Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 23 апреля 2024
Валерия Селедкова

Модель нашего бизнеса изменилась

Генеральный директор GEFCO Россия (ООО «Жефко») специально для исследования российского рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок 2023

— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь целей и финансовых показателей, намеченных на 2022 год?

— 2022 год стал очередным годом трансформации по многим направлениям. Перед компанией встал ряд вызовов, на которые важно было ответить в сжатые сроки. Замещение ИТ решений, постоянно меняющаяся система оплаты (как в том, что касается валюты расчетов, так и банков), работа с новыми поставщиками и многое другое. Ввиду того, что компания смогла быстро адаптироваться, в 2022 году нам удалось достичь намеченных финансовых показателей, хотя модель бизнеса, безусловно поменялась в сравнении с тем, как мы видели ее в начале года.

— Как вы оцениваете динамику операционных показателей компании в 2023 году? В какой мере удается сгладить воздействие неблагоприятных факторов? Какие драйверы и барьеры для развития рынка вы видите?

— Динамика операционных показателей в 2023 году остается высокой. Мы предпочитаем говорить не о неблагоприятных факторах, а о вопросах, которые нам предстоит решить. Мы изучаем распространенные на рынке практики, очень внимательно следим за изменениями в законодательстве, предлагаем собственные решения. Один из ключевых драйверов  это, конечно, развитие инфраструктуры. Это долгосрочная история, но стратегически важная и актуальная. Один из моментов, которому важно уделять внимание  это подготовка кадров. Дефицит определенных профессий очень остро сказывается на ряде бизнес-задач. Мы говорим не только о профессиях так называемых «голубых воротничков», но и, например, о таких, которые связаны с вопросами экологии и охраны окружающей среды.

— Удалось ли вам воспользоваться государственными мерами поддержки бизнеса в 2022–2023 годах? Как оцениваете их эффект? Каково влияние действий правительства и законодательной власти на отрасль грузоперевозок? Что можно улучшить?

— Нет, увы, такой возможности не представилось. Если смотреть концептуально, то можно было бы предложить рассмотреть вопрос об открытии учебных комбинатов по подготовке кадров на уровне правительства, или ввести налоговые льготы на развитие бизнеса через приобретение активов или строительство инфраструктурных объектов.

— Изменилась ли работа вашей компании (объем грузоперевозок и география) в направлении международных грузоперевозок? Были ли скорректированы сроки и стоимость поставок по сравнению с 2021 годом? Если да, то как?

— Безусловно, модель нашего бизнеса изменилась. В основном развивается восточное направление. Объем грузоперевозок также изменился. По определенным товарам он вырос, по другим значительно сократился. На ценообразование влияет множество факторов: маршруты (в отдельных случаях они стали длиннее), поставщики, якорные клиенты и потоки, другие факторы, в том числе макроэкономические. Все это привело к росту стоимости перевозок. Сроки доставки также меняются.

— Увеличился ли объем внутренних перевозок? Если да, то благодаря каким факторам?

— Нет, объем внутренних перевозок не увеличился, а даже, скорее снизился в сравнении с предыдущими периодами.

— Как вы оцениваете ситуацию со спросом на логистические услуги в 2023 году? Насколько сильно на рынок повлиял уход из России крупных международных компаний, которые были потребителями логистических услуг?

— Спрос на логистические услуги всегда высокий. В связи с уходом прежних игроков на рынке появляются новые, ведется активное развитие инфраструктуры, создаются производства, — все это ведет к росту спроса на логистические услуги.

— Столкнулась ли ваша компания с нехваткой кадров? Если да, то какие меры были предприняты для исправления ситуации? Есть ли среди них инструменты автоматизации и роботизации процессов (от чат-ботов до ИИ-решений)?

— Да, это одна из актуальных проблем. Чтобы закрывать вакансии, мы работали по нескольким направлениям: пересмотрели уровень заработных плат и систему премирования, работали с кадровыми агентствами, запустили программу «приведи друга» для сотрудников. Для решения проблемы необходим комплексный подход. Инструменты автоматизации были внедрены уже некоторое время назад, но пока они несильно помогают в решении вопроса. 

— Может ли цифровизация бизнеса стать реальным ответом на текущие вызовы? Какие решения уже внедрены в компании (электронный документооборот, оптимизация складских процессов, системы управления транспортом и т. п.)?

 Цифровизация идет, и с ее помощью нам уже удалось повысить эффективность компании по некоторым направлениям. Это постоянный процесс, поэтому будем придерживаться сбалансированного подхода в данном направлении.

— Насколько болезненным был уход из России иностранных поставщиков программного обеспечения (Oracle и SAP)? Осуществлен ли в компании переход на продукты российских фирм, и ведется ли разработка собственного ПО?

— Уход таких игроков не был болезненным, но он однозначно способствовал мобилизации внутренних ресурсов компании на поиск альтернативных решений. Компания в довольно сжатые сроки разработала техническое задание, определила поставщиков решений и смогла внедрить их: это и учетная программа и CRM. При этом решения российских компаний помогли нам даже лучше оптимизировать некоторые процессы, чем мы изначально рассчитывали. У нас нет собственных разработок: мы ищем готовые, которые затем можем адаптировать под свои нужды.

— Как вы оцениваете перспективы отрасли грузоперевозок в ближайшие 1–2 года?

— Спрос будет. Важно внедрять инновационные решения, оперативно решать кадровые вопросы и развивать инфраструктуру. Все это будет двигать отрасль вперед.

РБК Исследования рынков Российский рынок коммерческих автомобильных грузоперевозок 2023 170 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще