Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 16 декабря 2022
Леонид Луговой и Кристина Большакова

В приоритете ― развитие собственной доставки

Директор по франчайзингу и руководитель маркетинга «Сушишоп» специально для исследования рынка общественного питания 2022

― Каким был 2021 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?

― Мы «закрыли» год довольно хорошо, превысив запланированные показатели. После «ковидного» 2020 года планы были аккуратными, но все оказалось намного позитивнее.

― Какое влияние на рынок и компанию оказали новые антироссийские санкции? Какие меры вы предпринимаете для адаптации к возникшей ситуации?

  • Изменилась стоимость ключевых ингредиентов (рыба, рис). В марте некоторые поставщики повысили стоимость на 40%, но затем «откатили» цены, и повышение в сравнении с февралем составило около 25%. В связи с этим, возросла себестоимость некоторых позиций меню.
  • Мы остались с теми же поставщиками, но нам пришлось увеличить объем закупок для фиксирования стоимости. По факту ― заморозить деньги.
  • Наша сеть развивается по франшизе, а малый бизнес в марте-апреле затаился и ждал хотя бы какого-то понимания развития ситуации. Сейчас интерес уже более-менее возобновился, и мы продали несколько франшиз.

― Как вы оцениваете результаты компании в первом квартале 2022 года, а также отдельно в мартеапреле 2022 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней?

― Сравнивая показатели год-к-году, мы не увидели существенных изменений: у нас пока все стабильно. Количество чеков несущественно снизилось, но в связи с повышением среднего чека, выручка осталась на прежнем уровне.

― Удалось ли вам воспользоваться государственными мерами поддержки бизнеса? Как оцениваете их эффект?

― Наших франчайзинговых партнеров лучше и эффективнее поддерживают, конечно же, в Москве. Несколько из них воспользовались помощью и получили финансовые гранты. В регионах подобные программы запускают, но пока не так эффективно. В целом, очень много условий и бюрократии.

― Насколько повлияли на маржинальность бизнеса новые санкции и волатильность рубля? Планируете ли вы повышать стоимость услуг?

― В марте нам пришлось повысить цены. Средняя наценка на меню составила 9–10%, в зависимости от региона. Пока повышения больше не планируем, поскольку наша цель ― остаться в своем сегменте и быть доступными для наших клиентов.

― Как складываются ваши отношения с поставщиками? Возникали ли за последнее время перебои в поставках продуктов?

― Перебои, конечно, были, но сейчас все наладилось. Мы работаем с постоянными партнерами, но всегда находимся в поиске новых поставщиков. 

Каких-то глобальных изменений в меню не планируем вносить. Были «ситуативные» изменения в составе блюд, когда меняли, например, одну рыбу на другую или когда были сбои в работе поставщиков. Но это, конечно же, локальные, вынужденные и временные меры.

― Заметили ли вы изменения в поведении гостей? Как менялись количество заказов, средний чек, наполняемость чека по сравнению с 2021 годом?

― Количество чеков, как мы сказали ранее, незначительно сократилось. Наблюдаем увеличение среднего чека во всех регионах на 15–20%.

― Как вы считаете, продолжится ли рост сегмента доставки, и как вы планируете развивать данное направление в компании? Сотрудничаете ли вы с агрегаторами?

― В приоритете ― развитие собственной доставки. Но и с агрегаторами работают большинство из наших партнеров, поскольку это простой способ для старта. Но, конечно же, комиссия агрегаторов зачастую превышает все издержки, и в лучшем случае прибыль получается минимальной. Поэтому мы говорим партнерам о том, как важно развивать собственную доставку, иметь своих курьеров, работать в этом направлении.

― Как складываются ваши отношения с франчайзинговыми партнерами? Сохранился ли спрос на франшизу в текущей ситуации экономической неопределенности?

― У нас много партнеров, а все партнеры ― люди, поэтому и отношения складываются по-разному. Но в целом хорошо. У нас целый департамент, который работает на поддержку партнеров. В нем задействованы специалисты в области IT, маркетинга, юриспруденции, финансового сектора, а также менеджеры поддержки, которые являются «связующим звеном» между франчайзи-партерами и управляющей компанией. Поддержка оказывается как консультативная, так и конкретная. Например, мы занимаемся интернет-продвижением наших партнеров, разрабатываем для них акции, проводим проверки их персонала и помогаем исправить ошибки. Зачастую лучшие специалисты управляющей компании выезжают на точку к партнеру, чтобы провести аудит и исправить ситуацию.

Что касается спроса, то в марте была сильная просадка, в апреле началось восстановление.

― Как вы оцениваете влияние от ухода или приостановки работы в России ряда иностранных компаний и операторов общепита?

Честно говоря, мы не замечаем каких-то глобальных изменений, но в нашей нише и не было иностранных конкурентов.

И, как такового, высвободившегося спроса нет, потому что покупательская способность падает. Средний сегмент уже это почувствовал. Мы работаем в низком ценовом сегменте, поэтому кризис нас, конечно, касается, но рестораны он затронет сильнее.

― Какие инструменты маркетинга вы оцениваете как наиболее эффективные? На какие каналы коммуникации с клиентами делаете ставку сейчас?

― «Яндекс» ― российский сервис, и в нашей нише он работал лучше, чем его прямой конкурент. Но с таргетингом пока все сложнее ― самые эффективные инструменты ушли. Пытаемся работать там, где можно. Скорее всего, со временем все адаптируется и заработает эффективнее. Сейчас высоких показателей по рекламным кампаниям, к сожалению, не наблюдаем.

Что касается нашего сообщества, то мы всегда были популярнее именно во «ВКонтакте» ― так исторически сложилось.

― Какие направления деятельности будут в фокусе компании в 2022–2023 годах? Есть ли планы по открытиям ресторанов и экспериментам с новыми форматами работы?

― Мы только что запустили новый формат ― «Сушишоп mini». Это совсем небольшая, но функциональная версия стандартного формата с упором на доставку и вложениями около ₽1 млн.

Конечно, у нас всегда есть планы по экспансии в регионы. Но планы мы строим осторожно. В любом случае, приоритет ― поддержка существующих франчайзи-партнеров.

― Как вы оцениваете перспективы развития отрасли в ближайшие 1–2 года?

― К сожалению, мы ожидаем некую стагнацию на рынке. Как мы уже отметили выше, скорее всего, кризис коснется среднего и высокого ценовых сегментов. Обычно именно они оказываются под ударом в такие времена. Сетевые проекты, низкий и ниже среднего ценовые сегменты, как всегда, окажутся самыми устойчивыми.

РБК Исследования рынков Российский рынок доставки готовой еды 2022 92 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 23 мая 2023 РБК Исследования рынков Россияне стали чаще приобретать продукты питания в интернете исходя из целей экономии Как показали результаты опроса, проведенного «РБК Исследованиями рынков» в ходе подготовки обзора «Российский рынок интернет-торговли продуктами питания 2022», за последний год мотивация россиян при онлайн-покупках продуктов питания несколько поменялась.

Популярность большинства причин таких покупок в 2022 году снизилась, а одним из двух стимулов, показавшим рост за последний год, стали более низкие, чем в офлайн-рознице, цены. Так, в 2022 году 36% онлайн-покупателей ответили, что заказывают продукты онлайн по причине экономии, это на 4,3 процентных пункта больше, чем годом ранее. Причины усиления финансового стимула очевидны – в первую очередь это рост инфляции и снижение доходов населения. Игроки рынка также отмечают, что за последний год роль стоимости товаров для клиентов выросла. «Сейчас мы видим усиливающийся тренд на рациональное потребление, обусловленный влиянием инфляции и давлением на доходы покупателей. Он продолжится и в следующем году. При этом мы не фиксируем снижение среднего чека, скорее клиенты ищут выгодные на рынке предложения, сравнивают и пробуют новинки для того, чтобы получить для себя наилучший эффект», – рассказал директор по продажам и маркетингу в электронной коммерции розничной сети «Магнит» Евгений Николаев в интервью для «РБК Исследований рынков».

Показать еще