Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 11 февраля 2025
Хенрик Винтер

Стратегия нашей компании — стать лидирующим ресторанным холдингом в нашем сегменте

Президент ресторанного холдинга «Тигрус» (проекты «Остерия Марио», «Швили», Bar BQ Cafe, ZEST) специально для исследования рынка общественного питания 2024

 Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?

 В 2023 году мы отметили позитивную динамику всех наших проектов. Мы ведем активную работу по расширению географии брендов холдинга как в России, так и за ее пределами, ставим перед собой цель — открывать около 10 ресторанов в год, и последние 3–4 года мы твердо следуем намеченным планам. 2023 год был для нас очень интересным — мы вышли на рынок ОАЭ, запустив в Дубае 4 ресторана под брендами Osteria Mario и Shvili, а также открыли 5 новых ресторанов в Москве. 

 Насколько повлияла на маржинальность бизнеса волатильность рубля и инфляция? Какие статьи расходов выросли сильнее всего? Как рост цен повлиял на формирование меню и ценовую политику компании?

 Холдинг развивает проекты в сегменте демократичных ресторанов с ориентацией на высокое качество блюд и сервиса. Поэтому мы всегда очень тонко балансируем, чтобы не увеличивать цены, при этом не снижая маржинальность. Самое сложное в таком подходе — сохранять конкурентные зарплаты в нашем сегменте, так как мы всегда находимся в поисках талантливых уникальных сотрудников. Поэтому можно сказать, что максимальное влияние на снижение маржинальности в 2023 году оказал рост ФОТ.

 Как вы оцениваете результаты компании в первой половине 2024 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней? Какие драйверы и барьеры рынка вы видите? 

 Первая половина года была сопоставима с 2023 годом, к лету мы почувствовали острую нехватку сотрудников, и нам пришлось индексировать ставки более чем на 15%. 

 Какие изменения в потребительском поведении наблюдаются на рынке? Как менялись количество заказов, средний чек, наполняемость чека по сравнению с 2023 годом? Какие блюда и концепции набирают популярность? 

 Наш опыт показывает, что торговые центры остаются успешными в тех локациях, где нет снижения трафика из-за ухода иностранных компаний. Там же, где это произошло, мы наблюдаем снижение транзакций более чем на 30%. При этом отдельно стоящие локации, а также локации в районных ТЦ, показывают себя отлично и имеют положительную динамику. Люди продолжают праздновать дни рождения и прочие события в наших ресторанах. Мы развиваем две основные концепции — итальянскую и грузинскую, и у них сохраняется пропорция 50/50 по привлекательности для гостей.

Остаются популярными вкусные, понятные проекты, с хорошей атмосферой и вниманием к гостям. Италия, Грузия, Япония, паназиатская кухня наименее подвержены моде и хорошо знакомы и понятны гостям во все времена.

 Наблюдаете ли вы изменения в пищевых привычках гостей? Присутствует ли тенденция в сторону роста спроса на здоровую еду, диетические блюда, без лактозы/глютена и др. подобные категории? Видите ли перспективы развития для себя в этих нишах?

 Не могу сказать, что в ресторанах мы видим рост спроса на ЗОЖ-позиции. Мы всегда добавляем в меню часть позиций из категории «здоровая еда», но ее доля в выручке не меняется годами. 

С другой стороны, мы отмечаем тренд на «безалкогольный алкоголь», что отчасти связано с ведением более здорового образа жизни. И в своих проектах помимо безалкогольного вина и пива, мы предлагаем гостям безалкогольные спритцы и коктейли, в основе которых используем безалкогольные тихие и игристые вина, безалкогольные аналоги известных аперитивов и вермутов, джин, виски и т.д. Перспективы у этого направления хорошие, но нужно понимать, что стоимость безалкогольного алкоголя сегодня сравнима с его алкогольными аналогами, а выбор пока не так велик.

 Как Вы оцениваете ситуацию в сфере доставки? Планируете ли развивать данное направление? 

 По доставке мы работаем только через сервисы-агрегаторы. Свою развивать не планируем, так как считаем, что качество блюд при доставке не соответствует на 100% тому качеству, на которое мы ориентируемся. Для нас доставка — это больше лояльность по отношению к нашим постоянным гостям. Иногда, в случае снижения трафика на точке, мы фокусируемся на этом направление и можем достичь результатов до 25% в доле к выручке, при этом наша маржинальность не увеличивается, так как затраты на агрегаторы достаточно высокие.

 Внедряет ли ваша компания инновации в области упаковки еды (для продления сроков годности, повышения безопасности продукции, улучшение экологичности упаковки и др.)? 

 Холдинг много лет поддерживает различные эко-инициативы. Мы уже давно используем крафтовые упаковки, а также реализуем программу по снижению использования пластика в наших ресторанах.

 Насколько успешно развивается франчайзинговое направление? Восстановился ли спрос на франшизу после кризиса? Какие в настоящий момент у сети приоритеты в развитии франчайзингового направления?

 Спрос на открытие проверенного ресторанного проекта по франшизе продолжит расти, так как с поддержкой управляющей компании-франчайзера легче справляться с новыми вызовами и сохранить устойчивость в нестабильные времена.

Можно сказать, что франчайзинговое направление сейчас является для нас приоритетным. Мы наблюдаем высокий спрос на франшизу брендов холдинга, и в 2023 году, и первом полугодии 2024 года большая часть проектов была открыта совместно с партнерами-франчайзи.

 Заметно ли снижение трафика в торговых центрах? Изменился ли ваш подход к выбору локаций или форматов заведений для новых открытий? 

 Стратегия нашей компании — стать лидирующим ресторанным холдингом в нашем сегменте. При выборе локаций мы всегда ориентируемся на критерий цена-качество. В качестве локаций мы рассматриваем не только центр города, но и более отдаленные районы, в которых активно строятся и развиваются БЦ, ЖК и прочие инфраструктурные объекты, а гости хотят ходить в качественные и доступные по цене рестораны.

 В последние годы FMCG-сети и онлайн-ретейлеры значительно расширили ассортимент готовой еды. Составляет ли по вашему мнению доступная готовая кулинария из магазинов конкуренцию классическому общепиту, и будет ли она усиливаться в дальнейшем? 

 У нас была попытка войти в ретейл с нашей готовой едой в пандемию. Маржинальность очень низкая в этом направлении. На наш взгляд, конкуренцию классическому общепиту готовая кулинария не составляет, так как в ресторан люди все же идут не только за едой — они идут за эмоциями, за определенной атмосферой. 

 Столкнулась ли ваша компания с нехваткой кадров? Если да, то какие меры были предприняты для исправления ситуации? 

 Да, уже более года мы работаем в условии постоянной нехватки сотрудников, в связи с чем рост наших ставок происходит раз в полгода минимум, а на некоторые позиции еще чаще. Технология самообслуживания не применима в нашей концепции, но использование ИИ мы активно пропагандируем и всегда находимся в поисках лучших эффективных решений. Роботизация в компании внедрена для эффективности процессов, например, в принятии заказа, ежедневном обучении, подготовительных процессах и пр.

 Используете ли вы в своем бизнесе инновационные решения (например, роботы, доставка дронами, решения на основе AI и т.д.)? 

 Безусловно, мы видим перспективы внедрения инноваций и планируем использовать ИИ в таких направлениях как дизайн, маркетинг, аналитика и обучение.

 Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2024-2025 гг.? Есть ли планы по открытиям новых ресторанов и расширению географии сети, выходу на рынки зарубежных стран, развитию проектов других форматов?

 На данный момент в портфеле холдинга более 65 ресторанных проектов в России, Таджикистане и ОАЭ. Мы не планируем останавливаться на достигнутом, развивая проекты как в России, так и за рубежом. Отдельное внимание будет уделено развитию в регионах России. Как в городах-миллионниках, так и в городах с меньшим населением. Например, в этом году мы вышли на рынок Смоленска. 

Что касается международных проектов — после успешного старта наших ресторанов в Дубае, мы планируем новые открытия в ОАЭ. Более того, используя полученный опыт, мы активно рассматриваем для развития целый ряд стран Ближневосточного региона.

 Какие инновации на рынке общественного питания и готовой еды вы видите перспективными на горизонте ближайших 4–5 лет? 

 В этом направлении на рынке в целом есть какие-то небольшие изменения вроде появления робота-официанта или доставки еды с помощью роботов и дронов. Но мы думаем, что за ближайшие 5 лет ничего глобального в этой сфере не произойдет.

Люди приходят в ресторан получить удовольствие, и это удовольствие не всегда связано с едой. Большая часть посетителей ищет общения, новых знакомств, праздника, новых ощущений и комфорта.

 

РБК Исследования рынков Российский сетевой рынок общественного питания 2024 121 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще