По оценкам BusinesStat, в 2017-2019 гг пассажирооборот междугородных автобусов в России снизился на 20%: с 22,0 до 17,6 млрд пассажиро-км. Основным фактором сокращения рынка стала высококонкурентная среда в междугородных пассажирских перевозках: развитие авиа- и железнодорожного сообщения, автомобилизация населения, выход на российский рынок онлайн-сервисов для совместных поездок. Негативное влияние оказывали также внутренние проблемы автобусного рынка: изношенность автобусного парка, несоблюдение графика движения, уход с рынка мелких игроков из-за проводимой государством кампании по «обелению» рынка и ужесточения требований к технической оснащенности и безопасности автопарка.
В 2020 г междугородный пассажирооборот на регулярных автобусных маршрутах в России упал сразу на 33,4% до 11,7 млн пассажиро-км. Введение в стране режима самоизоляции и ограничений на передвижение между регионами из-за эпидемии коронавируса существенно снизило пассажирооборот общественного транспорта. Из-за уменьшения числа пассажиров транспортные компании сокращали число рейсов по действующим междугородным маршрутам. Транспортная отрасль оказалась в числе наиболее пострадавших из-за пандемии.
В 2021 г пассажирооборот междугородных автобусов в России восстановился на 24,7% к уровню 2020 г до 14,6 млрд пассажиро-км, но не вернулся к значениям 2017-2019 гг из-за сохраняющейся эпидемической напряженности.
Западные санкции в краткосрочной перспективе приведут к росту спроса на междугородные автобусные перевозки и помогут рынку восстановиться после коронавирусного провала. Снижение доходов россиян, ограничение авиасообщения в южных регионах страны, удорожание содержания личного автотранспорта приведут к перетоку пассажиров в самый бюджетный сектор рынка междугородных перевозок. Государство введением ограничений на рост тарифов также поддержит рост спроса на пассажирские автобусные перевозки в 2022 г.
В среднесрочной перспективе новая санкционная реальность усугубит инфраструктурные проблемы междугородных автоперевозчиков. Для междугородных перевозок используются автобусы большой вместимости (ежегодно в России производится не более 3 тыс шт) и туристического класса (не производятся в России). Техническое обслуживание автопарка сильно зависит от наличия импортных запчастей. Западные бренды – Volvo, Scania, MAN, Bosch – из-за репутационных рисков, логистических трудностей, проблем с оплатой через российские банки ввели в 2022 г ограничения на поставки в Россию оригинальных запчастей. Производители шин – Bridgestone, Continental и Michelin – также приостановили работу заводов и поставки в Россию. Удорожание кредитных ресурсов, необходимых для покупки автобусов, рост операционных издержек (техобслуживание, зарплата персонала, расходы на топливо) при сдерживании государством роста стоимости проезда приведут в результате к дальнейшему сокращению парка междугородных автобусов и ограничат рост рынка.
«Анализ рынка междугородных автобусных перевозок в России в 2017-2021 гг, прогноз на 2022-2026 гг. Перспективы рынка в условиях санкций» включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив развития рынка.
В обзоре приведена статистика транспортных средств, учреждений и персонала, пассажиров, указаны цены услуг, оборот рынка, пассажирооборот, финансовые и инвестиционные показатели отрасли, профили предприятий отрасли.
В обзоре приведены финансовые рейтинги крупнейших предприятий, осуществляющих междугородные автобусные перевозки: Автоколонна 1880, АвтоТранс, Арзамасский пассажирский автомобильный транспорт, Башавтотранс, Беловское государственное ПАТП Кузбасса, Воронежское пассажирское автотранспортное предприятие № 3, Ипопат-Юг, Кировпассажиравтотранс, Междуреченское государственное ПАТП Кузбасса, Мострансавто, Мурманскавтотранс, Нижнекамское ПАТП № 1, Омскоблавтотранс, Пальмира, Пассажиравтотранс СПб, ПАТП № 1, ПАТП Железногорск, Петербургская Транспортная Компания, Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта, Череповецкая автоколонна № 1456.
Рейтинги построены по отдельным юридическим лицам. Дополнительно приведены подробные профили пяти ведущих предприятий отрасли. В рейтингах и профилях учтены юридические лица, информация по которым содержится в базах Федеральной службы государственной статистики.
В обзоре детализирована информация по регионам страны.
При подготовке обзора используется официальная статистика и собственные данные компании.
Информация профильных ведомств:
Информация BusinesStat:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА РЫНКА
СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Базовые параметры российской экономики
Место России в региональной и мировой экономике
Влияние конфликта с Украиной и пандемии на российскую экономику
Инвестиционные перспективы российской экономики
ИНФРАСТРУКТУРА ОТРАСЛИ
Предприятия
Автобусы
Дороги
Персонал
РЕЙТИНГ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕЖДУГОРОДНОГО АВТОБУСНОГО ТРАНСПОРТА
ПАССАЖИРЫ И ПОЕЗДКИ
Численность пассажиров
Уровень пользования
Затраты
Численность поездок
ПАССАЖИРООБОРОТ
ОБОРОТ РЫНКА МЕЖДУГОРОДНЫХ АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗОК
ЦЕНА ПОЕЗДКИ НА МЕЖДУГОРОДНЫХ АВТОБУСАХ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ «ПЕРЕВОЗКИ АВТОМОБИЛЬНЫМ (АВТОБУСНЫМ) ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ В МЕЖДУГОРОДНОМ СООБЩЕНИИ ПО РАСПИСАНИЮ»
Финансовые результаты отрасли
Экономическая эффективность отрасли
Инвестиции отрасли
ПРОФИЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕЖДУГОРОДНОГО АВТОБУСНОГО ТРАНСПОРТА
АО «Мострансавто»
СПБ ГУП «Пассажиравтотранс»
ГУП «Башавтотранс» РБ
ООО «ПТК»
АО «Кировпассажиравтотранс»
Таблица 1. Номинальный и реальный ВВП, РФ, 2017-2026 гг (трлн руб; %)
Таблица 2. Инвестиции в основной капитал, РФ, 2017-2026 гг (трлн руб, %)
Таблица 3. Экспорт и импорт, сальдо торгового баланса, РФ, 2017-2026 гг (млрд долл)
Таблица 4. Средний годовой курс доллара к рублю, РФ, 2017-2026 гг (руб за долл, %)
Таблица 5. Индекс потребительских цен (инфляция), индекс цен на продовольственные, непродовольственные товары и услуги, РФ, 2017-2026 гг (% к предыдущему году)
Таблица 6. Оборот розничной торговли товарами и услугами, РФ, 2017-2026 гг (трлн руб)
Таблица 7. Численность постоянного населения, РФ, 2017-2026 гг (млн чел)
Таблица 8. Реально располагаемые доходы населения, РФ, 2017-2026 гг (% к предыдущему году)
Таблица 9. Численность предприятий отрасли междугородного автобусного транспорта, РФ, 2021 г
Таблица 10. Численность предприятий отрасли междугородного автобусного транспорта по форме собственности, РФ, 2021 г
Таблица 11. Численность предприятий междугородного автобусного транспорта по регионам РФ, 2021 г
Таблица 12. Численность автобусов общего пользования, РФ, 2017-2021 гг (тыс)
Таблица 13. Возрастная структура парка автобусов общего пользования, РФ, 2017-2021 гг (%)
Таблица 14. Структура парка автобусов общего пользования по видам топлива, РФ, 2017-2021 гг (%)
Таблица 15. Численность автобусов общего пользования по регионам РФ, 2021 г
Таблица 16. Обеспеченность автобусами общего пользования, РФ, 2017-2021 гг (на 100 тыс жителей)
Таблица 17. Обеспеченность автобусами общего пользования по регионам РФ, 2021 г (на 100 тыс жителей)
Таблица 18. Протяженность автомобильных дорог, РФ, 2017-2021 гг (тыс км)
Таблица 19. Протяженность автомобильных дорог по видам, РФ, 2017-2021 гг (тыс км)
Таблица 20. Протяженность автомобильных дорог по назначению, РФ, 2017-2021 гг (тыс км)
Таблица 21. Протяженность автомобильных дорог по регионам РФ, 2021 г (км)
Таблица 22. Протяженность автомобильных дорог общего пользования по регионам РФ, 2021 г (км)
Таблица 23. Протяженность автомобильных дорог необщего пользования по регионам РФ, 2021 г (км)
Таблица 24. Трудовые ресурсы предприятий междугородного автобусного транспорта, РФ, 2017-2021 гг (тыс чел, %)
Таблица 25. Трудовые ресурсы предприятий междугородного автобусного транспорта по регионам РФ, 2017-2021 гг (чел)
Таблица 26. Фонд начисленной заработной платы и средняя зарплата сотрудника предприятий междугородного автобусного транспорта, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб, тыс руб в год, %)
Таблица 27. Средняя заработная плата сотрудника предприятий междугородного автобусного транспорта по регионам РФ, 2017-2021 гг (тыс руб в год)
Таблица 28. Рейтинг предприятий отрасли по выручке от продаж, РФ, 2020 г (млн руб)
Таблица 29. Рейтинг предприятий отрасли по прибыли от продаж, РФ, 2020 г (млн руб)
Таблица 30. Рейтинг предприятий отрасли по себестоимости, РФ, 2020 г (млн руб)
Таблица 31. Рейтинг предприятий отрасли по основным средствам, РФ, 2020 г (млн руб)
Таблица 32. Рейтинг предприятий отрасли по рентабельности продаж, РФ, 2020 г (%)
Таблица 33. Численность пассажиров междугородных автобусов, РФ, 2017-2021 гг (млн чел, %)
Таблица 34. Прогноз численности пассажиров междугородных автобусов, РФ, 2022-2026 гг (млн чел, %)
Таблица 35. Средний уровень пользования междугородными автобусами, РФ, 2017-2021 гг (поездок на пассажира в год, %)
Таблица 36. Прогноз среднего уровня пользования междугородными автобусами, РФ, 2022-2026 гг (поездок на пассажира в год, %)
Таблица 37. Средние годовые затраты пассажира на междугородные автобусы, РФ, 2017-2021 гг (руб в год, %)
Таблица 38. Прогноз средних годовых затрат пассажира на междугородные автобусы, РФ, 2022-2026 гг (руб в год, %)
Таблица 39. Численность поездок на междугородных автобусах, РФ, 2017-2021 гг (млн, %)
Таблица 40. Прогноз численности поездок на междугородных автобусах, РФ, 2022-2026 гг (млн, %)
Таблица 41. Пассажирооборот междугородных автобусов, РФ, 2017-2021 гг (млрд пассажиро-км, %)
Таблица 42. Прогноз пассажирооборота междугородных автобусов, РФ, 2022-2026 гг (млрд пассажиро-км, %)
Таблица 43. Оборот рынка междугородных автобусных перевозок, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб, %)
Таблица 44. Прогноз оборота рынка междугородных автобусных перевозок, РФ, 2022-2026 гг (млрд руб, %)
Таблица 45. Средняя цена поездки на междугородном автобусе, РФ, 2017-2021 гг (руб/чел за поездку, %)
Таблица 46. Прогноз средней цены поездки на междугородном автобусе, РФ, 2022-2026 гг (руб/чел за поездку, %)
Таблица 47. Средняя цена поездки в междугородном автобусе в расчете на 50 км пути по регионам РФ, 2017-2021 гг (руб)
Таблица 48. Выручка от продаж, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб, %)
Таблица 49. Выручка от продаж по регионам РФ, 2017-2021 гг (млн руб)
Таблица 50. Коммерческие и управленческие расходы, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб, %)
Таблица 51. Коммерческие и управленческие расходы по регионам РФ, 2017-2021 гг (млн руб)
Таблица 52. Себестоимость, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб, %)
Таблица 53. Себестоимость по регионам РФ, 2017-2021 гг (млн руб)
Таблица 54. Прибыль от продаж, РФ, 2017-2021 гг (млрд руб)
Таблица 55. Прибыль от продаж по регионам РФ, 2017-2021 гг (млн руб)
Таблица 56. Экономическая эффективность, РФ, 2017-2021 гг (раз, %, сут дн)
Таблица 57. Структура инвестиций в отрасль, РФ, 2017-2021 гг (млн руб)
Геомембраны являются одним из относительно небольших сегментов российского рынка геосинтетических материалов, что обусловлено их более узкими функциональными свойствами.
― Как в целом можете охарактеризовать итоги прошедшего 2022 года для рынка кейтеринга и отдельных его сегментов?
По данным "Анализа рынка готовых кормов для кошек в России", подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2018-2022 гг их продажи в стране выросли на 15,7%: с 583 до 674 тыс т.