Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 17 февраля 2024

Количество запросов на покупку франшиз и открытие ресторанов выросло в несколько раз

Директор по франчайзингу сети «Сыроварня» специально для исследования рынка общественного питания 2023

— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?

— Несмотря на негативную внешнюю конъюнктуру и геополитические события, год был удачным для нашей компании: мы заключили несколько договоров коммерческой концессии и открыли новые рестораны в Москве и регионах. Нам удалось реализовать планы по развитию и достичь намеченных финансовых показателей. Конечно, не обошлось и без трудностей. Мы столкнулись с дефицитом кадров, но ситуация довольно быстро нормализовалась.

— Какое влияние оказали волатильность рубля и уход с рынка иностранных дистрибьюторов на формирование меню и ценовую политику компании? Стоимость каких продуктов выросла наиболее сильно? Изменилась ли структура поставщиков в сторону локальных производителей? 

— Волатильность рубля оказала влияние на закупочную стоимость продуктов, а значит, и на фудкост, но несильно, так как за счет количества ресторанов и больших объемов у нас есть возможность договариваться с нашими поставщиками.

Первый ресторан «Сыроварня» был открыт в 2015 году, в разгар санкций, поэтому весь проект изначально был выстроен вокруг работы с локальными продуктами и поставщиками. Более того, в меню региональных проектов используются местные специалитеты, которые занимают порядка 20% всего предложения. 

Вся продуктовая матрица закупается на территории Российской Федерации. Исключение составляют только мука для пиццы, томатная паста и оливковое масло. На данном этапе проблем с поставками мы не испытываем. Если говорить о дистрибьюторах кухонного оборудования, то наши партнеры быстро нашли выход из ситуации, как это свойственно всем российским компаниям в кризисные времена. Цены поднялись ввиду изменения курса рубля и усложнения логистики, но, несмотря на это, все рестораны открываются в плановые сроки, задержки по поставкам не выходят за рамки допустимых.

— Как вы оцениваете результаты компании в первой половине 2023 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней? Какие драйверы и барьеры рынка вы видите? Как изменилась маржинальность бизнеса в 2023 году? 

— В первой половине 2023 года стало гораздо спокойнее по сравнению с прошлым годом: люди чаще ходят в рестораны и пользуются доставкой. Кроме того, увеличение туристического потока внутри страны хорошо повлияло на нашу выручку во всех городах.

На данный момент я не вижу барьеров, а в качестве ключевого драйвера роста могу назвать дальнейшую экспансию на международный рынок. Мы продолжаем развиваться в Армении и Узбекистане, а в ближайшее время планируем открытие ресторанов в Объединенных Арабских Эмиратах и Казахстане. Маржинальность нашего бизнеса не изменилась.

— Какие изменения в потребительском поведении наблюдаются на рынке? Как менялись количество заказов, средний чек, наполняемость чека по сравнению с 2022 годом? Какие блюда и концепции набирают популярность?

 Если сравнивать с прошлым годом, когда все потенциальные франчайзи вели себя осторожнее, в этом году количество запросов на покупку франшиз и открытие ресторанов выросло в несколько раз. Люди перестали держать у себя деньги и поняли, что капитал должен работать вне зависимости от геополитической ситуации. То же самое происходит и с потребителями: количество заказов и средний чек растут. Интересна и другая тенденция: регулярное посещение ресторанов оставило отпечаток на предпочтениях гостей  все большей популярностью пользуется простая кухня из качественных продуктов. Это и понятно: невозможно каждый день есть блюда паназиатской или перуанской кухни. Этот тренд нам, безусловно, на руку: концепция домашней кухни выступает основой нашей ДНК.

— Как вы оцениваете ситуацию в сфере доставки? Изменился ли спрос на услугу в связи с окончанием пандемии коронавируса? Планируете ли развивать данное направление? Что у вас в приоритете  развитие собственной доставки или работа через сервисы-агрегаторы?

— Окончание пандемии не означало для нас, что спрос на доставку уменьшится. Более того, с регулярным открытием ресторанов мы обеспечили приток новых лояльных гостей, в том числе и в этом сегменте. Мы рассматриваем оба направления доставки: не только поддерживаем дружественные партнерские отношения с агрегаторами, но и делаем акцент на активное развитие собственного направления доставки. В скором времени ожидается запуск мобильного приложения с прогрессивной программой лояльности, которая должна положительно сказаться на этом сегменте.

— Насколько успешно развивается франчайзинговое направление? Сохранился ли спрос на франшизу в текущей экономической ситуации? Оказываете ли поддержку партнерам?

— Мы крайне успешно развиваемся: несмотря на текущую экономическую и геополитическую ситуацию, спрос не только сохранился, но и вырос. Партнерам комфортнее и выгоднее вложиться в успешный, узнаваемый и финансово выгодный проект. Каждая деталь интерьера, рецептура блюд, маркетинговая стратегия  наша концепция продумана до мелочей. Сила бренда имеет решающее значение при ответе на вопрос о том, создавать свой независимый проект или начать сотрудничество с нашей командой.

Без ложной скромности могу сказать, что такую поддержку партнеров, которую оказывает наша управляющая компания, пока не оказывает никто на территории Российской Федерации. Поддержка начинается с момента подписания договора коммерческой концессии, проектирования кухни, создания дизайн-проекта ресторана, обучения персонала (как на базе московского ресторана, так и во время запуска). А после успешного запуска мы обеспечиваем комплексную поддержку 24/7, совершаем регулярные проверки качества сервиса и кухни по стобалльной системе и даем рекомендации.

Кроме того, управляющая компания предлагает партнерам площадки, в первую очередь, сайт syrovarnya.com, на которых владельцы франшиз «Сыроварня» могут размещать всю необходимую информацию, использовать эффективную систему доставки и другие инструменты, а также следовать стратегическому плану, который помогает партнерам в их дальнейшей работе.

— Изменился ли ваш подход к выбору локаций из-за падения трафика в торговых центрах? Какова стратегия развития вашей сети?

 Наши проекты всегда являются флагманскими на любой территории, в том числе и в торговых центрах. Наши рестораны  это точка притяжения, поэтому арендодатели в лице торговых центров всегда заинтересованы в том, чтобы мы там присутствовали. Мы очень скрупулезно относимся к согласованию локаций, предложенных партнерами, вне зависимости от того, торговый это центр или отдельно стоящие здания. У нас очень жесткие правила по метражу и выделенной мощности. Если говорить о регионах, наши рестораны, как правило, находятся в самом центре города. Наличие собственной парковки и возможность установки летней веранды  аспекты, которые мы также стараемся учитывать. Опираясь на свой собственный опыт и опыт партнеров, мы выбираем максимально выгодную локацию, которая позволяет нам быстро выйти на точку безубыточности в каждом проекте. 

Наша стратегия развития направлена на международную экспансию. Кроме того, в нашем портфеле уже появились новые бренды, которые в скором времени начнут занимать другие ценовые ниши.

— Получила ли ваша компания какие-либо преимущества от ухода с рынка иностранных сетей? Например, приток новой аудитории или помещения в удачных локациях? Остаются ли свободные ниши сейчас?

— Никто из ключевых игроков нашего сегмента ресторанного бизнеса не покинул рынок. Подобные тенденции наблюдались в сегменте фастфуда (в первую очередь, речь идет о Mcdonald's и KFC), но и они в итоге остались в России, сделав ребрендинг. 

— Изменились ли маркетинговая политика, рекламный бюджет вашей компании за последний год? Как вы адаптировались к запрету в России крупных социальных сетей и отключению рекламы в Google? На какие каналы коммуникации делаете ставку? 

— В течение последнего года мы внесли существенные изменения в маркетинговую политику компании: наша компания развивается быстрыми темпами, поэтому в какой-то момент мы приняли решение остановиться и переосмыслить маркетинговую стратегию бренда «Сыроварня».

Одним из наших приоритетов в настоящее время является экспансия на международный рынок. В 2024 году мы планируем открыть новый ресторан «Сыроварня» в ОАЭ. На этом фоне наш рекламный бюджет увеличился, поскольку мы проводили тестирование различных гипотез, чтобы выявить эффективные инструменты продвижения. Теперь мы определились с маркетинговой стратегией и движемся в соответствии с ней.

Запрет на крупные социальные сети в России и отключение рекламы в Google сперва действительно оказали негативное влияние на продвижение бренда. Однако мы быстро адаптировались к меняющимся условиям и нашли новые эффективные каналы коммуникации. Например, мы активно используем Telegram, который привлек значительное количество аудитории и стал для нас эффективным инструментом.

— Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2023–2024 годах? Есть ли планы по открытиям новых ресторанов и расширению географии сети, выходу на рынки зарубежных стран, развитию проектов других форматов?

— Мы продолжаем развивать институт обучения специалистов кухни и зальных сотрудников. Кроме того, мы развиваемся с точки зрения лояльности гостя: у нас начинает функционировать программа лояльности, которую мы долго и тщательно разрабатывали. Параллельно с этим совершенствуется доставка. Планы на открытие новых ресторанов у нас грандиозные: экспансия на международную арену, которую мы ведем уже не первый год, выходит на качественно новый уровень. Мы начинаем осваивать новые для себя рынки и работать с новой аудиторией. Безусловно, это вызов, но только так возможен рост.

РБК Исследования рынков Ресторанные тренды 2023 – 2024 70 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский сетевой рынок общественного питания 2023 110 000 ₽