков российского рынка БАД 85
Таблица 10. Программа компаний-конкурентов в области клиентоориентированности (программы лояльности и партнерские программы) 91
Таблица 11. Анализ особенностей сайтов компаний-конкурентов 98
Таблица 12. Сравнительная характеристика маркетинговых активностей конкурентов 103
Таблица 13. Сравнительная характеристика маркетинговых активностей конкурентов (продолжение) 105
― Каким был 2021 год для Вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок эквайринга: итоги 2021 г., прогноз до 2025 г.», выяснилось, что по итогам 2021 г. объем российского рынка эквайринга (объем комиссии) составил около 580 млрд. руб. Показатель за год увеличился на более 20%.
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок бизнес-авиации: итоги 2021 г., прогноз до 2025 г.», выяснилось, в 2021 г. объем российского рынка бизнес-авиации по совокупной выручке ведущих участников – эксплуатантов бизнес-джетов и авиаброкеров – составил более 60,00 млрд. руб. Причем в структуре объема российского рынка бизнес-авиации доля компаний-экплуатантов составляет 87,1%, а авиаброкеров – всего 12,9%.