По данным «Анализа рынка каш быстрого приготовления в России», подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2022 г их продажи в стране сократились на 4,9% и составили 12,7 тыс т.
В 2018-2022 гг продажи каш быстрого приготовления в России имели тенденцию к снижению. При том, что общие продажи круп в стране в 2018-2022 гг ежегодно росли и в целом за пятилетие увеличились на 2,9%, рост в основном затрагивал иные сегменты рынка – например, сегмент круп в варочных пакетиках. Тенденция к снижению продаж каш быстрого приготовление имела несколько причин.
- Цены на каши быстрого приготовления существенно выше, чем на традиционные крупы.
- Традиционные крупы более полезны, чем каши быстрого приготовления. По мнению диетологов, каши, которые нужно долго варить, содержат большее количество витаминов группы В. К тому же мелко перемолотые крупы содержат больше быстрых углеводов по сравнению с традиционными крупами, что дает лишь кратковременный эффект насыщения. Наличие в составе каш быстрого приготовления ароматизаторов и других пищевых добавок также не способствует их популярности среди приверженцев здорового образа жизни.
- Широкое распространение мультиварок дает возможность приготовить традиционную кашу строго к нужному сроку. Например, использование программ отложенного старта позволяет загрузить мультиварку вечером, а утром получить готовое блюдо. Это служит альтернативой использованию каш быстрого приготовления.
При этом несомненным плюсом каш быстрого приготовления является возможность приготовить их в условиях отсутствия оборудованной кухни – например, в поезде или в гостинице. На уровень продаж каш быстрого приготовления оказывает влияние то, насколько люди имеют возможность путешествовать. Так, в 2020 г продажи каш быстрого приготовления были самыми низкими за пятилетие (11,5 тыс т), так как в условиях коронавирусных ограничений путешествия были затруднены. Всплеск продаж каш быстрого приготовления в 2021 г до уровня 13,4 тыс т во многом был вызван возобновлением возможности россиян путешествовать.