По оценкам BusinesStat, в 2023 г 78% оборота въездного медицинского туризма в России приходилось на обслуживание пациентов из стран постсоветского пространства и ближнего зарубежья.
Лидерами по общей стоимости полученной медицинской помощи в 2023 г стали пациенты из Казахстана, на них пришлось 19,3% от общего оборота въездного медицинского туризма. Второе и третье место заняли медицинские туристы из Узбекистана и Таджикистана – 11,9% и 9,2% соответственно. Культурная общность, отсутствие языкового барьера, низкая стоимость перелета в Россию, малое время в пути и безвизовый режим являются основными факторами привлечения медтуристов из этих регионов.
Как правило, иностранные пациенты заинтересованы в высокотехнологичной медпомощи в области онкологии, офтальмологии, кардиологии, гинекологии и пластической хирургии, а также в компетентном мнении по сложным медицинским случаям и услугах Check-up.
«Анализ рынка медицинского туризма в России», подготовленный BusinesStat, включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив его развития:
Оборот рынка детализирован по видам медицинского туризма:
В обзоре к рынку медицинского туризма относится туристические поездки людей в другую страну или регион с целью получения медицинских услуг в учреждениях здравоохранения на временной основе.
В обзоре не учитываются поездки продолжительностью менее 1 суток, санаторно-курортное обслуживание, а также медобслуживание лиц, основной целью приезда которых не являлось получение медицинской помощи (трудовых мигрантов, приехавших для постоянного пребывания, приехавших с деловой, учебной, туристической и иными целями).
В обороте медицинского туризма учтены только расходы на медицинские услуги без дополнительных трат на проживание и питание, а также без дорожных и прочих расходов.
Приведены финансовые рейтинги крупнейших операторов отрасли: БУ ХМАО-Югры «Окружная клиническая больница», ГАУЗ «РКБ МЗ РТ», ГАУЗ «РКОД МЗ РТ имени профессора М.З. Сигала», ГБУЗ ЛОКБ, Группа компаний «Медси», Европейский медицинский центр, Медицина, ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, ФГАУ «НМИЦ нейрохирургии им. академика Н.Н. Бурденко» Минздрава России, ФГБОУ ВО «ПСПбГМУ им. И.П. Павлова» Минздрава России, ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, ФГБУ «НМИЦ акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова» Минздрава России, ФГБУ «НМИЦ им. академика Е.Н. Мешалкина» Минздрава России, ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России, ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, ФГБУ «НМИЦ сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева» Минздрава России, ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России, ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» ФМБА России, ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, Хавен.
При подготовке обзора используется официальная статистика и собранные данные.
Информация профильных ведомств:
Информация, собранная BusinesStat:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА РЫНКА
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА
Государственные органы регулирования
Нормативно-правовые акты
Государственные программы и проекты
Лицензирование медицинской деятельности
ОБОРОТ РЫНКА МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА
Въездной медицинский туризм
Выездной медицинский туризм
Внутренний медицинский туризм
СТРУКТУРА МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА ПО СТРАНАМ
ПРИМЕРЫ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ РФ
ЛИДЕРЫ РЫНКА МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА
Рейтинги предприятий отрасли (юрлиц)
ПРОФИЛИ 5 ЛИДЕРОВ РЫНКА
АО «Группа компаний «Медси»
ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России
АО «Европейский медицинский центр»
ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России
ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
ДРАЙВЕРЫ, БАРЬЕРЫ И ТРЕНДЫ РЫНКА МЕДИЦИНСКОГО ТУРИЗМА
Драйверы рынка
Барьеры рынка
Тренды рынка
ПОПУЛЯРНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Таблица 1. Оборот рынка медицинского туризма в России в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 2. Прогноз оборота рынка медицинского туризма в России в 2024-2028 гг (млрд руб)
Таблица 3. Оборот въездного медицинского туризма в России в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 4. Прогноз оборота въездного медицинского туризма в России в 2024-2028 гг (млрд руб)
Таблица 5. Оборот выездного медицинского туризма в России в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 6. Прогноз оборота выездного медицинского туризма в России в 2024-2028 гг (млрд руб)
Таблица 7. Оборот внутреннего медицинского туризма в России в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 8. Прогноз оборота внутреннего медицинского туризма в России в 2024-2028 гг (млрд руб)
Таблица 9. Оценка структуры въездного медицинского туризма в Россию по основным странам в 2023 г (%)
Таблица 10. Оценка структуры выездного медицинского туризма из России по основным странам в 2023 г (%)
Таблица 11. Рейтинг юридических лиц по выручке от продаж в 2023 г (млн руб)
Таблица 12. Рейтинг юридических лиц по прибыли от продаж в 2023 г (млн руб)
Таблица 13. Рейтинг юридических лиц по рентабельности продаж в 2023 г (%)
По данным "Анализа рынка оборудования для текстильной промышленности в России", подготовленного BusinesStat в 2025 г, в 2024 г продажи оборудования для текстильной промышленности в стране снизились на 22% по сравнению с предыдущим годом и составили 9,5 тыс шт. Объемы реализации упали за счет эффекта высокой базы 2023 г.
Рынок электронной коммерции в сегменте товаров для сада и огорода в России демонстрирует умеренный, но стабильный рост. По данным «Statista», в 2023 году объем продаж через e-commerce достиг $200,4 млн (примерно 17,1 млрд руб.). В 2024 году ожидался прирост на 6,7%, до $213,9 млн. В данную категорию товаров входят садовые инструменты и электрооборудование, растения, инвентарь для садовых работ, товары для хранения, а также грили (кроме электрических) и аксессуары к ним.
Долгосрочные прогнозы свидетельствуют о том, что годовой темп роста (CAGR) в период 2024–2029 годов составит 3,00%. Это позволит рынку к 2029 году достичь объема в $248,0 млн.
Несмотря на положительную динамику, Россия пока не входит в число стран-лидеров по объему продаж в этом сегменте. Лидирующие позиции занимают США, Китай и Канада, что отражает разницу в масштабах рынка e-commerce в целом и уровне развития рынка в целевом сегменте.
Число российских онлайн-покупателей товаров для сада и огорода в 2023 году увеличилось на 7,7%, достигнув 4,2 млн человек. Ожидалось, что в 2024 году эта цифра должна была вырасти до 4,4 млн, а к 2029 году она достигнет 5,6 млн.
В 2023 году только 3,3% россиян покупали товары из этой категории через интернет, но уровень проникновения продолжает расти. К 2029 году доля покупателей может увеличиться до 4,0%, что указывает на постепенное расширение аудитории.
Умеренные темпы роста и увеличение числа покупателей отражают устойчивый интерес россиян к покупкам товаров для сада и огорода, поддерживаемый доступностью заказа в онлайн-каналах. Однако для ускорения динамики участникам рынка важно предлагать более широкий ассортимент продукции, учитывать сезонные потребности и внедрять удобные решения для доставки товаров, что поможет укрепить позиции России и увеличить объем продаж.
Получить детальную информацию о развитии рынка можно в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Интернет-торговля в России: товары для сада и огорода. Май, 2024».
Российский рынок прицепов к легковым автомобилям показывает положительную тенденцию роста своей объемности, средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и контрактных цен на импортируемую продукцию. В то же время средние цены производителей прицепов к легковым автомобилям характеризуются планомерным ростом.