— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию? Как повлияли начало СВО и частичная мобилизация на ваш бизнес?
— 2022 год был для компании Stardogs чрезвычайно продуктивным. Мы активно развивали нашу сеть за счет открытия новых торговых объектов по франшизе. Этому способствовали введенные налоговые послабления для игроков рынка общепита с оборотом до ₽2 млрд. Да и сама конъюнктура рынка способствовала приросту LFL-продаж, особенно в первой половине года за счет приостановки работы некоторых ключевых игроков сегмента fast food после начала СВО.
Частичная мобилизация оказала существенное влияние в очень коротком временном диапазоне. Около месяца наблюдалась растерянность среди покупателей, представителей бизнеса и наших сотрудников. В дальнейшем же последствия этих событий отразились лишь на нехватке кадров, как линейных, так и среди специалистов, что привело к росту финансовой нагрузки на ФОТ.
— Какое влияние оказали волатильность рубля и уход с рынка иностранных дистрибуторов на формирование меню и ценовую политику компании?
— В 2022 году мы подняли цены лишь однажды, весной, так как стоимость мясного сырья и упаковки существенно возросли. С тех пор мы держим цены, стараясь повысить рентабельность за счет снижения части издержек. Например, проанализировав способ и время контакта нашего покупателя с упаковкой и ее маркетинговую пользу, мы отказались от полноцветной упаковки в пользу одноцветной. Также мы перешли на локальных производителей картофеля фри, так как используемый ранее был из Польши, и поставки стали нестабильными. В остальном мы и ранее использовали преимущественно российское сырье и сотрудничали с отечественными производителями.
— Как вы оцениваете результаты компании в первой половине 2023 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней?
— Первая половина 2023 года оказалась для нас не столь успешной, как в прошлом году, поскольку мы сравниваем с высокой базой, полученной за счет отсутствия ряда игроков на рынке. За 2022 год большинство наших конкурентов вернулись после ребрендинга. К тому же в 2022 году появилось много новых игроков. Повысились цены на часть сырья. Например, рост цен на куриное мясо составил 30% еще до стремительного ослабления рубля этим летом (которое, как обычно, сказалось и на стоимости отечественной продукции).
— Какие изменения в потребительском поведении наблюдаются на рынке? Какие блюда и концепции набирают популярность?
— По моему мнению, есть две тенденции в потребительском поведении. С одной стороны, это оптимизация расходов на питание, а с другой — тяга к разнообразию. Теперь потребитель старается расширить число заведений, которые посещает, поскольку это один из самых доступных способов проведения досуга.
Мы внедрили программу лояльности только с осени 2022 года, поэтому пока мне сложно с уверенностью сравнивать частоту посещения год к году. Средний чек вырос, но в основном за счет повышения розничных цен. Наполняемость осталась без изменения и составляет порядка двух позиций в чеке. Нужно однако сказать, что недавно мы внедрили программу удаленного контроля за операциями на торговых точках, и на пилотных объектах видим увеличение наполняемости чека.
Из заведений, представленных в нашем формате, продолжает набирать популярность шаурма и кофе. Кофе с собой — это уже почти ритуал для большинства студентов и офисных работников. С другой стороны, различных кофеен формата take away открылось уже такое количество, что скоро они начнут отбирать трафик друг у друга, особенно в больших городах. С шаурмой такая же история. К тому же этот продукт обычно рассматривается как «no name», поэтому ценность бренда в этом направлении общепита не столь высока, как в других.
— Как Вы оцениваете ситуацию в сфере доставки? Изменился ли спрос на услугу в связи с окончанием пандемии коронавируса? Планируете ли развивать данное направление? Что у вас в приоритете – развитие собственной доставки или работа через сервисы-агрегаторы?
— Мы работаем только через агрегаторы; у нас нет собственной службы доставки. И развивать ее мы не планируем: большинство наших розничных точек открыты по франшизе, а значит гарантировать качественную доставку чрезвычайно сложно. При этом мы надеемся, что оборот онлайн продаж в этом году будет расти, особенно учитывая появление нового участника на рынке доставки готовой еды — «СберМаркета».
— Насколько успешно развивается франчайзинговое направление? Сохранился ли спрос на франшизу в текущей экономической ситуации? Оказываете ли поддержку партнерам?
— Спрос на франшизу в текущем году не столь высок, как в прошлом, но остается стабильным. Мы оказываем нашим партнерам всестороннюю поддержку от подбора помещения и помощи в открытии, до обучения сотрудников и внедрения различных маркетинговых инструментов. Также мы отслеживаем все меры господдержки предпринимателей, актуальные для нашей отрасли (обычно они различаются по регионам), и помогаем им в получении соответствующих льгот.
— Изменился ли ваш подход к выбору локаций из-за падения трафика в торговых центрах? Какова стратегия развития вашей сети?
— Да, подход к выбору локаций изменился. Торговые центры и раньше были не лучшей локацией для Stardogs, но сейчас это особенно заметно. Нас больше любят в парках и на заправках. (Мы иногда даже сравниваем наш продукт с попкорном, который лучше всего покупают в кинотеатрах.)
Чтобы подтвердить или опровергнуть наши ощущения, основанные на тридцатилетнем опыте работы сети, мы начали использовать анализ больших данных и геоаналитику для прогнозирования удачных локаций. Эти инструменты теперь дополняют стандартные методы замера трафика, составление карты конкурентов и мест социального притяжения.
— Получила ли ваша компания какие-либо преимущества от ухода с рынка иностранных сетей? Например, приток новой аудитории или помещения в удачных локациях?
— Да, уход с рынка иностранных сетей отразился на нас положительно, но в 2022 году. К настоящему моменту этот фактор себя уже исчерпал.
— Изменились ли маркетинговая политика, рекламный бюджет вашей компании за последний год? Как вы адаптировались к запрету в России крупных социальных сетей и отключению рекламы в Google?
— Да, маркетинговая политика изменилась. Прежде всего мы делаем ставку на улучшение клиентского опыта и повышение узнаваемости нашего бренда. В социальные сети мы все еще верим, поэтому возвращаемся к их активному ведению, хотя в прошлом году, после запрета Instagram (принадлежит Meta, деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена — РБК Исследования рынков) на некоторое время перестали уделять им серьезное внимание.
— Используете ли вы в своем бизнесе новые технологические решения?
— Да, безусловно. Технологические решения чрезвычайно перспективны, особенно из-за нехватки квалифицированных кадров и роста затрат на них. Мы работаем над их внедрением. Сервис геоаналитики на основе AI — один из них. Еще несколько проектов находятся в разработке, но о них я расскажу уже по итогам 2023 года.
— Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2023–2024 годах? Есть ли планы по открытиям новых ресторанов и расширению географии сети, выходу на рынки зарубежных стран, развитию проектов других форматов?
— Да, мы настроены расширять географию сети, в том числе за счет других стран ближнего и дальнего зарубежья. Кроме того, мы всегда в поиске новых форматов для развития нашей компании. К сожалению, пилотные проекты, запущенные в 2022 году: Est. 1993 и Welldoner не стали успешными, и мы приняли решение их не тиражировать. Сейчас у нас в разработке еще два формата, и я надеюсь, что с учетом сделанных выводов они окажутся более успешными.