― Как в целом можете охарактеризовать итоги прошедшего 2022 года для рынка кейтеринга и отдельных его сегментов?
Так как 2022 году предшествовали 2020 и 2021, отнюдь непростые для рынка кейтеринга, итоги можно назвать даже позитивными. Рынок событийного кейтеринга, например, фиксирует 20% прирост спроса в сравнении год к году. Были несколько провальных месяцев, а именно март, апрель и октябрь. Но за последние годы рынок адаптирован к такому «мерцающему» спросу, и компании умеют переживать такие периоды. Количество масштабных мероприятий, так называемых «тысячников», заметно сократилось. Но и в августе, и в сентябре масштаба хватало. Да и декабрь прошел неплохо для текущей конъюнктуры рынка. Что касается социального питания – там не было каких-то существенных потрясений и перемен, а корпоративные объекты питания до сих пор так и не восстановили свои объемы полностью.
― Какие стратегии адаптации кейтеринговых компаний к новым рыночным реалиям Вы бы выделили? Например, запуск новых направлений, фокус на крупных клиентах или, наоборот, акцент на розничных продажах.
В 2020 году российский кейтеринг, наконец, по-настоящему научился работать с доставкой. И тогда мы сказали, что освоить услугу и освоить ее продажи – это две разные задачи, и вторая будет решена в следующий кризис отрасли. Так вот, этого еще не случилось. И операторы событийного кейтеринга, по-прежнему, удерживаются на традиционных продуктах. При этом, закономерно, нестабильная ситуация на рынке стимулирует приход новых операторов, как из ресторанного сегмента, так и сторонних. Слабые игроки, порой незаметно и постепенно, но позиции теряют.
А из новых направлений, что тоже закономерно для текущей ситуации, стали востребованы иммерсивные формы. Заказчики и гости мероприятий нуждаются в том, чтобы отвлечься от негативной повестки. Мероприятия желанны и ожидаемы, участвовать в них хочется активно, и есть запрос на игровую реальность. При сдержанных бюджетах, «хлеб и зрелища» продаются как 2 в 1.
Продолжается популяризация услуги на частном сегменте, и немного подрастает этот спрос, что отдельная позитивная новость для рынка.
― В связи с СВО и мобилизацией, многие россияне мигрировали за рубеж. Как это отразилось на рынке кейтеринга и офисного питания, в частности?
Мигрировали за рубеж в основном платежеспособные граждане. В кейтеринге это затронуло менеджерский состав. У кого-то из компаний возникли затруднения с банкетными менеджерами. Менеджеры же по работе с клиентами, из уехавших, продолжили работу в таком, уже полностью дистанционном формате. Есть примеры, когда покинули страну и владельцы / управляющие бизнесом, сейчас они управляют бизнесом из-за границы. Обслуживающий персонал, линейные позиции этим затронуты меньше.
По части клиентских компаний, какой-то отток и релокация случились, кто-то из операторов корпоративного питания на себе это тоже ощутил, но предыдущий удар по сегменту корпоративного питания в первом полугодии 2022 года был куда ощутимее.
― Как Вы оцениваете спрос на услуги корпоративного питания со стороны бизнеса? Как меняется подход бизнеса к организации питания сотрудников?
Сказать, что подход к питанию сотрудников как-то определенным образом меняется пока нельзя. Этот сегмент пережил спад дважды в этом году и спад первого полугодия был радикальным. Это как опустевшие торговые центры и кинотеатры, какие-то попытки осмыслить трансформацию и новые подходы есть, а продуктивного и эффективного решения еще нет.
― Конкуренция на рынке кейтеринга обостряется. В частности, на рынок корпоративного питания вышел Яндекс. Много новых игроков появилось на рынке вендинга и микромаркетов. Как это влияет на рынок кейтеринга и на сегмент корпоративного питания?
Возможно, эти альтернативы – вендинг и микромаркеты – как раз и будут какими-то удобными заменителями для заказчиков в нынешних условиях. И эти решения, конечно, забирают часть спроса у традиционных корпоративных столовых, которые весь прошлый год, в большинстве своем, довольствовались уровнем окупаемости или минимальной прибыли.
Вендинг в России развит довольно слабо по сравнению с Западом. Но в нынешних условиях, поставки такого оборудования несколько затруднены, и это тоже становится элементом сдерживания. Но расти этому сегменту рынка определённо есть куда. Микромаркеты – это чаще всего множественные игроки рынка, малый бизнес, который пока не воспринимается серьезной альтернативой и конкуренцией. А зря, конечно. Словом, будущее корпоративных столовых не будет прежним.
― Как Вы оцениваете ситуацию на рынке кейтеринга в регионах, за пределами Москвы и Московской области?
Региональные игроки демонстрируют волю к жизни. Они работают и даже развиваются. Падения спроса перемежаются с периодами его роста, что не дает рынку уйти в депрессию и сохраняет надежду. Таков этот рынок. Любой кризис сказывается на нем очень быстро и радикально. А затем, период восстановления наступает довольно быстро. Это одинаково работает и в долгосрочных спадах, и в краткосрочных.
― Поделитесь, пожалуйста, вашими прогнозами на развитие рынка в 2023 году. На что, по Вашему мнению, будут делать упор компании? Какие направления видятся Вам наиболее перспективными?
Прогнозы в текущей ситуации делать, задача, конечно, неблагодарная. Слишком много будет зависеть от политической конъектуры и новостного фона, сказывающихся на настроениях заказчиков, их эмоциональных реакциях и ожиданиях, а следовательно, и на спросе. Теряем мы в первую очередь наименее эффективных и наименее адаптивных участников рынка. Приходят же на рынок новички, которые не обладают опытом и знаниями, в их традиционном понимании, но их главное отличие и преимущество – способность работать в новых условиях, эффективнее и лучше «старожил» рынка. Так вот, мой главный прогноз сейчас – трансформация рынка и услуги. Это в первую очередь даже не про направления, а скорее про новые формы решения. Какими они будут сейчас не скажет никто, но происходящее провоцирует довольно радикальные перемены. А рынок в целом будет жить и развиваться.