По оценкам BusinesStat, за 2021-2022 гг число пассажиров междугородных автобусов в России выросло почти на 11% и достигло 6,29 млн чел. После коронавирусного спада в 2020 г рынок постепенно возвращался к прежнему уровню.
Дополнительным стимулом увеличения пассажиропотока междугородних автобусов послужил новый кризис в 2022 г. Автобусы дальнего следования являются самым бюджетным видом транспорта при относительно низком уровне комфорта и безопасности. В условиях снижения располагаемых доходов россиян, ограничения авиасообщения в южных регионах страны, а также удорожания содержания личного автотранспорта наблюдался приток пассажиров междугороднего автобусного транспорта. Введение ограничений на рост тарифов также способствовало росту спроса на междугородние автобусные перевозки в 2022-2023 гг.
Вместе с тем, санкции оказывают негативное влияние на отрасль. В междугороднем сообщении используются автобусы большой вместимости преимущественно импортного происхождения. В нынешних условиях техническое обслуживание такого парка стало затруднительным из-за отсутствия доступа к иностранным запчастям. Западные бренды Volvo, Scania, MAN, Bosch из-за репутационных рисков, логистических трудностей и проблем с оплатой ограничили поставки в Россию оригинальных запчастей. Производители шин Bridgestone, Continental и Michelin также приостановили работу заводов и поставки в Россию. Повышение ставок на кредиты, необходимые для покупки автобусов, рост операционных издержек (техобслуживание, зарплата персонала, расходы на топливо) при сдерживании властями роста стоимости проезда приводят к сокращению парка междугородных автобусов и ограничивают рост рынка.
Также негативной тенденцией в связи с санкциями стал отток мигрантов. Большую долю сотрудников отрасли автобусных перевозок в России занимают иностранные граждане. В 2022 и 2023 гг вследствие резких колебаний рубля мигрантам стало невыгодно работать в России, и многие из них уехали из страны. Отток иностранных граждан привел к нехватке водителей в некоторых регионах.
«Анализ рынка междугородных автобусных перевозок в России» подготовленный BusinesStat, включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив развития рынка:
В обзоре приведены финансовые рейтинги крупнейших предприятий, осуществляющих междугородние автобусные перевозки: Мосгортранс, Мострансавто, Транс-Балт, Трансавтолиз, Башавтотранс, Автомиг, Нижегородпассажиравтотранс, Ижевское ПОПАТ, Пассажиравтотранс, Волгоградский Автобусный Парк и др.
В обзоре отдельные показатели детализированы по регионам страны.
При подготовке обзора используется официальная статистика и собранные данные.
Информация профильных ведомств:
Информация, собранная BusinesStat:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА РЫНКА
ИНФРАСТРУКТУРА ОТРАСЛИ
Предприятия
Автобусы
Дороги
Персонал
РЕЙТИНГ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ (ЮРЛИЦ)
ПРОФИЛИ ВЕДУЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ
ГУП «Мосгортранс»
АО «Мострансавто»
ООО «Транс-Балт»
ООО «Транс автолиз»
ГУП «Башавтотранс» РБ
ПАССАЖИРЫ И ПОЕЗДКИ
Численность пассажиров
Уровень пользования
Затраты
Численность поездок
ПАССАЖИРООБОРОТ
ОБОРОТ РЫНКА МЕЖДУГОРОДНЫХ АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗОК
ЦЕНА ПОЕЗДКИ НА МЕЖДУГОРОДНЫХ АВТОБУСАХ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ
Таблица 1. Численность предприятий отрасли междугородного автобусного транспорта в России в 2022 г
Таблица 2. Численность предприятий отрасли междугородного автобусного транспорта по форме собственности в России в 2022 г
Таблица 3. Численность предприятий междугородного автобусного транспорта по регионам России в 2022 г
Таблица 4. Численность автобусов общего пользования в России в 2018-2022 гг (тыс шт)
Таблица 5. Возрастная структура парка автобусов общего пользования в России в 2018-2022 гг (%)
Таблица 6. Структура парка автобусов общего пользования по видам топлива в России в 2018-2022 гг (%)
Таблица 7. Численность автобусов общего пользования по регионам России 2022 г
Таблица 8. Обеспеченность автобусами общего пользования в России в 2018-2022 гг (на 100 тыс жителей)
Таблица 9. Обеспеченность автобусами общего пользования по регионам России в 2022 г (на 100 тыс жителей)
Таблица 10. Протяженность автомобильных дорог в России в 2018-2022 гг (тыс км)
Таблица 11. Протяженность автомобильных дорог по видам в России в 2018-2022 гг (тыс км)
Таблица 12. Протяженность автомобильных дорог по назначению в России в 2018-2022 гг (тыс км)
Таблица 13. Протяженность автомобильных дорог по регионам России 2022 г (км)
Таблица 14. Протяженность автомобильных дорог общего пользования по регионам России 2022 г (км)
Таблица 15. Протяженность автомобильных дорог необщего пользования по регионам России 2022 г (км)
Таблица 16. Трудовые ресурсы предприятий междугородного автобусного транспорта в России в 2018-2022 гг (тыс чел)
Таблица 17. Трудовые ресурсы предприятий междугородного автобусного транспорта по регионам России 2018-2022 гг (чел)
Таблица 18. Фонд начисленной заработной платы и средняя зарплата сотрудника предприятий междугородного автобусного транспорта в России в 2018-2022 гг (млрд руб, тыс руб в год)
Таблица 19. Средняя заработная плата сотрудника предприятий междугородного автобусного транспорта по регионам России в 2018-2022 гг (тыс руб в год)
Таблица 20. Рейтинг предприятий отрасли по выручке от продаж в 2022 г (млн руб)
Таблица 21. Рейтинг предприятий отрасли по прибыли от продаж в 2022 г (млн руб)
Таблица 22. Рейтинг предприятий отрасли по себестоимости в 2022 г (млн руб)
Таблица 23. Рейтинг предприятий отрасли по основным средствам в 2022 г (млн руб)
Таблица 24. Рейтинг предприятий отрасли по рентабельности продаж в 2022 г (%)
Таблица 25. Численность пассажиров междугородных автобусов в России в 2018-2022 гг (млн чел)
Таблица 26. Прогноз численности пассажиров междугородных автобусов в России в 2023-2027 гг (млн чел)
Таблица 27. Средний уровень пользования междугородными автобусами в России в 2018-2022 гг (поездок на пассажира в год)
Таблица 28. Прогноз среднего уровня пользования междугородными автобусами в России в 2023-2027 гг (поездок на пассажира в год)
Таблица 29. Средние годовые затраты пассажира на междугородные автобусы в России в 2018-2022 гг (руб в год)
Таблица 30. Прогноз средних годовых затрат пассажира на междугородные автобусы в России в 2023-2027 гг (руб в год)
Таблица 31. Численность поездок на междугородных автобусах в России в 2018-2022 гг (млн)
Таблица 32. Прогноз численности поездок на междугородных автобусах в России в 2023-2027 гг (млн)
Таблица 33. Пассажирооборот междугородных автобусов в России в 2018-2022 гг (млрд пассажиро-км)
Таблица 34. Прогноз пассажирооборота междугородных автобусов в России в 2023-2027 гг (млрд пассажиро-км)
Таблица 35. Оборот рынка междугородных автобусных перевозок в России в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 36. Прогноз оборота рынка междугородных автобусных перевозок в России в 2023-2027 гг (млрд руб)
Таблица 37. Средняя цена поездки на междугородном автобусе в России в 2018-2022 гг (руб/чел за поездку)
Таблица 38. Прогноз средней цены поездки на междугородном автобусе в России в 2023-2027 гг (руб/чел за поездку)
Таблица 39. Средняя цена поездки в междугородном автобусе в расчете на 50 км пути по регионам РФ, 2018-2022 гг (руб)
Таблица 40. Выручка от продаж в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 41. Выручка от продаж по регионам России 2018-2022 гг (млн руб)
Таблица 42. Коммерческие и управленческие расходы в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 43. Коммерческие и управленческие расходы по регионам России 2018-2022 гг (млн руб)
Таблица 44. Себестоимость в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 45. Себестоимость по регионам России 2018-2022 гг (млн руб)
Таблица 46. Прибыль от продаж в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 47. Прибыль от продаж по регионам России 2018-2022 гг (млн руб)
Таблица 48. Экономическая эффективность в России в 2018-2022 гг (раз, %, сут дн)
Таблица 49. Структура инвестиций в отрасль в 2018-2022 гг (млн руб)
По данным «Анализа рынка премиксов в России», подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2018-2022 гг их производство в стране выросло на 13,4%: с 462 до 524 тыс т. Развитие отечественного животноводства создает базу для роста спроса на премиксы в стране.
Согласно новому исследованию агентства ABARUS Market Research, в 2022 году производство газобетонных блоков в России выросло на 2,2%, хотя год выдался очень непростой. Согласно опросам, проведенным Национальной Ассоциацией Производителей Автоклавного Газобетона, по итогам года ожидалось снижение, но флагманы отрасли «поднажали», и падения производства не произошло. Правда, на фоне 2021 года, когда совокупный выпуск вырос на 17,2%, двухпроцентное увеличение выглядит скромным. Однако, затем тенденция изменилась. В течение первого полугодия 2023 года производство газобетона падало. Второе полугодие обещает быть более благополучным, но из-за весеннего спада годовой выпуск может не дотянуть до 13 млн куб. м, в то время как планку в 14 миллионов рынок взял год назад.
Несмотря на геополитическую и экономическую ситуацию, уход с рынка ряда крупных зарубежных игроков и снижение доходов населения рынок БАД в РФ в 2022 году продемонстрировал позитивный итог. В 2022 году объём рынка составил 105 млрд. руб. в денежном выражении и 341 млн. упаковок в натуральном.