По данным «Анализа рынка обуви из натуральной кожи в России», подготовленного BusinesStat в 2022 г, в 2021 г ее продажи в стране увеличились на 18,8% до 112 млн пар. Рост продаж носил восстановительный характер, ему предшествовало падение рынка в 2020 г на 30,1%. На фоне пандемии, в условиях ограничений в передвижениях, а также сокращения доходов многие потребители в 2020 г были вынуждены отказаться от покупки новой пары обуви из натуральной кожи. Немаловажную роль в сокращении продаж сыграло также временное закрытие розничных магазинов обуви.
В 2022 г ожидается сокращение продаж обуви из натуральной кожи из-за снижения доходов россиян. Упавший уровень благосостояния приведет к сжатию этого сегмента обувного рынка в пользу более дешевых видов обуви.
На российском рынке обуви из натуральной кожи доминирует импортная продукция (77% продаж в среднем за 2017-2021 гг). Отечественным производителям сложно конкурировать с дешевой продукцией, поставляемой преимущественно из Китая. Импортозамещение на рынке обуви из натуральной кожи затруднено из-за давних, назревших проблем российской обувной отрасли. Сырье и оборудование в отрасли зачастую используются импортные – из-за недостаточного количества и качества отечественных аналогов. При этом далеко не все российские производители обуви способны выпускать продукцию, отвечающую современным тенденциям и требованиям.
Санкции, введенные в 2022 г, не коснулись большинства видов кожаной обуви. Запрещена лишь поставка обуви класса люкс из стран ЕС, США, Швейцарии и Японии. При этом наиболее существенные объемы импорта обуви из натуральной кожи в Россию приходятся на страны, не заявившие о намерениях ограничивать поставки: Китай, Турцию, Вьетнам, Беларусь, Индонезию. По оценкам BusinesStat, доля импортной продукции на рынке обуви из натуральной кожи останется в ближайшем будущем преобладающей.