Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 27 сентября 2022
Анастасия Люстина

Мы видим интерес уже не только со стороны ресторанов из городов-миллионников

CEO LeClick о том, как бизнес по бронированию столиков в ресторанах справлялся с локдаунами, и планах по развитию сервиса

― Расскажите, пожалуйста, как развивался проект в последние годы, и как повлияла на бизнес пандемия?

― Компания LeClick изначально выходила на рынок с собственным CRM-продуктом для ресторанов: программным обеспечением для автоматизации процесса бронирования. Этот софт устанавливается на рабочее место хостес в ресторане. По сути, это электронная книга резервов, с возможностью принимать брони в онлайн режиме из различных источников, таких как сайт ресторана, геолокационные сервисы и так далее. Также она позволяет собирать базу, сегментировать гостей и выстраивать коммуникацию с ними.

Столкнувшись с тем, что рынок не был готов к автоматизации, мы уже в 2015–2016 годах приняли решение диверсифицировать бизнес-модель и начали работу в том числе по лидогенерации: создали сайт, мобильное приложение, выстроили инфраструктуру по отработке бронирования. Впоследствии мы расширяли бизнес-модель еще раз ― занимались агрегацией трафика с различных ресурсов и запустили продажу рекламы ресторанам. Таким образом, локдаун в 2020 году был для нас далеко не первым вызовом, и наша способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям позволила найти эффективное бизнес-решение.

Основной бизнес, связанный с бронированием столиков в ресторанах, был поставлен на паузу. При этом буквально за две недели мы смогли перестроить модель работы с ресторанами. В команде на тот момент было порядка 40 человек ― отдел продаж, редакция, разработка, колл-центр, back-офис. Для сохранения команды и укрепления взаимоотношений с нашими клиентами-ресторанами мы начали заниматься автоматизацией доставки. Для этого мы взяли за основу партнерское решение. Мы помогали ресторанам создавать собственные онлайн-витрины, оцифровывали меню, подключали эквайринг и интеграцию с кассами ресторанов, обеспечивали сопровождение заказа (курьерами и силами собственного колл-центра). При этом ресторан оплачивал стандартные 10% комиссии от суммы чека.

Направление доставки гораздо менее маржинальное, чем автоматизация бронирования. Поэтому основной результат, которого удалось достигнуть ― это сохранение бизнеса в жестких условиях кризиса отрасли, а также поддержание отношений с ключевыми B2B-клиентами, ресторанами и ресторанными сетями. Когда пандемия пошла на спад и закончились локдауны ― мы вернулись к своей основной деятельности и бизнес-модели.

Сейчас мы автоматизируем многие процессы, касающиеся нашего взаимодействия с ресторанами, в частности, создание личного кабинета, работаем над внутренними интерфейсами колл-центра. Также мы много инвестируем в доработку нашего продукта, ребрендинг, усовершенствование пользовательского опыта, интеграцию с кассами ресторанов и комплексную автоматизацию процесса бронирования, позволяющую «нанизывать» дополнительный востребованный функционал. Это, например, оплата с телефона, депозиты, букинг в режиме реального времени, чаевые и рекомендательный сервис на основе накопленных данных.

― Каких результатов, в том числе финансовых, удалось достичь компании в 2021 году?

― За прошедший год нами было успешно осуществлено порядка 93 тыс. бронирований. Выручка сервиса составила немногим более ₽40 млн, что, конечно же лучше, чем было в 2020 году, но хуже допандемийного периода.

При этом, в конце 2021 года мы запустили сотрудничество с крупными геолокационными сервисами и провели интеграцию в крупные банковские приложения, в связи с чем начался более активный рост бронирования. География сервиса ― это в первую очередь Москва, Санкт-Петербург и крупные города-миллионники. Активно новые рестораны мы не подписывали, а рост клиентской базы начался уже во втором квартале 2022.

― Изменилось ли потребительское поведение после февраля 2022 года?

― Как ни странно, количество бронирований и посещений ресторанов выросло, и при этом увеличился средний чек. Как говорят наши клиенты-рестораны, средний чек вырос за счет бо́льших продаж крепкого алкоголя. Думаем, что спад активности и потребительского спроса откладывается ближе к концу 2022 года.

 Какие национальные кухни и форматы заведений наиболее популярны среди пользователей сервиса?

― Исторически, европейская кухня самая популярная, а растет спрос на итальянскую и русскую.

Существенно выросла доля онлайн-бронирований. По нашей статистике, в более дорогие рестораны столики резервируют на большее количество гостей, чем в рестораны среднего и невысокого чека.

При этом, при выборе ресторана, гости все больше обращают внимание на наличие скидок или кешбэка за посещение ресторана и руководствуются этим при выборе заведения.

― Как ведет себя спрос в сегменте банкетов?

― Больших банкетов стало гораздо меньше. Часто гости запрашивают возможность принести свой алкоголь.

― Отличается ли ситуация на рынке бронирования ресторанов в Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках? Какие из них, по вашему мнению, наиболее перспективны?

― Онлайн-бронирование для Москвы и Санкт-Петербурга, конечно же, более привычный сервис, в то время как в регионах привыкли до сих пор бронировать по телефону. Некоторые города более открыты к инновациям, например, рестораны Казани, которые с удовольствием подключаются к онлайн-бронированиям. В Екатеринбурге, наоборот, предпочитают работать по старинке. Тем не менее, вместе с развитием внутреннего туризма и активным посещением туристических городов гостями из обеих столиц, тренд на распространение онлайн-бронирования будет только расти. Мы видим интерес уже не только со стороны ресторанов из городов-миллионников, но и из заведений туристических районов ― Калининграда, Сочи, Краснодара.

― Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2022–2023 годах? Есть ли планы по расширению географии работы, выходу в новые ниши?

― Мы сейчас активно занимаемся расширением присутствия в крупных городах России и рассматриваем различные подходы к достижению этой цели. Для посетителей ресторанов важно удобство использования сервиса и наличие полезных рекомендаций. Для корпоративных клиентов ― электронные меню, возможность оплаты по QR-коду, предзаказ и депозиты, электронные чаевые. Мы развиваемся вместе с рынком и его потребностями, стараясь отвечать на все запросы наших клиентов и гостей. Поэтому следите за нашими обновлениями!

 

РБК Исследования рынков Ресторанные тренды 2022 – 2023 65 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский сетевой рынок общественного питания 2022 105 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 29 ноября 2022 РБК Исследования рынков Почти 28% сетевых ресторанов присутствуют сразу в нескольких федеральных округах После ухода иностранных компаний этот показатель вырастет

Согласно исследованию «Российского сетевого рынка общественного питания 2022», количество сетевых кафе и ресторанов в России за период с сентября 2021 года по июнь 2022 года выросло лишь на 0,5%. Динамика открытий оказалась самой низкой за последнее десятилетие. Снижение темпов стало следствием переоценки потенциала развития в России со стороны международных, преимущественно западных сетевых проектов. До 2022 года именно они являлись драйвером отечественной ресторанной индустрии, однако текущий геополитический кризис заставил иностранные компании пересмотреть свои взгляды и планы. Уход McDonald’s, Starbucks и ряда других иностранных брендов сказался на доле глобальных игроков на российском рынке. Если в сентябре 2021 года на них приходилось 38,4% всех сетевых ресторанов в стране, то в июне 2022 года ― их доля снизилась до 35,6%. Падение стало результатом сокращения розницы междурядных операторов: за рассматриваемый период были закрыты 899 заведений.

Показать еще