По итогам 2021 года из России было экспортировано 94 грузовых судна, из них - 28 танкеров и 2 рефрижераторных судна. Остальные 64 — это прочие грузовые и грузопассажирские суда. Годом ранее объем экспорта в натуральном выражении насчитывал 59 судов. Рост этого показателя год к году составил 59,3%.
Изменение объема экспорта в стоимостном выражении оказалось более значительным. В 2021 году общая стоимость вывезенных грузовых судов составила 1,1 млрд. долл., что в 6,5 раза больше, чем в 2020 году. С 2017 года этот показатель продемонстрировал положительную динамику впервые.
Согласно утвержденной в 2019 году «Стратегии развития судостроительной промышленности», ожидалось достичь объема экспортных поставок судов до 25 млрд. руб. к 2035 году. В 2021 году объем экспорта только грузовых судов составил 79,1 млрд. руб., что превысило утвержденный показатель более чем в три раза.
Объясняет резкий скачок этого показателя в первую очередь увеличение средней стоимости судна. Наибольшее влияние на такое изменение оказали именно танкеры. Хотя для преобладающей в натуральном выражении категории прочих грузовых судов средняя стоимость упала на 40,1%, в категории танкеров она выросла в 8,1 раза.
Несмотря на стагнацию фрахтовых ставок на танкерные перевозки, стоимость строительства новых наливных судов начала расти с января 2021 года. Например, танкеры типа «VLCC» за 2021 год подорожали на 20-22 млн. долл. – до почти 110 млн. долл. за судно, «Suezmax» – на 12-14 млн. долл., до 73-75 млн. долл. за единицу.
В 2021 году из России было вывезено на 133,3% больше танкеров в натуральном выражении, чем в 2020. Рост объема экспорта танкеров, в частности, объясняется рекордным количеством возрастных судов этого типа, проданных для разборки на металл по итогам 2021 года. В соответствии с подсчетами аналитиков британской компании «VesselValue», в 2021 году число проданных на утилизацию танкеров в мире увеличилось на 242%. Было продано 301 судно или 59% общего количества представленного на слом флота. Пандемия сильно повлияла на объемы утилизации судов: в 2020 году из-за запретов и ограничений утилизация судов в Азии была приостановлена, а со снятием ограничений в 2021 году — возобновлена. По итогам 2021 года лидерами по количеству утилизированных судов стали Индия, Бангладеш и Пакистан. Стоит отметить, что из России в Бангладеш в 2021 году было продано 4 морских танкера.
В марте 2022 года Правительство России запретило экспортные поставки грузовых судов, которые ранее были ввезены в страну из-за рубежа. Данное ограничение будет действовать до конца года и окажет существенное влияние на итоговый объем экспорта в этом сегменте в 2022 году.
Больше информации по экспорту, импорту и тенденциям на рынке грузовых судов — в новом исследовании «AnalyticResearchGroup».