Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 9 января 2024
Иван Гайченя

Развиваем услуги экспресс-доставки отправлений

Руководитель ФГУП «Главный центр специальной связи» о новых направлениях развития и планах на ближайшие годы

— Удалось ли воспользоваться государственными мерами поддержки бизнеса в 2022–2023 годах? Как оцениваете их эффект? Как действия правительства и законодательной власти сказываются на отрасли грузоперевозок?

— ФГУП ГЦСС — стратегическое и системообразующее предприятие, перед которым стоят задачи государственной важности. Одной из главных мер поддержки ФГУП ГЦСС стало принятие Государственной Думой законопроекта о специальной почтовой связи. Это подтверждает исключительность полномочий Спецсвязи на оказание услуг по приему, перевозке и вручению отправлений специальной почтовой связи в качестве единственного исполнителя.

— Изменилась ли работа Вашей компании (объем грузоперевозок и география) в направлении международных грузоперевозок? Были ли скорректированы сроки и стоимость поставок по сравнения с 2021 годом? Если да, то как?

— В первой половине 2023 года вырос спрос на международные отправления, в связи с чем Спецсвязи удалось увеличить объем грузоперевозок по направлению внешнеэкономической деятельности. Когда вектор в отрасли сместился на плотное взаимодействие с другими странами, мы начали работу с новыми партнерами.

Развитие внешнеэкономической деятельности — одна из ключевых стратегий ФГУП «Главный центр специальной связи» на ближайшие годы. Мы начали активное развитие морских транспортных коридоров Черного и Каспийского морей, а также работаем над увеличением грузопотока по автомобильным коридорам Россия — Грузия, Армения, Азербайджан. Для организации бесперебойных международных перевозок по новым логистическим маршрутам мы заключили договоры с новыми партнерами — это авиакомпании и агенты, которые обеспечат доставку грузов и отправлений до аэропортов в 20 странах мира.

Не изменилась работа в части перевозок в страны СНГ. Спецсвязь осуществляет межгосударственную доставку специальных отправлений на основании международного Соглашения о сотрудничестве Служб специальной связи стран СНГ 1993 года.

— Увеличился ли объем внутренних перевозок? Если да, то благодаря каким факторам? Компании из каких отраслей предъявляют наибольший спрос на автомобильные перевозки?

— Да, объем внутренних перевозок значительно вырос. Особый спрос в этом году пришелся на перевозку денежной наличности и обслуживание программно-технических комплексов из-за частичного ухода с рынка других профильных перевозчиков. Также в 3 квартале 2023 года зафиксирован рост перевозок ювелирных изделий — на 18% и драгоценных металлов — на 15%.

— Как вы оцениваете ситуацию со спросом на логистические услуги в 2023 году? Насколько сильно на рынок повлиял уход из России крупных международных компаний, которые были потребителями логистических услуг?

— Логистический рынок и бизнес в целом достаточно быстро смогли адаптироваться под меняющиеся обстоятельства. Определенная доля грузоперевозок приходилась на крупные компании, заводы и фабрики, которые покинули российский рынок. Однако эту нишу занял отечественный бизнес: падения объемов у грузоперевозчиков не произошло, сменился портфель клиентов.

— Как уход с российского рынка иностранных логистических операторов сказался на конкурентной ситуации в отрасли?

— Уже к середине 2023 года европейские и западные грузоперевозчики прекратили свою деятельность в России. На них приходилась большая часть зарубежных перевозок различного типа отправлений, но рынок смог быстро переориентироваться, и отечественные компании распределили между собой эту долю. 

С уходом иностранных логистических операторов на рынке наблюдается несколько тенденций. Во-первых, рост конкуренции среди местных операторов, потому что локальные компании рассматривают текущий период как возможность для расширения своего бизнеса и привлечения новых клиентов. Так, на фоне увеличения обращений физлиц Спецсвязь развивает услуги экспресс-доставки отправлений и перевозки «от двери до двери» (в рамках своих уставных задач). 

Во-вторых, сокращение числа международных логистических операторов может повлиять на цены и условия доставки по России и за рубежом (поскольку локальные перевозчики будут пытаться привлечь бывших клиентов иностранных операторов). При этом, конечно, отечественные компании стремятся улучшить качество своих услуг. Поэтому можно предположить, что влияние российских логистических операторов будет расти.

Также уход компаний из России создал возможности для появления новых игроков и развития их деятельности: постепенно все свободные участки будут занимать другие организации. Стоит отметить, что изменения могут произойти и на законодательном уровне: для поддержки деятельности местных компаний и обеспечения стабильности рынка Правительство России рассматривает изменения в регулировании логистической отрасли. По итогу уход иностранных логистических операторов с российского рынка вызвал изменения в конкурентной ситуации, создав как новые возможности, так и вызовы для местных компаний.

— Как компания справляется с задачей содержания и обновления автопарка в условиях санкций и ухода иностранных вендоров?

— На фоне увеличения спроса на грузоперевозки Спецсвязь пополняет автопарк новыми транспортными средствами. По специальному техническому заданию были разработаны и запущены в эксплуатацию бронированные модели «Луидор» на базе Газели Next, кузов которых изготовлен по технологии внутреннего бронирования, что обеспечит максимальную безопасность перевозимых грузов. Такие автомобили, как правило, используются для транспортировки денежной наличности, культурных ценностей и драгоценностей. Также на автобазу ФГУП ГЦСС поступают хорошо зарекомендовавшие себя транспортные средства китайского производства, в частности модели FAW.Недавно мы получили новую партию от рязанского завода «Центртранстехмаш» —оптимизированные седельные тягачи FAW с полуприцепами.

— Как вы оцениваете перспективы отрасли грузоперевозок в ближайшие 1–2 года? Каким направлениям деятельности в вашей компании будет уделено основное внимание?

— Определенно, в ближайшие годы отрасль грузоперевозок будет активно развиваться, особенно (с оговоркой на географическое покрытие) на внешних рынках. Уже сейчас заметно увеличился спрос на перевозки в страны Азии. В перспективе начнет расти доля африканского направления. Рынок продолжает совершенствоваться: улучшаются взаимоотношения с имеющимися партнерами, появляются новые.

ФГУП ГЦСС в ближайшие годы будет активно наращивать свои возможности для оказания услуг в сегменте международных перевозок: у нас есть собственный транспорт (автопарк заметно пополняется), активно работают коммерческая и производственная службы. В связи с развитием многих направлений деятельности мы оптимизировали и реорганизовали структуру, разделили сферы ответственности. У нас появились дивизионы по ключевым услугам, что позволит усилить концентрацию на всех производственных этапах и улучшить взаимодействие внутри широкой филиальной сети. Дополнительно для повышения эффективности в организации идет процесс автоматизации: внедряются новые технологии цифровой среды и совершенствуются логистические операции.

РБК Исследования рынков Российский рынок коммерческих автомобильных грузоперевозок 2023 170 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 11 июня 2024 Компания Гидмаркет Рынок 3PL-логистики в России продолжает расти В 2023 году объём рынка достиг максимального значения в 453,97 млрд рублей

Рынок 3PL-логистики в России демонстрирует устойчивый рост на протяжении последних нескольких лет. Несмотря на сложности, вызванные пандемией и геополитической ситуацией, объём рынка продолжает увеличиваться.
В 2020 году из-за пандемии коронавируса темпы прироста объёма рынка замедлились до 6,4 С учётом изменения цен прирост составил всего 1,1 Однако уже в 2021 году рынок начал восстанавливаться, и темпы прироста увеличились.
В 2022 году рынок продолжил рост, увеличившись на 23,6 Это было связано с резким ростом цен. Но с учётом изменения цен объём рынка снизился к показателям 2021 года на 3,7 Это произошло из-за сложностей, вызванных кризисными явлениями и сложной геополитической ситуацией.
В 2023 году объём рынка 3PL-логистики восстановился и продолжил рост, достигнув максимального значения в 453,97 млрд рублей. Темп прироста объёма рынка составил 21,1 а с учётом изменения цен объём рынка увеличился на 4 к показателям 2022 года.
Эти данные говорят о том, что услуги 3PL-операторов остаются востребованными на российском рынке.

Статья, 15 мая 2024 Компания Гидмаркет Железнодорожные перевозки лидируют на рынке транспортно-логистических услуг в России В структуре видов транспорта на рынке лидирует железнодорожный с долей 84,4%

В последнем отчете по анализу рынка транспортно-логистических услуг в России были обнародованы свежие данные, согласно которым доминирующую позицию в общем объеме услуг занимают грузоперевозки, составляя 49,2%. При этом наблюдается стабильный спрос и на комплексные логистические услуги, которые занимают значительную долю рынка 45,0%. Складские услуги также играют важную роль, обеспечивая 5,8% от общего объема.

Отчет подчеркивает доминирование железнодорожного транспорта, который уверенно занимает лидирующие позиции с долей рынка в 84,4%. Это значительно превышает доли других видов транспорта, с автомобильным транспортом на втором месте, который составляет 12,3% и внутренним водным транспортом, замыкающим тройку лидеров с 1,8%.

Эксперты отмечают, что такое распределение свидетельствует о стабильности и эффективности железнодорожных перевозок в стране, что делает их предпочтительным выбором для перемещения крупных объемов грузов на дальние расстояния. Одновременно, высокий спрос на логистические услуги отражает растущую потребность рынка в интегрированных решениях, обеспечивающих управление цепочками поставок на всех этапах от производства до конечного потребителя.

Показать еще