Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 30 марта 2023
Кирилл Погодин

Рынок событийного кейтеринга фиксирует 20% прирост спроса

Президент Ассоциации Кейтерингов и Банкетных Служб специально для исследования рынка кейтеринга 2022

 Как в целом можете охарактеризовать итоги прошедшего 2022 года для рынка кейтеринга и отдельных его сегментов?

Так как 2022 году предшествовали 2020 и 2021, отнюдь непростые для рынка кейтеринга, итоги можно назвать даже позитивными. Рынок событийного кейтеринга, например, фиксирует 20% прирост спроса в сравнении год к году. Были несколько провальных месяцев, а именно март, апрель и октябрь. Но за последние годы рынок адаптирован к такому «мерцающему» спросу, и компании умеют переживать такие периоды. Количество масштабных мероприятий, так называемых «тысячников», заметно сократилось. Но и в августе, и в сентябре масштаба хватало. Да и декабрь прошел неплохо для текущей конъюнктуры рынка. Что касается социального питания – там не было каких-то существенных потрясений и перемен, а корпоративные объекты питания до сих пор так и не восстановили свои объемы полностью.

― Какие стратегии адаптации кейтеринговых компаний к новым рыночным реалиям Вы бы выделили? Например, запуск новых направлений, фокус на крупных клиентах или, наоборот, акцент на розничных продажах.

В 2020 году российский кейтеринг, наконец, по-настоящему научился работать с доставкой. И тогда мы сказали, что освоить услугу и освоить ее продажи – это две разные задачи, и вторая будет решена в следующий кризис отрасли. Так вот, этого еще не случилось. И операторы событийного кейтеринга, по-прежнему, удерживаются на традиционных продуктах. При этом, закономерно, нестабильная ситуация на рынке стимулирует приход новых операторов, как из ресторанного сегмента, так и сторонних. Слабые игроки, порой незаметно и постепенно, но позиции теряют.

А из новых направлений, что тоже закономерно для текущей ситуации, стали востребованы иммерсивные формы. Заказчики и гости мероприятий нуждаются в том, чтобы отвлечься от негативной повестки. Мероприятия желанны и ожидаемы, участвовать в них хочется активно, и есть запрос на игровую реальность. При сдержанных бюджетах, «хлеб и зрелища» продаются как 2 в 1.

Продолжается популяризация услуги на частном сегменте, и немного подрастает этот спрос, что отдельная позитивная новость для рынка.

― В связи с СВО и мобилизацией, многие россияне мигрировали за рубеж. Как это отразилось на рынке кейтеринга и офисного питания, в частности?

Мигрировали за рубеж в основном платежеспособные граждане. В кейтеринге это затронуло менеджерский состав. У кого-то из компаний возникли затруднения с банкетными менеджерами. Менеджеры же по работе с клиентами, из уехавших, продолжили работу в таком, уже полностью дистанционном формате. Есть примеры, когда покинули страну и владельцы / управляющие бизнесом, сейчас они управляют бизнесом из-за границы. Обслуживающий персонал, линейные позиции этим затронуты меньше.

По части клиентских компаний, какой-то отток и релокация случились, кто-то из операторов корпоративного питания на себе это тоже ощутил, но предыдущий удар по сегменту корпоративного питания в первом полугодии 2022 года был куда ощутимее.

― Как Вы оцениваете спрос на услуги корпоративного питания со стороны бизнеса? Как меняется подход бизнеса к организации питания сотрудников?

Сказать, что подход к питанию сотрудников как-то определенным образом меняется пока нельзя. Этот сегмент пережил спад дважды в этом году и спад первого полугодия был радикальным. Это как опустевшие торговые центры и кинотеатры, какие-то попытки осмыслить трансформацию и новые подходы есть, а продуктивного и эффективного решения еще нет.

― Конкуренция на рынке кейтеринга обостряется. В частности, на рынок корпоративного питания вышел Яндекс. Много новых игроков появилось на рынке вендинга и микромаркетов. Как это влияет на рынок кейтеринга и на сегмент корпоративного питания?

Возможно, эти альтернативы – вендинг и микромаркеты – как раз и будут какими-то удобными заменителями для заказчиков в нынешних условиях. И эти решения, конечно, забирают часть спроса у традиционных корпоративных столовых, которые весь прошлый год, в большинстве своем, довольствовались уровнем окупаемости или минимальной прибыли. 

Вендинг в России развит довольно слабо по сравнению с Западом. Но в нынешних условиях, поставки такого оборудования несколько затруднены, и это тоже становится элементом сдерживания. Но расти этому сегменту рынка определённо есть куда. Микромаркеты – это чаще всего множественные игроки рынка, малый бизнес, который пока не воспринимается серьезной альтернативой и конкуренцией. А зря, конечно. Словом, будущее корпоративных столовых не будет прежним. 

― Как Вы оцениваете ситуацию на рынке кейтеринга в регионах, за пределами Москвы и Московской области? 

Региональные игроки демонстрируют волю к жизни. Они работают и даже развиваются. Падения спроса перемежаются с периодами его роста, что не дает рынку уйти в депрессию и сохраняет надежду. Таков этот рынок. Любой кризис сказывается на нем очень быстро и радикально. А затем, период восстановления наступает довольно быстро. Это одинаково работает и в долгосрочных спадах, и в краткосрочных.

― Поделитесь, пожалуйста, вашими прогнозами на развитие рынка в 2023 году. На что, по Вашему мнению, будут делать упор компании? Какие направления видятся Вам наиболее перспективными? 

Прогнозы в текущей ситуации делать, задача, конечно, неблагодарная. Слишком много будет зависеть от политической конъектуры и новостного фона, сказывающихся на настроениях заказчиков, их эмоциональных реакциях и ожиданиях, а следовательно, и на спросе. Теряем мы в первую очередь наименее эффективных и наименее адаптивных участников рынка. Приходят же на рынок новички, которые не обладают опытом и знаниями, в их традиционном понимании, но их главное отличие и преимущество – способность работать в новых условиях, эффективнее и лучше «старожил» рынка. Так вот, мой главный прогноз сейчас – трансформация рынка и услуги. Это в первую очередь даже не про направления, а скорее про новые формы решения. Какими они будут сейчас не скажет никто, но происходящее провоцирует довольно радикальные перемены. А рынок в целом будет жить и развиваться.

 

РБК Исследования рынков Рынок кейтеринга 2022: мнения игроков Бесплатно
Материалы по теме
Статья, 6 февраля 2025 AnalyticResearchGroup (ARG) Электронная коммерция в сегменте товаров для сада: рост числа покупателей и продаж Рынок e-commerce товаров для сада и огорода в России растет: объем продаж в 2023 году достиг $200,4 млн, а число покупателей продолжает увеличиваться.

Рынок электронной коммерции в сегменте товаров для сада и огорода в России демонстрирует умеренный, но стабильный рост. По данным «Statista», в 2023 году объем продаж через e-commerce достиг $200,4 млн (примерно 17,1 млрд руб.). В 2024 году ожидался прирост на 6,7%, до $213,9 млн. В данную категорию товаров входят садовые инструменты и электрооборудование, растения, инвентарь для садовых работ, товары для хранения, а также грили (кроме электрических) и аксессуары к ним.

Долгосрочные прогнозы свидетельствуют о том, что годовой темп роста (CAGR) в период 2024–2029 годов составит 3,00%. Это позволит рынку к 2029 году достичь объема в $248,0 млн.

Несмотря на положительную динамику, Россия пока не входит в число стран-лидеров по объему продаж в этом сегменте. Лидирующие позиции занимают США, Китай и Канада, что отражает разницу в масштабах рынка e-commerce в целом и уровне развития рынка в целевом сегменте.

Число российских онлайн-покупателей товаров для сада и огорода в 2023 году увеличилось на 7,7%, достигнув 4,2 млн человек. Ожидалось, что в 2024 году эта цифра должна была вырасти до 4,4 млн, а к 2029 году она достигнет 5,6 млн.

В 2023 году только 3,3% россиян покупали товары из этой категории через интернет, но уровень проникновения продолжает расти. К 2029 году доля покупателей может увеличиться до 4,0%, что указывает на постепенное расширение аудитории.

Умеренные темпы роста и увеличение числа покупателей отражают устойчивый интерес россиян к покупкам товаров для сада и огорода, поддерживаемый доступностью заказа в онлайн-каналах. Однако для ускорения динамики участникам рынка важно предлагать более широкий ассортимент продукции, учитывать сезонные потребности и внедрять удобные решения для доставки товаров, что поможет укрепить позиции России и увеличить объем продаж.

Получить детальную информацию о развитии рынка можно в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Интернет-торговля в России: товары для сада и огорода. Май, 2024».

Показать еще