Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 10 октября 2023

Инвестиции как драйвер рынка ресейла

По оценкам «РБК Исследований рынков», базирующихся на статистике dealroom.co, суммарный объем финансирования, полученный зарубежными ресейл-проектами (напомним, что анализировались 60 компаний) за время своего существования, уже превышает $4,5 млрд.

При этом объемы инвестиционных вливаний в ресейл-проекты продолжаются. Так, в 2021 году игроки рынка recommerce[1] сумели привлечь около $970 млн, что превысило показатель рекордного 2018 года. Напомним, что тогда в модные ресейл-проекты было проинвестировано около $812 млн. 

В 2022 году наблюдается сокращение прямого финансирования, что частично обусловлено общим неблагоприятным инвестиционным климатом. Падение стоимости акций компаний IT-сектора, растущие опасения относительно рецессии и в целом экономическая неопределенность при разрастающемся геополитическом кризисе (противостояние Запада и России) – создают не лучшие условия для инвестирования. Согласно исследованию Crunchbase, объем глобального венчурного финансирования в 2022 году сократилось на 35%: с $681 млрд до $445 млрд. 

Впрочем, причины сокращения инвестиционных вливаний в ресейл-проекты обусловлены изменением характера их финансирования. Так, с 2021 года 3 компании вышли на IPO: POSHMARK, REBELLE и THREDUP, что позволило им привлечь $464 млн за счет первичного размещения акций. Проекты получают финансирование и при полной или частичной продаже бизнеса. Так, в 2021 году онлайн-маркетплейс Etsy приобрел Depop – проект по перепродаже одежды, широко популярный среди представителей поколения Z. Сумма сделки стала рекордной: она составила $1,6 млрд. На сегодняшний день проект Depop продолжает работать. 

Крайне перспективной выглядит покупка крупнейшей интернет-компанией Кореи – Naver Corp. – ресейл платформы Poshmark. Сделка была завершена в январе 2023 года, ее сумма оценивается в $1,2 млрд. При этом основной целью покупки является создание глобального игрока в сфере онлайн-торговли модной одеждой за счет синергии компаний. 

Объем инвестиций, полученных ресейл-проектами*, 2010 г. – май 2023 г., $ млн

[1] Recommerce – это продажа ранее принадлежавших, новых или бывших в употреблении товаров. 

 

Выход на рынок ресейла новых игроков

Драйвером рынка ресейла являются не только инвестиционные вливания в специализированные recommerce-проекты. Идею перехода к экономике замкнутого цикла сегодня поддерживают все большее количество ретейлеров. Так, по данным THREDUP количество брендов в США, предоставляющих своим покупателям приобрести б/у одежду, обувь и аксессуары с собственных сайтов, за 2022 год выросло в 3,4 раза. Если в 2021 году их было 36, то в 2022 году число брендов, продающих б/у, увеличилось до 124, а в мае 2023 года достигло 139. 

Компании запускают ресейл-направление как собственными силами, так и прибегая к партнерству с проектами, имеющими опыт и компетенции в данной области. Так, с начала 2023 года при партнерстве с THREDUP, за счет подключения к сервису Resale-as-a-Service (RaaS), продажу б/у товаров запустили мультибрендовый fashion-ретейлер J.Crew, бренды Francesca's, Kate Spade New York, H&M, American Eagle, Fabletics, обувная марка Toms Shoes и др.

THREDUP – не единственная компания, которая помогает ретейлерам с запуском recommerce-бизнеса. Аналогичные решения предлагают Archivе, Trove, Reflaunt и др. При этом они являются крайне инвестиционно-привлекательными. Так, в 2022 году проект Archive, создающий и запускающий индивидуальные торговые ресейл-площадки для брендов, привлек $23 млн. Компания Trove в августе 2021 года получила финансирование в размере $77,5 млн. Reflaunt же привлек $2,7 млн в феврале и $11 млн в августе 2022 года. 

Пул ретейлеров, с которыми сотрудничают данные «сервисные-компании», стремительно растет. С Archivе, который был запущен лишь в 2021 году, уже сотрудничают более чем 40 брендов, в числе которых Marimekko, Cuyana, Oscar de la Renta, The North Face, Sandro и др. В портфеле Trove 13 марок, в числе которых Patagonia, Eileen Fisher, REI, Lululemon и Allbirds. 

THREDUP ожидают дальнейшее расширение списка ретейлеров, развивающих recommerce-направление. 

Впрочем, вклад ресейла в оборот данных компаний пока крайне мал. Продажа б/у товаров занимает менее 0,1% от оборота операторов, внедривших данную опцию для покупателей. Ассортимент товаров для перепродажи также нельзя назвать широким: покупателям доступно 260 тыс. изделий.

Динамика количества брендов, предлагающих опцию ресейла для своих покупателей с собственных сайтов, 2019 г. – май 2023 г., шт.

РБК Исследования рынков Российский рынок ресейла одежды, обуви и аксессуаров 2023 79 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще