― Каким был 2021 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
― В 2021 году, несмотря на несколько волн коронавируса, мы продолжали открывать кофейни в России. Одним из приоритетных направлений работы компании стало региональное развитие сети. Cofix появился в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Сочи, Туле. Всего за год мы открыли 64 точки. Не могу сказать, что мы полностью выполнили намеченный план, но, учитывая эпидемиологическую ситуацию и количество серьезных ограничений для работы общепита в регионах, где мы планировали открытия, это можно назвать хорошим результатом. Рост выручки сети в сравнении с 2020 годом составил более 50%.
Пандемия заставила нас пересмотреть наш подход к франчайзингу. Мы видели, что малому бизнесу очень сложно в одиночку противостоять кризису. Поэтому в августе 2021 года компания запустила программу ребрендинга, которая позволила владельцам других кофеен присоединиться к Cofix: воспользоваться операционной, логистической, юридической и маркетинговой поддержкой бренда. Мы считаем очень важным осуществлять развитие сети не только за счет строительства новых кофеен, но также путем поддержки местных предпринимателей. Cofix продолжает эту программу и в 2022 году. Сейчас у нас уже 4 кейса ребрендинга, и мы можем сказать, что переход под бренд Cofix позволяет маленьким кофейням увеличить выручку в два раза, а в некоторых случаях и в шесть раз.
Прошлый год стал успешным для нас с точки зрения привлечения новых партнеров. За год было заключено более 80 договоров с франчайзи. При этом важно отметить, что мы не гонимся за количеством, а ищем крепких партнеров, нацеленных на развитие вместе с Cofix. У нас уже сейчас большой процент франчайзи, открывших вместе с нами более одной кофейни.
― Какое влияние на рынок и компанию оказали новые антироссийские санкции? Какие меры вы предпринимаете для адаптации к возникшей ситуации?
― Для нас основными сложностями стали проблемы с логистикой, а также рост закупочных цен на кофе, оборудование и такие важные для кофеен расходники, как, например, одноразовые стаканы.
Решить проблему с поставками кофейного зерна нам удалось довольно оперативно, но мы, к сожалению, как и другие игроки рынка, не смогли избежать повышения цен в кофейнях. Однако нужно отметить, что средняя стоимость напитков в Cofix увеличилась на 26% притом, что оптовая цена зерна еще в 2021 выросла более чем на 50%. Сейчас еда и напитки в Cofix продаются по фиксированным ценам 90, 150, 210 и 270 рублей.
Сдерживать рост цен нам позволяет большой централизованный объем закупок продуктов на всю сеть и наличие собственного завода по обжарке кофейного зерна. В ближайших планах ―открытие фабрик-кухонь в регионах РФ, где уже присутствует Cofix, что позволит решить проблему с поиском локальных поставщиков и обеспечит конкурентный по качеству уровень фреш-продукции.
Чтобы капитальные расходы не сильно сказывались на развитии сети, мы также консолидировали закупки оборудования и всю работу со строительными подрядчиками. В результате сейчас стоимость открытия некоторых наших кофеен опустилась до уровня февраля. Для нас это вдохновляющий результат, и мы ищем дополнительные пути оптимизации бизнес-процессов.
Конечно, сложившаяся на рынке ситуация заставила нас несколько снизить темпы развития, но мы рассчитываем, что в 2022 откроем 120 новых кофеен. Пока мы идем по намеченному плану: в период с января по май сеть приросла 31 точкой. Cofix появился в Самаре и Рязани, а также в подмосковных Реутове и Серпухове.
― Как вы оцениваете результаты компании в I квартале 2022 года, а также отдельно в марте-апреле 2022 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней?
― Результаты I квартала 2022 года мы оцениваем положительно. По сравнению с аналогичным периодом 2021 года количество заказов в сети увеличилось на 20,9%, рост выручки составил 37,7%. В марте и апреле мы наблюдали незначительное падение в количестве чеков на 0,7%, но благодаря темпам развития сети, наша выручка продолжала расти.
― Удалось ли вам воспользоваться государственными мерами поддержки бизнеса? Как оцениваете их эффект?
― Компания практически не пользовалась государственными мерами поддержки, но мы помогали франчайзи получить финансовую помощь правительства Москвы. В 2021 году владельцы кофеен Cofix при участии наших юристов подали 45 заявок на получение субсидий, из которых 44 были одобрены. По ним были осуществлены выплаты на сумму свыше ₽50 млн.
― Как складываются ваши отношения с поставщиками? Возникали ли за последнее время перебои в поставках продуктов?
― Пока нам удается успешно решать возникающие проблемы с поставками продуктов. Если поставщики отказываются от снабжения, мы находим замену без потери в качестве, не увеличивая закупочную стоимость.
К сожалению, в регионах продукция местных производителей не всегда соответствует нашим требованиям. Поэтому, как я уже упомянул, мы планируем строительство собственных фабрик-кухонь.
Мы регулярно обновляем меню кофеен, поэтому замена продуктов в большинстве случаев не связана с каким-либо дефицитом. Наши специалисты анализируют продажи и выводят наименее популярные позиции, замещая их новыми.
― Заметили ли вы изменения в поведении гостей? Как менялись количество заказов, средний чек, наполняемость чека по сравнению с 2021 годом?
― В начале 2022 года были сначала ослаблены, а потом и вовсе отменены антиковидные меры. Это повлияло на увеличение количества заказов. В сравнении с прошлым годом средний чек вырос на 14%. На фоне повышения цен средняя наполняемость чека немного снизилась, но разница по сравнению с тем же периодом прошлого года незначительная.
― Наблюдаете ли вы изменения в уровне спроса на услуги доставки?
― Мы отказались от собственной доставки, которую оперативно запустили в пик пандемии, и продолжили сотрудничество с агрегаторами Delivery Club и «Яндекс.Еда». Доля доставки в выручке Cofix практически не поменялась в сравнении с 2021 годом и составляет всего лишь 0,25%. Cofix работает в демократичном ценовом сегменте, поэтому часто посетителям выгоднее самим зайти в кофейню, сделав, например, предварительный заказ в приложении Cofix Club, чем оплачивать доставку, сопоставимую со стоимостью еды и напитков. Несмотря на то, что доставка незначительно сказывается на нашей выручке, мы сохраняем эту услугу, чтобы оставаться в тренде и обеспечивать нашим гостям все удобные им формы заказа.
― Как складываются ваши отношения с франчайзинговыми партнерами? Сохранился ли спрос на франшизу в текущей ситуации экономической неопределенности?
― Партнерство с крупным надежным брендом ― это своего рода «подушка безопасности», которая позволяет франчайзи проходить кризис легче, чем это приходится делать независимым предпринимателям. Мы работаем над сдерживанием закупочных цен, обеспечиваем бесперебойные поставки продукции, ведем переговоры с арендодателями. Специалисты компании анализируют показатели кофеен и помогают их владельцам наладить бизнес-процессы. В такое время как никогда важно поддерживать друг друга. 99% процентов точек Cofix в России открыты по франшизе, и от успеха наших партнеров зависит успех бренда в стране.
Спрос на франшизу начал расти в конце 2021 года, и до марта 2022 был высоким. В марте по понятным причинам было небольшое затишье, но сейчас мы снова получаем большое количество обращений. Менеджеры покинувших Россию больших корпораций ищут пути дальнейшей самореализации, в том числе становясь предпринимателями. Для многих из них франшиза ―наиболее комфортный старт для развития в новом направлении. На фоне инфляции люди, у которых есть свободные средства, серьезно задумались о том, куда их вложить. Кофейный бизнес из-за ухода с рынка крупных игроков воспринимается как один из наиболее перспективных сегментов HoReCa.
Наблюдая за последними тенденциями, мы впервые в этом году стали предлагать успешным предпринимателям в России купить мастер-франшизу Cofix и взять на себя развитие сети в регионах, то есть продавать субфраншизу на прикрепленной территории, получать доход с паушальных взносов, роялти и наценки на продукты. При этом вся их деятельность будет осуществляться в рамках налаженной инфраструктуры и при всесторонней поддержке международного бренда. Думаем, что сейчас такая форма сотрудничества будет особенно востребована.
― Как вы оцениваете влияние от ухода или приостановки работы в России ряда иностранных компаний и операторов общепита?
― До последнего времени Cofix успешно конкурировал с крупными международными брендами общепита. Более того, в Беларуси, например, наш мастер-франчайзи, является одновременно партнером KFC. Там некоторые локации мы осознанно открываем рядом и работаем на одном трафике, дополняя друг друга.
В то же время можно сказать, что уход из России части иностранных операторов положительно отразился на работе нашей сети. После того, как крупные конкуренты остановили работу, выручка некоторых кофеен Cofix выросла почти в два раза.
― Какие инструменты маркетинга вы оцениваете как наиболее эффективные? На какие каналы коммуникации с клиентами делаете ставку сейчас?
― Какое-то время после начала специальной операции мы, как и многие бренды, не публиковали контент, так как казалось, что коммерческие посты будут неуместны. Потом ждали разъяснений о возможности продолжить наше общение с подписчиками в запрещенных теперь в России соцсетях. Сейчас мы вернулись к использованию этих соцсетей, где осталась большая часть нашей аудитории, но рекламные бюджеты перенесли в VK.
1 марта мы запустили Telegram-каналы Cofix Russia для b2c аудитории и «Cofix Франшиза» для b2b коммуникаций. Как и все, мы столкнулись с тем, что в Telegram нет рекламного кабинета, нет статистики в desktop-версии, у пользователей нет привычной «новостной ленты», одним словом, нет обычных для продвижения инструментов. Люди очень неохотно подписываются на бренды в Telegram, поэтому большую ставку мы на него пока не делаем.
Эти сложности подтолкнули нас к организации более качественного общения с гостями через программу лояльности и к обновлению приложения Cofix Club, которое должно перезапуститься осенью 2022 года. Разработанные IT-командой Cofix алгоритмы будут анализировать покупки каждого гостя, производить скоринг блюд, находить для них потенциальных покупателей, прогнозировать вероятность совершения гостем повторного посещения, вычислять любимые заведения, чтобы отправлять гостям сообщения от имени этих кофеен. Наша цель ― сделать контакты с покупателями максимально персонифицированными.
― Какие направления деятельности будут в фокусе компании в 2022–2023 гг.? Есть ли планы по открытиям ресторанов и экспериментам с новыми форматами работы?
― Как и раньше, одним из основных приоритетов будет развитие IT-экосистемы компании, которая включает в себя цифровую платформу Cofix Business с личными виртуальными кабинетами франчайзи, где можно в режиме реального времени следить за показателями кофеен, управлять бизнесом, общаться по всем возникающим вопросам с головным офисом и делать заказ продуктов.
Мы продолжаем развивать направление Cofix Street Food, думаем о создании «премиального» формата Cofix и укреплении нашей веганской линейки продуктов. Сейчас мы много работаем над улучшением кофеен с точки зрения планировок и дизайна, для того чтобы сделать их как можно более удобным и приятным пространством для гостей. Конечно, мы будем открывать новые точки Cofix и выходить в новые для нас регионы и города-миллионеры в партнерстве с местными мастер-франчайзи.
― Как вы оцениваете перспективы развития отрасли в ближайшие 1-2 года?
― Ключевым фактором для нас является уровень покупательской способности. На фоне общего роста цен Cofix по-прежнему остается одной из самых доступных с точки зрения цен сетей, и пока мы не видим для себя больших рисков. Жители больших городов будут ходить на работу и вести активный образ жизни, а значит, будут востребованы качественные кофе и еда по демократичным ценам.
Скорее всего, в ближайшее время большие иностранные игроки не будут заходить в страну и захватывать рынок, поэтому конкуренция будет только с оставшимися в России брендами. Российский рынок кофеен был далек от насыщения даже до массового исхода западных компаний. Теперь у него еще больший потенциал роста. Особенно это касается регионов, где только зарождается кофейная культура и наблюдается недостаток заведений с хорошим продуктом за доступную цену. Можно сказать, что сейчас благоприятное время для развития демократичной сети общепита. Мы продолжим предоставлять нашим франчайзи и мастер-франчайзи всю необходимую инфраструктуру для развития. Своих точек в России у Cofix практически нет, и компания не планирует вкладывать деньги в их открытие.