Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 10 января 2023
Глеб Доброрадных

Среди приоритетных направлений ― «Чек», корпоративное питание и сервис Ultima

Финансовый директор «Яндекс.Еды» специально для исследования рынка общественного питания 2022

 

― Каким был 2021 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?

―  В прошлом году у нас было несколько векторов развития. Начну с ретейла ― в 2020 году мы запустили онлайн-продажи продуктов с доставкой и сделали это одними из первых в стране. А в 2021 выделили это направление в отдельную вертикаль. Она объединила ретейл «Яндекс.Еды» и «Яндекс.Лавки», а также продажи повседневных товаров на «Маркете». В 2021 году на эту вертикаль приходилось около трети от всех объемов продаж в онлайн-торговле «Яндекса». Проникновение этого направления на рынке в прошлом году составляло всего 2%.

За минувший год «Яндекс.Еда» расширила пул партнеров в ретейле и начала сотрудничество с рядом крупных торговых сетей, например, с «Лентой», Globus, «Добрынинским», «У Палыча», «КуулКлевером» и другими. Всего за 2021 год к сервису было подключено более 20 ретейлеров.

В мае 2021 года мы договорились с «Азбукой вкуса» о стратегическом партнерстве в экспресс-доставке. В 2022 году мы расширили сотрудничество с торговой сетью и реализовали ряд совместных инициатив: доставка горячего кофе, размещение ассортимента блюд, которые готовятся под заказ, во вкладке «Рестораны» на сервисе, а также расширение зоны доставки на всю Московскую и Ленинградскую области.

Совместно с «ВкусВиллом» за 2021 год мы развили направление дарксторов, выделили их в отдельный бренд в приложении и сделали акцент на расширенном ассортименте и готовой еде «из-под ножа».

В начале 2022 года «Яндекс.Еда» запустила ретейл-бизнес в Беларуси. На данный момент мы работаем с пятью торговыми сетями: «Соседи», «Виталюр», «Гиппо», «Лавка вкуса», Fish & Food.

Вместе с тем мы начали поддерживать локальных ретейлеров в разных регионах. Локальные продавцы помогают нам увеличить ассортимент, а мы даем им возможность запустить онлайн-продажи с доставкой, рассказать о себе многомиллионной аудитории «Яндекса» и конкурировать с федеральными сетями.

Если говорить о наших результатах в ретейле за 2021 год, то объемы продаж продуктов в «Еде» заметно выросли ― в четвертом квартале этот показатель достиг 26% от всех объемов продаж на сервисе, а в декабре он увеличился до 28%.

В 2021 году мы не менее активно развивали и доставку еды из ресторанов и кафе ― это большая и важная часть нашего бизнеса. В 2021 и в начале 2022 года мы активно подключали новые рестораны ― как локальные, так и сетевые.

Прошлым летом мы начали развивать услугу самовывоза из ресторанов, которая помогла им разгрузить залы, сократить расходы на логистику и свести к минимуму непосредственные контакты между людьми. Самовывоз помог отрасли продолжать работу во время антиковидных ограничений.

По итогам четвертого квартала 2021 года объемы продаж готовой еды с доставкой из ресторанов выросли в «Еде» на 76%, а количество таких заказов — на 67% год к году. К концу прошлого года с нами работали около 35 тыс. заведений, а сейчас их уже более 40 тыс. в 204 городах страны. В четвертом квартале прошлого года «Еда» в целом показала заметный рост и в ретейле, и в доставке из ресторанов — объемы продаж на сервисе увеличились на 113% год к году, а заказов стало больше на 91% год к году.

― Какое влияние на рынок и компанию оказали новые антироссийские санкции? Какие меры вы предпринимаете для адаптации к возникшей ситуации?

― В нынешних условиях нам, как и другим игрокам из любой сферы, нужно быстро реагировать на все изменения рынка, чтобы сохранить доступность сервиса для людей. В первые полгода 2022 «Яндекс.Еда» не останавливала свое развитие ― мы запустили несколько новых направлений работы как на доставку, так и в офлайне. Например, знаковыми событиями для нас стали выход на рынок корпоративного питания и запуск сервиса оплаты по QR-кодам «Чек».

Весной мы объединили разные услуги для ресторанов в новый продукт ― единую подписку на сервисе. Она позволяет заведениям отвечать в «Еде» на отзывы клиентов, получать в мессенджере ежедневные отчеты о продажах на сервисе, пользоваться услугами персонального менеджера, выбрать, как часто ресторан будет получать выплаты за выполненные заказы. По сути, подписка ― это конструктор из услуг, который можно собрать в зависимости от потребностей ресторана.

Также этим летом мы запустили новый сервис внутри существующего ― Ultima «Яндекс.Еда», который собрал рестораны с авторской кухней. Ultima использует особую упаковку для заказов, сотрудничает с самыми опытными курьерами и решает вопросы клиентов через выделенную службу поддержки. Ultima «Яндекс.Еда» сотрудничает с популярными ресторанами, многие из которых раньше не работали на доставку, и в которых сложно забронировать столик.

Если говорить про ресторанную индустрию, то в ней случились большие сдвиги, особенно в фастфуде. На этом фоне некоторые несетевые рестораны даже меняли свое меню, чтобы привлечь дополнительный трафик и получить новых гостей. При этом рост стоимости отдельных блюд в ресторанах составил в среднем не больше 10% за последние полгода.

― Наблюдаете ли вы изменения в уровне спроса на услуги доставки?

― По данным аналитиков, в этом году рынок онлайн-продаж с доставкой продолжает развиваться ― особенно это касается доставки продуктов питания. Например, согласно ежемесячным бюллетеням Data Insight, в 2022 году доставка продуктов каждый месяц растет в среднем в два раза по сравнению с такими же месяцами годом раньше. За последние два года мы слышали много предположений о том, что рынок начнет стагнировать ― например, что его рост замедлится после отмены антиковидных ограничений. Но цифры говорят об обратном. Доставка ― это услуга, которая помогает людям экономить силы и время и которая выручает каждый день, летом и зимой, с режимом всеобщей самоизоляции и без него.

В агрегаторах уровень спроса зависит от самых разных факторов ― от наступления праздников, сезона отпусков и даже от изменений погоды. Конечно, в конце зимы мы заметили некоторое снижение заказов относительно высокого спроса на гендерные праздники. Но уже к концу весны число заказов снова начало расти и продолжает увеличиваться в летние месяцы.

Также в марте и апреле мы заметили рост количества покупок через сервисы райдтеха и фудтеха в соседних странах, например, в Грузии, Армении, Казахстане. Причем этот показатель увеличился примерно настолько, насколько он уменьшился в России. Это означает, что клиенты не отказались от наших сервисов, а просто переехали в другие места.

― Как вы оцениваете результаты компании в I квартале 2022 года, а также отдельно в марте-апреле 2022 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней?

― Несмотря на некоторое замедление спроса в конце этой зимы, в первом квартале «Яндекс.Еда» показала заметный рост. С января по март число заказов продуктов из магазинов выросло на сервисе в 3,2 раза, а готовой еды из ресторанов ― на 42% относительно первого квартала 2021 года. При этом обороты продаж увеличились в 3,9 раза и на 61% соответственно.

― Удалось ли вам воспользоваться государственными мерами поддержки бизнеса? Как оцениваете их эффект?

― Такой помощью мы не пользовались. Наоборот, сервис поддерживает рестораны еще со времен антиковидных ограничений. Например, в разное время 2020, 2021 и в первом полугодии 2022 года мы обнуляли комиссию для ресторанов за заказы с самовывозом, вводили ежедневные выплаты заведениям за выполненные заказы, расширяли рекламные возможности для партнеров.

― Будет ли трансформироваться модель работы с партнерами, стратегии по их привлечению и удержанию?

― Мы продолжим развивать наши услуги и сервисы, чтобы дать заведениям-партнерам еще больше полезных возможностей как в онлайне, так и в офлайне. Весной и летом мы увидели высокий интерес ресторанов к сервису «Чек». С его помощью заведения могут принимать оплату и чаевые от посетителей по QR-кодам. Он позволяет пользователям рассчитываться через Систему быстрых платежей (СБП), Yandex Pay и с банковских карт, а ресторану экономить на эквайринге, ведь у СБП он дешевле, чем у банков. Мы подсчитали, что на такой расчет уходит в среднем 7 секунд. Сервис «Чек» интегрируется с электронной кассой ресторана и автоматически закрывает оплаченные клиентами счета ― это тоже экономия времени официантов.

По нашим данным, у ресторанов, которые только начали использовать QR-коды «Чека», доля платежей по ним составляет 10-15%. У тех, кто принимает QR-оплату достаточно долгое время, этот показатель больше ― примерно 30%.

Также большой популярностью пользуются услуги на рынке корпоративного питания. Это еще одно направление, в котором тесно переплетаются работа приложения и покупки на кассе. Сотрудники компаний, которые подключили корпоративное питание, с помощью специальной программы и приложения могут оплачивать через корпоративный счет еду в ресторанах, столовых и вендинговых автоматах. Мы планируем, что к концу 2022 года общий оборот этого направления будет сопоставим с сегментом доставки из магазинов «Яндекс.Еды».

― Заметили ли вы изменения в поведении клиентов? Как менялись количество заказов, средний чек, наполняемость чека по сравнению с 2021 годом?

― Мы не наблюдаем резких изменений в потребительском спросе. В начале весны была некоторая нестабильность, но сейчас «Еда» продолжает расти. В 2021 году мы увидели изменения в спросе со стороны клиентов из регионов и спальных районов больших городов ― они активнее всего делали заказы на сервисе и внесли большой вклад в его рост.

― Насколько отличается ситуация на рынке доставки в регионах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга?

― В 2021 год регионы росли гораздо быстрее, чем зрелые рынки Москвы и Санкт-Петербурга. В небольших городах рост был двукратный ― например, в Сургуте и Белгороде. А в Твери, Нижнекамске и Альметьевске спрос вырос заметнее ― в 2,5 раза. В Москве и Санкт-Петербурге рост в основном пришелся на спальные районы.

― Как вы оцениваете влияние от ухода или приостановки работы в России ряда иностранных операторов общепита?

― После ухода крупных иностранных игроков рынок по большей части стабилизируется сам собой. Клиенты переключились на другие сети фастфуда и независимые рестораны. Поэтому уход иностранных игроков сильно не повлиял на агрегаторы ― мы продолжаем расти.

― Какие инструменты маркетинга вы оцениваете как наиболее эффективные? На какие каналы коммуникации с клиентами сейчас делаете ставку?

― В маркетинговых коммуникациях мы стараемся охватить как можно более широкую аудиторию, поэтому пользуемся всеми доступными каналами. Это телевидение, радио, наружные рекламные носители, соцсети, онлайн-площадки инфлюенсеров и другое.

Мы постоянно работаем с аудиторией и на самом сервисе ― ввели «умную» выдачу ресторанов в зависимости от предпочтений клиента, регулярно обновляем тематические подборки блюд и товаров к разным праздникам и сезонам года. Например, в мае сделали подборку ресторанов, в которых можно заказать шашлык.

Нам пришлось изменить маркетинговые подходы, потому что некоторые зарубежные рекламные инструменты больше недоступны в России, а экономическое положение в стране стало сложнее прогнозировать. Теперь мы еще рациональнее распределяем ресурсы для решения маркетинговых задач, активно ищем новые инструменты для продвижения сервиса и каналы для привлечения аудитории. Еще мы начали сильнее сфокусироваться на коммуникациях с клиентами в пределах экосистемы «Яндекса».

― Какие направления деятельности будут в фокусе компании во второй половине 2022–2023 году? Есть ли планы по расширению географии доставки, экспериментам с новыми форматами работы?

― Сейчас среди наиболее важных для нас направлений ― развитие «Чека», корпоративного питания и сервиса «Яндекс.Еда» Ultima. Каждым из этих направлений занимается отдельная команда в «Еде», которая постоянно улучшает сервис и добавляет в него новые возможности.

Мы продолжим развивать доставку из ресторанов и магазинов. Это важная часть бизнеса «Яндекса», и мы находимся в постоянном поиске синергии «Еды» с другими сервисами ―например, с «Маркетом». Недавно на маркетплейсе появилась возможность заказать продукты с доставкой из более чем 3500 магазинов-партнеров «Еды» по всей стране. В результате для покупателей ассортимент продуктов на маркетплейсе увеличился в 1,5 раза, а продавцы этих товаров получили доступ к многомиллионной аудитории «Маркета».

Летом 2022 года «Яндекс.Еда» совместно с «Яндекс.Маркетом» запустили экспресс-доставку из аптек в Москве и ближайшем Подмосковье. Мы совместно работаем с пятью аптечными сетями и возим заказы круглосуточно, в том числе в отдаленные от аптек районы города и области.

И, конечно, мы будем и дальше развивать сам сервис ― добавлять в него новые возможности и делать его еще удобнее для пользователей и партнеров.

― Какое влияние на рынок и компанию оказали новые антироссийские санкции? Как оцениваете перспективы развития отрасли в ближайшие 1-2 года?

― Сейчас трудно что-либо прогнозировать. Но люди уже привыкли к заказам готовой еды с доставкой, аналитики наблюдают рост рынка ― и все это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.

РБК Исследования рынков Российский рынок доставки готовой еды 2022 92 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 24 апреля 2024 AnalyticResearchGroup (ARG) Искусственный интеллект и бизнес «под ключ»: интересные новинки функционала дистанционных сервисов для юридических лиц Российские банки продолжают воплощать в жизнь инновационные концепции, развивая сервисы интернет-банкинга и мобильного банкинга для юридических лиц.

В двенадцатой волне исследования рынка систем дистанционного обслуживания для бизнеса в России, выпущенной в прошлом году, аналитики «ARG» разобрались, какие новинки в этой сфере были выпущены на отечественном рынке. Проанализировав 200+ сообщений об обновлениях систем и запуске нового функционала, анонсированных 20-ю российскими банками, авторы пришли к выводу, что среди видов дистанционного обслуживания больше всего новостей касалось систем мобильного банкинга. При этом почти половина новостей относится к развитию услуг и расширению функционала существующих сервисов, а по числу размещенных новостей лидировали Бланк Банк, ВТБ и УРАЛСИБ.

Показать еще