По данным «Анализа рынка междугородных автобусных перевозок в России», подготовленного BusinesStat в 2022г, в 2017-2019 гг их пассажирооборот в стране снизился на 20%: с 22,0 до 17,6 млрд пассажиро-км. Основным фактором сокращения рынка стала высококонкурентная среда в междугородных пассажирских перевозках: развитие авиа- и железнодорожного сообщения, автомобилизация населения, выход на российский рынок онлайн-сервисов для совместных поездок. Негативное влияние оказывали также внутренние проблемы автобусного рынка: изношенность автобусного парка, несоблюдение графика движения, уход с рынка мелких игроков из-за проводимой государством кампании по «обелению» рынка и ужесточения требований к технической оснащенности и безопасности автопарка.
В 2020 г междугородный пассажирооборот на регулярных автобусных маршрутах в России упал сразу на 33,4% до 11,7 млн пассажиро-км. Введение в стране режима самоизоляции и ограничений на передвижение между регионами из-за эпидемии коронавируса существенно снизило пассажирооборот общественного транспорта. Из-за уменьшения числа пассажиров транспортные компании сокращали число рейсов по действующим междугородным маршрутам. Транспортная отрасль оказалась в числе наиболее пострадавших из-за пандемии.
В 2021 г пассажирооборот междугородных автобусов в России восстановился на 24,7% к уровню 2020 г до 14,6 млрд пассажиро-км, но не вернулся к значениям 2017-2019 гг из-за сохраняющейся эпидемической напряженности.
Западные санкции в краткосрочной перспективе приведут к росту спроса на междугородные автобусные перевозки и помогут рынку восстановиться после коронавирусного провала. Снижение доходов россиян, ограничение авиасообщения в южных регионах страны, удорожание содержания личного автотранспорта приведут к перетоку пассажиров в самый бюджетный сектор рынка междугородных перевозок. Государство введением ограничений на рост тарифов также поддержит рост спроса на пассажирские автобусные перевозки в 2022 г.
В среднесрочной перспективе новая санкционная реальность усугубит инфраструктурные проблемы междугородных автоперевозчиков. Для междугородных перевозок используются автобусы большой вместимости (ежегодно в России производится не более 3 тыс шт) и туристического класса (не производятся в России). Техническое обслуживание автопарка сильно зависит от наличия импортных запчастей. Западные бренды – Volvo, Scania, MAN, Bosch – из-за репутационных рисков, логистических трудностей, проблем с оплатой через российские банки ввели в 2022 г ограничения на поставки в Россию оригинальных запчастей. Производители шин – Bridgestone, Continental и Michelin – также приостановили работу заводов и поставки в Россию. Удорожание кредитных ресурсов, необходимых для покупки автобусов, рост операционных издержек (техобслуживание, зарплата персонала, расходы на топливо) при сдерживании государством роста стоимости проезда приведут в результате к дальнейшему сокращению парка междугородных автобусов и ограничат рост рынка.