По данным «Анализа рынка срезанных цветов в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, за 2019-2023 гг их импорт сократился на 9%: с 1,74 до 1,58 млрд шт. Доля импорта в предложении цветов на рынке сократилась с 86% в 2019 г до 78% в 2023 г. За тот же период доля отечественного производства свежих цветов под срез выросла с 12% до 20%.
На импорт срезанных цветов повлияло введение в 2022 г санкционного запрета поставок в Россию. Сложности с ввозом в страну цветочной продукции привели к резкому росту цен и дефициту зарубежных цветов на рынке. Импортные цветы стали менее доступны для населения. Покупатели начали обращать внимание на отечественные варианты цветочной продукции.
С 2020 г отечественные предприятия по выпуску цветочной продукции могли воспользоваться мерами государственной финансовой поддержки, в том числе на право льготных краткосрочных кредитов. Но на фоне резкого снижения импорта в 2022 г российские компании получили дополнительный стимул к увеличению производства срезанных цветов для внутреннего рынка. Крупные тепличные комбинаты частично модернизировали овощные теплицы в цветочные. Например, в 2022 г в Сибири ГК «Горкунов» на площадке ТК «Новосибирского», который специализировался на выращивании овощей и свежей зелени, запустил вторую очередь проекта по увеличению площади цветочных теплиц до 4 га.
Правительство заинтересовано в повышении конкурентоспособности отечественной цветочной продукции и увеличении ее доли на внутреннем рынке. В 2024 г разрабатывается дорожная карта по поддержке производителей цветов в России, в которой предусмотрены программы льготного кредитования для инвесторов по строительству тепличных комплексов с возможностью пролонгации до 15 лет, меры господдержки по субсидированию затрат на производство, налоговые преференции цветоводам, включая возможность снижения ставки НДС, а также уделено внимание вопросам селекции для выращивания отечественной продукции.