Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
AnalyticResearchGroup (ARG), 10 апреля 2023

Что происходило на российском рынке e-commerce в 2022 году: обзор важных трендов

Команда «AnalyticResearchGroup» делится результатами пятого выпуска исследования рынка e-commerce в России.
  • Общий объем рынка интернет-торговли в России достиг рекордно высоких значений, приблизившись к отметке 5 трлн. руб. Всплеск покупательской активности пришелся на февраль-март: тогда были введены основные санкции, ряд брендов заявил об уходе с российского рынка, стала невозможной оплата российскими банковскими картами товаров на зарубежных интернет-площадках и довольно резко стал расти курс доллара. В целом, рынок интернет-торговли в 2022 году, несмотря на спад в сегменте трансграничной торговли, продемонстрировал высокие темпы роста (37,8%; для сравнения, в 2021 году он вырос лишь на 12,3%).
  • Существующие ограничения не могли не сказаться сегменте рынка трансграничной торговли: объем покупок россиян в зарубежных интернет-магазинах сократился до значений, сопоставимых с показателями рынка в 2013-2014 годах. По итогам 2022 года только 4% приходилось на трансграничный рынок, что на 9 п.п. меньше, чем в 2021 году. Объем сегмента в денежном выражении снизился на 63% год к коду. Существенное влияние на наблюдаемую ситуацию оказала внешнеполитическая ситуация - введение санкций, сложности с грузоперевозками и пр.
  • Продолжают активно расти продажи на маркетплейсах: в 2022 году количество покупок россиян на маркетплейсах выросло на 43% в годовом выражении. На этот канал продаж пришлось 8,5% от суммы всех трат россиян в онлайне и оффлайне, что в 1,5 раза больше, чем в 2021 году. Рост трат на маркетплейсах был обусловлен как внешними изменениями (уход зарубежных брендов, развитие параллельного импорта), так и выгодами покупок на маркетплейсах (большой ассортимент товаров, удобный интерфейс и развитая логистика крупных платформ).
  • Важным каналом на рынке e-commerce остается перепродажа вещей с рук: в 2022 году 9 из 10 россиян положительно относились к продаже или покупке вещей с рук при помощи электронных досок объявлений, специализированных сайтов и соцсетей, а пользовались ими 84% опрошенных. Среди ключевых категорий товаров, которые россияне покупают с рук через Интернет, - техника и электроника, товары сегмента fashion, а также мебель и товары для интерьера.

Подробная аналитика, включающая обзор ключевых показателей, трендов и сегментов рынка e-commerce, доступна в пятой версии исследования рынка электронной торговли в России от «AnalyticResearchGroup».

AnalyticResearchGroup (ARG) Обзор российского рынка электронной торговли. Март, 2023 76 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 7 февраля 2025 AnalyticResearchGroup (ARG) Российский рынок освещения: $254 млн онлайн-продаж и перспективы роста Объем онлайн-продаж освещения в России в 2023 году составил $254 млн. К 2029 году рынок почти удвоится благодаря росту числа покупателей и развитию интернет-магазинов.

По данным «Statista», объем онлайн-продаж светильников и люстр в России в 2023 году составил 253,9 млн долларов (около 21,6 млрд руб.). Ожидается, что годовой темп роста выручки (CAGR 2024–2029) достигнет 11,38%, что увеличит рынок до $495,3 млн к 2029 году.

Крупнейшим сегментом в 2023 году стали люстры и потолочные светильники с выручкой $100,5 млн (+7,8% за год). Онлайн-продажи лампочек и осветительной арматуры выросли на 10,4%, а настольных и напольных ламп — на 8,5%. Число покупателей увеличилось на 9,2% до 3,7 млн человек и, по прогнозам, достигнет 4,9 млн к 2029 году. В 2023 году 33,6% онлайн-покупателей приобретали мебель и освещение, что на 1,1 п.п. меньше, чем годом ранее.

Отдельное внимание в исследовании уделяется продвижению через социальные сети, которое становится ключевым инструментом для привлечения покупателей. Среди 10 крупных интернет-магазинов, рассмотренных в исследовании, лидером по числу социальных платформ стал интернет-магазин «Great Light», представленный на шести площадках.

Большинство рассмотренных интернет-магазинов предлагают бесплатную доставку при выполнении минимального порога заказа, начиная от 2 000 рублей, а стоимость платной доставки начинается от 270 рублей.

Комплексный анализ российского рынка светильников и люстр доступен в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Интернет-торговля в России: светильники и люстры. Май, 2024».

Показать еще