Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 2 августа 2023
Георгий Аликошвили

Трансграничный сегмент, скорее всего, продолжит разворот с Запада на Восток

Заместитель генерального директора по коммерческой деятельности «Почта России» специально для исследования рынка онлайн-торговли 2022

 Как в целом оцениваете состояние российского e-commerce?

 Один из явных трендов года: универсальные маркетплейсы стали доминировать среди других каналов продаж. Пять ведущих маркетплейсов обеспечили 4/5 годового прироста рынка e-commerce в России по количеству заказов и 4/7 – по объёму продаж в денежном выражении. Также развитие получили классифайды.

Мы отметили рост количества доставок на склады онлайн-площадок – в среднем на 50% по сравнению с прошлым годом. Это связано с тем, что многие интернет-продавцы, которые раньше продавали в основном через социальные сети, переставшие работать в России, стали использовать новые пути выхода на покупателей. Маркетплейсы и классифайды стали альтернативой для малого и среднего бизнеса, и сами площадки в течение года фиксировали аномальный рост числа селлеров и заказов. 

 Как в течение 2022 года складывалась ситуация в сегменте трансграничных перевозок? Удалось ли в какой-то степени преодолеть последствия санкций? Как изменилось количество отправлений за последний год?

 Поток трансграничных отправлений начал значительно снижаться с марта. Основные причины – это ограничение прямых продаж от зарубежных брендов в Россию и международных платежей с использованием карт, выпущенных российскими банками. Также на трафик повлияло падение реальных располагаемых доходов населения (-1,7% за 9 месяцев 2022).

Сокращение покупательского спроса на товары из китайских онлайн-магазинов было связано с увеличением сроков доставки: снизилась доступность авиационных емкостей и пропускная способность пограничных переходов из-за COVID в Китае.

В мае из-за низкого курса доллара и евро к рублю и стабилизации альтернативных логистических маршрутов спрос постепенно восстанавливался и уже в сентябре показал минимальное отставание от 2021 года. Однако по результатам 2022 года объём перевозок все равно будет ниже уровня прошлого года, примерно, на 33%. 

 Как события 2022 года повлияли на структуру трансграничных онлайн-заказов по странам? Насколько выросла доля Китая? Совсем ли пропали поставки из Евросоюза и Северной Америки? Появились ли новые популярные направления? Имеются ли прогнозы по изменению структуры экспорта в Россию?

 Доля Китая в общем объёме трансграничных отправлений «Почты» за 10 месяцев 2022 года увеличилась на 6 п.п. до 94,1%. Количество отправлений из Европы и США сократилось с 2,3% до 1,5%. На наш взгляд, перспективны для роста международного трафика такие направления, как Турция и страны Юго-Восточной Азии. Они могут предложить ушедшим зарубежным брендам альтернативный способ попадания на российский рынок.

 В 2022 году в России стали появляться новые сервисы-посредники, которые позволяют приобрести товары ушедших брендов в зарубежных онлайн-магазинах. Подобный сервис запустили и в «Почте России». Как Вы считаете, являются ли сервисы-посредники временным решением или такая модель работы станет основной на российском рынке трансграничной онлайн-торговли?

 «Почта Global» – партнерский проект компании. Выкупом товаров занимаются наши партнеры. Доставкой до границы с Россией – надежные логистические операторы, с которыми мы сотрудничаем через дочерние компании. «Почта России» выполняет таможенное декларирование отправлений и доставку до отделений и получателя.

На фоне изменений в трансграничной торговле подобные сервисы переживают новую волну популярности. Если курс доллара и евро к рублю останется на текущем уровне, а зарубежные бренды сохранят ограничения и оплата российскими картами будет недоступна, не исключено, что подобные платформы станут самым распространенным способом для покупки товаров производителей, ушедших из России. 

 Какое влияние на трансграничные перевозки оказало повышение тарифов беспошлинной торговли и легализация параллельного импорта? Как в перспективе на рынке интернет-торговли скажется либерализация таможенного законодательства?

 Повышение тарифов беспошлинной торговли положительно повлияло на объём трансграничных отправлений. Клиенты, которые привыкли покупать товары в зарубежных интернет-магазинах, продолжают оформлять заказы через посредников, несмотря на отсутствие прямой доставки. Если курсы валют останутся на текущем уровне, это простимулирует спрос. При этом сдерживать развитие канала будет увеличение стоимости и срока доставки, а также более сложный клиентский путь.  

Эксперимент по запуску бондовых складов участники рынка и регуляторы прорабатывали в течение двух лет. Почта России запустит площадки с 1 апреля 2023 года. Согласованные параметры склада не в полной мере отвечают требованиям наших клиентов. Тем не менее, результаты эксперимента выявят направления для изменения и развития этого типа складов на территории РФ в будущем. 

 Как Вы оцениваете ситуацию в сегменте экспортных отправлений из России? Как за последний год изменилось количество отправлений в этом сегменте? Какие направления были наиболее популярны, и какие товарные группы пользуются спросом за рубежом?

― Ограничения, с которыми российские продавцы столкнулись на зарубежных маркетплейсах, и трудности с приемом платежей от покупателей привели к сокращению объемов экспорта на 70%. Мы прогнозируем дальнейшее снижение количества отправлений после введения очередного пакета санкций с расширенным списком категории товаров, запрещенных к ввозу в ЕС. Несмотря на то, что США, Китай и Израиль остаются лидерами по приему 

РБК Исследования рынков Российский рынок интернет-торговли 2022 105 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 24 апреля 2024 AnalyticResearchGroup (ARG) Искусственный интеллект и бизнес «под ключ»: интересные новинки функционала дистанционных сервисов для юридических лиц Российские банки продолжают воплощать в жизнь инновационные концепции, развивая сервисы интернет-банкинга и мобильного банкинга для юридических лиц.

В двенадцатой волне исследования рынка систем дистанционного обслуживания для бизнеса в России, выпущенной в прошлом году, аналитики «ARG» разобрались, какие новинки в этой сфере были выпущены на отечественном рынке. Проанализировав 200+ сообщений об обновлениях систем и запуске нового функционала, анонсированных 20-ю российскими банками, авторы пришли к выводу, что среди видов дистанционного обслуживания больше всего новостей касалось систем мобильного банкинга. При этом почти половина новостей относится к развитию услуг и расширению функционала существующих сервисов, а по числу размещенных новостей лидировали Бланк Банк, ВТБ и УРАЛСИБ.

Показать еще