По оценкам BusinesStat, в 2020-2024 гг суммарная стоимость медицинских услуг, оказанных в рамках внутреннего медицинского туризма в России, выросла на 72%: с 230 до 396 млрд руб.
Снижение доступности выездного туризма из-за карантинных ограничений в 2020-2021 гг и сложности с получением медпомощи за границей на фоне введения санкций в 2022 г привели к росту внутреннего медицинского туризма.
Пациенты из мегаполисов ищут качественные и при этом более доступные по цене медицинские услуги, что делает привлекательными для них поездки в соседние регионы. В то же время жители регионов в случае угрожающих жизни заболеваний стремятся получить лечение в Москве, надеясь на лучшее качество услуг и больший опыт специалистов. Развитие интернета упростило доступ к информации о медицинских учреждениях, применяемых ими методах лечения, квалификации медицинского персонала, увеличив межрегиональный поток пациентов.
«Анализ рынка медицинского туризма в России», подготовленный BusinesStat, включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив его развития:
Оборот рынка детализирован по видам медицинского туризма:
В обзоре к рынку медицинского туризма относится туристические поездки людей в другую страну или регион с целью получения медицинских услуг в учреждениях здравоохранения на временной основе.
В обзоре не учитываются поездки продолжительностью менее 1 суток, санаторно-курортное обслуживание, а также медобслуживание лиц, основной целью приезда которых не являлось получение медицинской помощи (трудовых мигрантов, приехавших для постоянного пребывания, приехавших с деловой, учебной, туристической и иными целями).
В обороте медицинского туризма учтены только расходы на медицинские услуги без дополнительных трат на проживание и питание, а также без дорожных и прочих расходов.
При подготовке обзора используется официальная статистика и собранные данные.
Информация профильных ведомств:
Информация, собранная BusinesStat:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА РЫНКА
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА
Государственные органы регулирования
Нормативно-правовые акты
Государственные программы и проекты
Лицензирование медицинской деятельности
ОБОРОТ РЫНКА МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА
Въездной медицинский туризм
Выездной медицинский туризм
Внутренний медицинский туризм
СТРУКТУРА МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА ПО СТРАНАМ
ПРИМЕРЫ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ РФ
ЛИДЕРЫ РЫНКА МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА
Рейтинги предприятий отрасли (юрлиц)
Профили 5 лидеров рынка
АО «Группа компаний «Медси»
ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России
АО «Европейский медицинский центр»
ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России
ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
ДРАЙВЕРЫ, БАРЬЕРЫ И ТРЕНДЫ РЫНКА МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА
ПОПУЛЯРНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Таблица 1. Оборот рынка медицинского туризма в России в 2020-2024 гг (млрд руб)
Таблица 2. Прогноз оборота рынка медицинского туризма в России в 2025-2029 гг (млрд руб)
Таблица 3. Оборот въездного медицинского туризма в России в 2020-2024 гг (млрд руб)
Таблица 4. Прогноз оборота въездного медицинского туризма в России в 2025-2029 гг (млрд руб)
Таблица 5. Оборот выездного медицинского туризма в России в 2020-2024 гг (млрд руб)
Таблица 6. Прогноз оборота выездного медицинского туризма в России в 2025-2029 гг (млрд руб)
Таблица 7. Оборот внутреннего медицинского туризма в России в 2020-2024 гг (млрд руб)
Таблица 8. Прогноз оборота внутреннего медицинского туризма в России в 2025-2029 гг (млрд руб)
Таблица 9. Оценка структуры въездного медицинского туризма в Россию по основным странам 2024 г (%)
Таблица 10. Оценка структуры выездного медицинского туризма из России по основным странам 2024 г (%)
Таблица 11. Рейтинг юридических лиц по выручке от продаж в 2023 г (млн руб)
Таблица 12. Рейтинг юридических лиц по прибыли от продаж в 2023 г (млн руб)
Таблица 13. Рейтинг юридических лиц по рентабельности продаж в 2023 г (%)
― Как Вы можете охарактеризовать 2024 год? Это успешный, неудачный, сложный или простой год для вас? Какую динамику показали продажи компании в России и к каким финансовым результатам удалось выйти по итогам 2024 года?
Покупатели все чаще переходят в интернет-магазины и в особенности на маркетплейсы. Результаты опроса «РБК Исследованиям рынков» показали, что интернет является наиболее популярным каналом для покупки одежды. В марте 2025 года 3 из 4 респондентов 18–64 лет ответили, что хотя бы раз приобретали предметы гардероба онлайн за последний год. При этом для 62% потребителей этот канал является основным способом покупок одежды.
По данным «Бизнес-плана cтоматологии на 5 кресел», разработанному SYNOPSIS, вложения в Стоматологию могут составить 30 млн руб., в эту сумму входят: капитальные затраты, единовременные издержки и покрытие кассовых разрывов.