Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования, 8 ноября 2024

«Превентивная и персонифицированная медицина становится ярким стратегическим акцентом в медицине»

Вице-президент ГК «МЕДСИ» Алла Канунникова специально для исследования рынка частной медицины 2024

— Как можете охарактеризовать результаты работы компании в 2023 году — первом полугодии 2024 года? Все ли поставленные цели были достигнуты? С какими сложностями вы столкнулись и как удалось их преодолеть?

— Мы активно развивались и полностью реализовали стратегические цели и задачи компании, выполнили большую инвестиционную программу по расширению сети в Москве, Московской области и регионах России, которая длилась три года, ввели в эксплуатацию более 30 новых объектов разного формата. Модернизировали клиники с точки зрения привлекательности для пациентов и доходности для компании, создали большой банк новых объектов, которые будем превращать в современные высокотехнологичные клиники.

Укрепили свои лидирующие позиции на рынке частной медицины по выручке и медицинским компетенциям. По итогам 2023 года МЕДСИ увеличила выручку на 15,8%, до 41,7 млрд руб. Активно развивали новые сервисы и услуги для пациентов, цифровую трансформацию компании.

С концептуальной точки зрения мы подошли к глобальным изменениям, где МЕДСИ теперь не просто большой игрок на рынке в сфере доказательной медицины, а полноценный партнер человека для обеспечения долгой, качественной и здоровой жизни. Поэтому превентивная медицина — наш стратегический выбор.

Отрасль претерпевает ряд изменений, рынок стабилизируется после санкций, становится все более конкурентным и фрагментированным, поэтому частным клиникам становится все дороже бороться за новых пациентов, и на этом фоне возрастает роль возвращаемости и повышения лояльности пациентов и, как следствие, повышение сервисной составляющей и сохранение неизменно высокого качества оказания медицинской помощи. Отмечаем для себя открытые возможности для поиска новых игроков и новых сегментов рынка.

— Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы российской медицины в целом и коммерческих клиник в частности? 

— Геополитические изменения оказали влияние как на экономику, так и на развитие рынка коммерческой медицины и смежных отраслей. Мы видим изменения в качестве жизни и уровне доходов населения. 

Государство повышает зарплаты врачам, мы вынуждены на это реагировать. Индексация зарплат иногда выше, чем инфляция. 

Большой дефицит высококвалифицированных кадров, оказывающий сдерживающее влияние на медицину. Причем проблема кадров касается не только российской медицины, это общемировой тренд. 

Процесс импортозамещения в медицине как оборудования, так и фармпрепаратов, а также поддержание и обеспечение импортного оборудования и софт-систем для работы имеющихся бизнес-процессов. 

Мы как лидер рынка отмечаем и проблему теневого сектора в здравоохранении, занимающего большую нишу, в котором отсутствует гарантия качества получения медицинских услуг, прозрачность сервисных процессов, ценообразования. К таким теневым секторам все еще относится довольно большой блок косметологических и стоматологических услуг, так называемые моноклиники. 

Чтобы повысить качество медицинской помощи в данном сегменте, мы активно развиваем свои собственные центры компетенций и видим большой спрос со стороны пациентов. К примеру, мы запустили собственное направление МЕДСИ Beauty, где пациенты могут получить весь комплекс косметологических услуг по высоким стандартам качества и безопасности медицинской помощи МЕДСИ, и это будет понятная, гарантированная услуга за адекватные деньги, с сертифицированными препаратами, высокоточным оборудованием, профессиональными врачами в рамках медицинского учреждения, где вам смогут оказать экстренную медицинскую помощь в случае аллергической реакции на препарат, а не моноклиника с оплатой работы врача в конверте. 

— Ощущаете ли вы дефицит медицинских кадров? Если да, какого именно медперсонала не хватает вашим клиникам? Какие меры вы предпринимаете для решения данной проблемы?

— В медицинской отрасли действительно наблюдается острый кадровый голод. Причем не только в частных клиниках, но и в государственных. Не хватает не только врачей, но и среднего медицинского персонала, и на данный момент проблема дефицита кадров только усиливается. Если раньше мы могли выбирать из пяти врачей-кандидатов, то сейчас на одну вакансию иногда меньше одного резюме. В медсестрах разрыв между спросом и предложением еще больше — почти 20%.

Этому есть много причин. Около 20–30% медработников ушли из профессии, потому что после пандемии covid эмоционально выгорели, часть медперсонала уехала работать в другие страны. Это совпало и с тем, что за границей существенно снизили требования к сертификации медработников. Сейчас во многих странах специалисты могут начинать практику через несколько месяцев, раньше же им требовалось доучиваться несколько лет. 

По сути, сейчас мы с государством боремся за одного врача, но у нас как у частной компании более высокие требования к кандидатам. Мы выбираем лучших. Вместе с тем мы предоставляем гибкие условия труда, возможности для профессионального роста, достойную зарплату. 

Для нас вопрос с кадрами довольно серьезный, поэтому мы открыли Медицинский колледж МЕДСИ — первый в частном здравоохранении подобный проект, растим собственные кадры со школьной скамьи. В первый год отучили 70 специалистов, цель на этот год — 300 человек. Колледж позволит нам обеспечить активы собственными кадрами в ближайшей перспективе. Видим в этом и свою социальную миссию: вовлекаем в профессию ребят со школы, знакомим их с медициной, практическую часть работы проводим в активах группы. Таким образом, не только растим свои кадры, но и повышаем статус профессии медика, заряжаем их ощущением важности и гуманности данной профессии. 

Кроме того, мы активно взаимодействуем с ведущими медицинскими вузами страны, помогаем медикам в получении постдипломного образования и повышении квалификации, стимулируем врачей на получение ученых степеней, поддерживаем их научные проекты, мотивируем молодых специалистов совершенствовать знания и навыки. Это важная часть в позиционировании нас как HR-бренда.

— Как в 2023–2024 годах изменился пациентопоток в ваших клиниках по сравнению с 2022 годом? Заметили ли вы сокращение/рост платежеспособности своих клиентов? 

— Благодаря расширению сети, высокому качеству оказания медицинской помощи, повышению узнаваемости бренда МЕДСИ количество уникальных пациентов в 2023 году увеличилось на 11% в сравнении с 2022 годом и превысило 1,7 млн человек, а количество посещений клиник в сутки увеличилось на 14% год к году, до 40,3 тыс. 

Мы также отмечаем рост численности посещений за 6 месяцев 2024 года, он составил 8,1% и достиг 7,8 млн единиц. Причем мы видим качественный и сопоставимый рост по всем каналам, включая страховые компании и физические лица. 

Падения платежеспособности мы не наблюдаем. Анализируем внешние источники, к примеру, данные «Сбериндекса», которые говорят о том, что расходы на медицинские услуги в среднем в первом полугодии этого года выросли на 15–16%, то есть люди тратят на медицину. Более того, мы видим устойчивый тренд, что потребление медицинских услуг вошло в общую потребительскую корзину. И если данную потребность необходимо закрыть, люди это понимают и готовы платить за свое здоровье. 

Кроме того, наша бизнес-модель является достаточно уникальным предложением на рынке, поскольку мы работаем в разных ценовых сегментах и каналах финансирования. Мы доступны для разных категорий населения как в рамках ценовой политики, так и в сервисной составляющей, в комфорте и доступности наших многоформатных клиник.  

— На какие услуги спрос вырос или, наоборот, «просел» наиболее существенно? Какие тенденции потребительского поведения вашей аудитории проявились в 2023–2024 годах? Какая категория услуг в настоящее время является наиболее востребованной? Рос ли в последние годы интерес к превентивной медицине?

— Сегодня быть здоровым действительно стало трендом, люди не хотят болеть. Миллениалы за превентивную медицину, они понимают необходимость регулярных проверок здоровья, того, что называется модным словом «чекап», а по сути — диспансеризацией. А у следующего поколения — Z — потребности еще глубже. Они не просто не хотят болеть, они хотят жить по-другому: быть красивыми, правильно питаться, следить за эмоциональной стабильностью. Отсюда спрос на косметологию, нутрициологию и психотерапию. К слову, нутрициология увеличивает свое влияние не только благодаря запросу на здоровый образ жизни, но и из-за увеличения количества страдающих сахарным диабетом и эндокринными заболеваниями.

Превентивная и персонифицированная медицина становится ярким стратегическим акцентом в медицине. Стали популярны комплексные продукты, которые, с одной стороны, дают более широкий спектр услуг, с другой — выгодны для пациентов с точки зрения цены. Наше кредо как компании — не навязывать пациенту дополнительные услуги, а показать ему все возможности поддержания здоровья, чтобы он выбрал оптимально подходящий ему маршрут.

Если взять «чекап» как продукт превентивной медицины, то мы видим устойчивый рост по количеству продаж в данном сегменте порядка 40%. Здесь лидеры направлений — «чекапы» в стоматологии, женское и мужское здоровье, кардиология и гастроэнтерология. Мы изучаем спрос пациентов и постоянно адаптируем продуктовую линейку под текущие потребности. 

— Предоставляет ли ваша компания телемедицинские услуги? Какова доля телемедицины в структуре выручки вашей сети? Как менялась востребованность телемедицины в 2019–2024 годах? По вашему мнению, насколько перспективны телемедицинские проекты, в том числе создание приложений с возможностью дистанционной консультации, записи на прием, вызова врача или скорой помощи? 

— Глобальный рынок телемедицины растет, этот тренд ярко выражен после ковида. Но конкретно развитие рынка сдерживается, так как сохраняются законодательные ограничения. Мы в это направление очень верим и считаем его одним из магистральных трендов будущего здравоохранения, активно развиваем клиентскую платформу SmartMed, в том числе и в направлении телемедицины.

Телемедицина открывает нам новые возможности для сопровождения пациента вне стен больницы, что позволяет повысить качество медицинской помощи в регионах и сделать ее еще более доступной. Кроме того, телемедицина позволяет получать «второе мнение» и консультироваться докторам с ведущими специалистами МЕДСИ. 

Сейчас в приложении SmartMed более 1,3 млн уникальных пациентов, и количество записей через приложение на прием в клиники за 2023 год увеличилось на 41%. 

— Какие законодательные изменения 2023–2024 годах вы считаете наиболее важными для вашего бизнеса?

— Изменения в законе об ОМС, позволяющие использовать денежные средства на капитальные расходы, в частности, на IT и оборудование, что очень важно. 

Ряд решений по устаревшим санитарным нормам в сфере здравоохранения, что сдерживало конструирование современных клиник и дало нам возможность эффективнее использовать свои ресурсы. 

Возможность дистанционного подписания договора оказания медицинских услуг, что регулирует наш путь в цифровое взаимодействие с пациентом, минуя его присутствие в регистратуре и физическое подписание бумаги. Поскольку отрасль консервативна, для нас это важный шаг. 

И изменения, связанные с критической информационной инфраструктурой, возможность перехода на проверенные аппаратные комплексы в рамках импортозамещения. 

— Как вы прокомментируете существующие в настоящий момент проекты ГЧП (государственно-частного партнерства)? Принимаете ли вы участие в каком-либо из данных проектов и на каких условиях? Видите ли выгоды и перспективы в сотрудничестве с государством? 

— Мы участвуем в концессионном соглашении, которое находится в стадии реализации, для нас это первый опыт. Мы выступаем концессионером в большом объекте здравоохранения, который является основным центром оказания медицинской помощи для нескольких административных районов Нижегородской области. Это очень высокая ответственность, большой вызов, поскольку мы должны обеспечить высокоуровневую помощь для жителей данного региона. 

В части законодательных изменений нужен пересмотр структуры тарифа, чтобы инвестиционные программы могли закрываться из дохода по ОМС, или специальный тариф, в структуре которого будет дополнительная составляющая компенсации затрат. Поскольку расходовать денежные средства концессионеру, который сам оказывает медицинскую помощь, пока на многое нельзя.

ГЧП, безусловно, не исчерпывает все виды сотрудничества с государством. Наши отношения с государством в достаточной степени сбалансированы, мы в партнерстве. Крайне внимательно относимся ко всем существующим требованиям законодательного характера и поэтому всячески поддерживаем строгое регулирование рынка.

У нас общие отраслевые проблемы и стратегические задачи, поэтому важно действовать сообща, вести равный и конструктивный диалог в масштабах всей страны.

— Оцените долю клиентов, обслуживающихся в клиниках вашей сети по программе ДМС. Данные полисы носят частный или корпоративный характер? Как изменился спрос на добровольное страхование на фоне СВО и санкций?

— Доля ДМС составляет порядка 38,7% от выручки компании в 2023 году. Количество уникальных пациентов по каналу страховых клиентов за первые 6 месяцев 2024 года составляет порядка 37,7%.

Пациенты, которые обслуживаются в клиниках МЕДСИ по ДМС, в основном застрахованы по корпоративным договорам, и в 2024 году мы отчетливо видим их рост относительно прошлого года. Это объясняется тем, что все больше компаний в борьбе за привлечение и удержание кадров включают полис ДМС в свой соцпакет, это явный тренд на рынке. Что касается изменений на фоне СВО, мы отмечаем, что спрос на медицинские услуги в рамках ДМС растет, причем не только в Москве, но и в регионах.

— Развивается ли ваша компания по франчайзингу? Если нет, то укажите, пожалуйста, причины отказа от данной стратегии развития сети. 

— За два года мы открыли 10 франчайзинговых клиник, в том числе в тех регионах, в которых МЕДСИ никогда не было: во Владимире, Владикавказе, Саранске, в новых городах Подмосковья — в Малаховке, Долгопрудном, Реутове, Красногорске. Для нас франшиза — это дополнительный канал для регионального развития и возможность сделать высокие стандарты качества медицинской помощи МЕДСИ более доступными, мы открываемся в разных частях страны. Кроме того, франчайзинг делает бизнес более конкурентоспособным, поэтому активно ищем новых партнеров. 

Мы очень внимательно подходим к отбору партнеров, ведь медицинский бизнес — сфера, которая требует повышенной ответственности. Очень важно, как партнер-франчайзер выстроит модель управления и контроль работы, потому что медицине нужна вовлеченность. 

— Каковы ваши прогнозы по развитию российского рынка частной медицины в 2024–2025 годах? Как изменится потребительское поведение? Какие стратегии развития вы планируете реализовать? 

— Люди все больше настроены на индивидуальный подход, они ценят свое время и не готовы идти на компромиссы во всем, что касается их здоровья и самочувствия. Это как раз то, что может дать частная медицина, поэтому, по нашим прогнозам, рост отрасли продолжится.

Если рассматривать потребительское поведение в краткосрочном периоде до 2025 года, то глобальных изменений не будет, медицинские услуги устойчиво вошли в базовую потребительскую корзину у людей, на здоровье не будут экономить. 

Если говорить о перспективе на пять лет и более, то здесь фокус пациентов будет все больше смещаться в сторону профилактической медицины с запросом не болеть и жить качественно, а также на lifestyle-продукты, позволяющие заботиться о своем физическом и ментальном здоровье, косметологию, нутрициологию, психологию. 

Для нас также важна лояльность и преемственность пациентов, поэтому мы не рассматриваем пациента как одну единицу, а заботимся о его семье, родных и близких. Предназначение МЕДСИ — быть проводником пациента в его долгой, здоровой и полноценной жизни.  

РБК Исследования рынков Российский рынок частной медицины 2024 121 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще