В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок бизнес-авиации: итоги 2023 г., прогноз до 2027 г.», выяснилось, что по итогам 2023 г. объем российского рынка бизнес-авиации по совокупной выручке ведущих участников – эксплуатантов бизнес-джетов и авиаброкеров – составил чуть более 100 млрд. руб. Таким образом, объем российского рынка бизнес-авиации в 2023 г. увеличился на 27,6% по отношению к аналогичному показателю годом ранее. Для сравнения с ситуацией 2018 г. в 2023 г. показатель вырос в три раза. Причем, в структуре объема российского рынка бизнес-авиации по совокупной выручке основных участников доля компаний-эксплуатантов составляет 95,1%, а авиаброкеров – всего 4,9%.
Современный российский рынок бизнес-авиации в последние несколько лет находится в состоянии турбулентности. Преодолев спад, вызванный пандемией COVID-19, авиационная отрасль в целом сумела восстановить докризисные показатели. Однако начало санкционной политики в отношении России и уход западных игроков полностью изменили всю структуру работы российских авиаперевозчиков, в том числе и в сегменте бизнес-авиации.
Одна из главных проблематик рынка такова, что общий парк бизнес-джетов с момента введения санкций и ухода с рынка преимущественно европейских авиакомпаний, сократился в несколько раз. Одновременно с этим, стоимость их эксплуатации и себестоимость владения значительно возросла, что обусловлено, в том числе, сложностями с авиационными запчастями.
Сегодня самыми популярными зарубежными производителями бизнес-джетов в РФ является канадская компания Bombardier Ink (26,3%), французская компания Dassault Aviation (24,2%) и на третьем месте – английская компания BAE Systems pls (9,1%). Совокупно на данных производителей приходится 60,6% в общей структуре.