— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь целей и финансовых показателей, намеченных на 2022 год?
— Финансовых результатов, намеченных на 2022 год, достичь не удалось в силу обвального падения объема продаж автомобилей, а, вслед за ним, — и снижения интенсивности перевозок. Оперативно был пересмотрен портфель заказчиков (вплоть до замещения в моменте европейских автоконцернов частными продавцами с б/у авто). Были предприняты весьма жесткие меры, на которые сложно было бы решиться в обычное время. В результате, проведенная реструктуризация компании встретила минимальное сопротивление как со стороны акционеров, так и со стороны сотрудников. Также нам помогло длительное сотрудничество с китайскими клиентами, которые стали наращивать объемы практически сразу, с весны 2022 года.
В целом, с точки зрения проведенной подготовительной работы на будущее, 2022 год был удачным.
— Как Вы оцениваете динамику операционных показателей компании в 2023 году? В какой мере удается сгладить воздействие неблагоприятных факторов? Какие драйверы и барьеры для развития рынка вы видите?
— Динамика операционных показателей положительная. Основной неблагоприятный фактор —жесткий дефицит водителей.
Драйверами отечественного рынка перевозок может стать увеличение производства и импорта автомобилей, рост продаж.
Самые существенные барьеры — дефицит водителей, рост стоимости топлива и запчастей, а также ремонтных работ. Также есть проблемы с доступностью новых автовозов и полуприцепов и ценами на них. Ранее большинство перевозчиков использовали тягачи европейских марок. Вся ремонтная инфраструктура, включая навыки сотрудников СТО была заточена под них. Аналоги трейлеров отсутствуют до сих пор.
— Удалось ли вам воспользоваться мерами государственной поддержки бизнеса в 2022–2023 годах? Как оцениваете их эффект?
— Мы воспользовались отсрочкой по уплате страховых взносов. Существенного положительного влияния данная отсрочка не оказала. В остальном, меры поддержки бизнеса на организацию не распространялись.
— Изменилась ли работа вашей компании (объем грузоперевозок и география) в направлении международных грузоперевозок? Были ли скорректированы сроки и стоимость поставок по сравнению с 2021 годом?
— Изменилась существенно.
Ранее наша компания активно занималась перевозками из Европы (Германия, Польша, Эстония и другие европейские страны). На данный момент европейские перевозки полностью прекратились.
— Как вы оцениваете ситуацию со спросом на логистические услуги в 2023 году? Насколько сильно на рынок повлиял уход из России крупных международных компаний, которые были потребителями логистических услуг?
— По мере восстановления продаж автомобилей (новых и с пробегом), спрос на перевозки также восстановился. К августу 2023 года объем продаж вышел на уровень 2021 года. На фоне снижения количества доступной техники (в основном из-за отсутствия водителей) спрос на перевозки повысился. Это позволило транспортным компаниям повысить тарифы, и соответственно погасить часть кредитных и лизинговых обязательств. В некоторых компаниях сумели поменять технику на новую или ту, которая эксплуатировалась менее активно.
— Насколько сильно на рынок повлиял уход из России крупных международных компаний, которые были потребителями логистических услуг?
— Существенно повлиял. Ушли все европейские, корейские, японские производители. В итоге, из 15 основных клиентов осталось два. На данный момент в портфеле несколько крупных производителей и множество мелких заказчиков.
— Как ваша компания справляется с задачей содержания и обновления автопарка в условиях санкций и ухода иностранных вендоров?
— Затраты на ремонт увеличились и продолжают расти. Цены на запчасти повысились в среднем на 25–40%. Есть позиции, стоимость которых выросла на 70–80%. Цены на некоторые шины поднялись в 2–3 раза. В таком случае мы ищем и находим альтернативу. В основной массе запчасти в наличии, но увеличилось время ожидания поставок. Сейчас мы активнее используем неоригинальные детали: на рынке их стало больше. На будущий год планируем частичную замену парка. Рассматриваем европейскую подержанную технику.
— Столкнулась ли ваша компания с нехваткой кадров? Если да, то какие меры были предприняты для исправления ситуации? Есть ли среди них инструменты автоматизации и роботизации процессов (от чат-ботов до ИИ-решений)?
— Не хватает где-то 50% водителей. То есть полпарка находится в простое из-за нехватки персонала. К сожалению, вынуждены отметить, что должность «водитель автовоза» не имеет склонности к омоложению. Основная часть водителей — это «ветераны» и «фанаты» своего дела. Молодежь с соответствующим правом управления автомобилем не желает становится на путь «водителя автовоза». С каждым годом ситуация в этом плане ухудшается, и перспектив для ее исправления мы не видим.
Предпринятые меры: улучшение материальных условий (повышение зарплаты, различные поощрения, дополнительные стимулирующие выплаты), постоянный активный поиск по всем холодным контактам, которые можем достать. Объявления на классифайдах и в телеграм-каналах тоже, конечно, размещаем, но это больше «для галочки». Сейчас такой пассивный поиск совсем не работает.
— Может ли цифровизация бизнеса стать реальным ответом на текущие вызовы? Какие решения уже внедрены в компании (электронный документооборот, оптимизация складских процессов, системы управления транспортом и т. п.)?
— Многое пытаемся перевести в электронный формат. Электронный документооборот реализован в компании путем самостоятельной доработки 1С и интеграции систем операторов ЭДО. Процесс постоянный, и он продолжается.
С крупными клиентами обмен данными, касающимися перевозки автомобилей (от заявки до получения дилерами) происходит в электронном формате, посредством взаимной интеграции CRM систем. С мелкими клиентами по-прежнему используем электронную почту. С введением электронных транспортных накладных пока повременили. В планах на ближайший год — внедрение электронных путевых листов.
— Планируется ли в компании внедрение новейших технологических решений на основе ИИ (например, беспилотного транспорта)? Насколько подобные эксперименты сейчас актуальны для компании?
— Не думаю, что это произойдет в ближайшие лет десять. Одно дело — запустить машины по трассе М-11 Москва—Санкт-Петербург и совсем другое — организовать «беспилотную» погрузку и крепление восьми автомобилей на автовоз, провести передачу зоны ответственности с проверкой на повреждения и заполнением ОУПТС, осуществить «беспилотный» проезд от завода или склада до трассы качества хотя бы М11 и далее до дилера и провести «беспилотную» приемку у дилера, который всегда стремится большую часть повреждений списать на перевозчика. У каждого склада и дилера своего представителя не посадишь.
— Как вы оцениваете перспективы отрасли грузоперевозок в ближайшие 1–2 года? Каким направлениям деятельности в вашей компании будет уделено основное внимание?
— Если не случится серьезных потрясений, и спрос на автомобили будет расти, востребованность услуг по их перевозке также будет высокой. Очевидно, увеличение поставок будет происходить за счет китайских производителей. Тягачи на рынке уже есть. Следующий этап — выход на российский рынок китайских прицепов. Остается решить проблему нехватки кадров.