При этом экономия финансов с помощью онлайн-покупок отходит на второй план, особенно учитывая, что цены в интернет-магазинах зачастую мало отличаются от стоимости аналогичных товаров в офлайне. По мере вхождения онлайн-шопинга в повседневные практики потребителей, чему дополнительно способствовала пандемия, сделав данный канал безопасной альтернативой офлайн-магазинам, выбор россиян в его пользу закономерно все больше базируется на иных критериях, нежели просто экономия денег.
Наиболее распространенными причинами привлекательности интернет-шопинга, согласно опросу «РБК Исследований рынков», стали возможность сделать покупку в любом месте и в любое время, широкий ассортимент и экономия времени. Эти факторы являются мотивацией к онлайн-шопингу соответственно для 63%, 60% и 59% интернет-покупателей. В то же время экономию денег в качестве критерия, привлекающего потребителей в онлайн-канале, указали 45% респондентов. Отметим, что показатель сократился по сравнению с предыдущим годом более чем на 5 процентных пунктов.
Ценовую конкуренцию снижают и сами ретейлеры. Выгоды от лояльности интернет-магазину, которые выражаются в кэшбэках, скидках и персональных предложениях, зачастую перевешивают те, что покупатель может получить, найдя более выгодное предложение у другого ретейлера. Кроме того, некоторые площадки предоставляют пользователям возможность получить скидку в том случае, если они найдут более выгодное предложение на другой площадке. В такой ситуации покупатели выбирают онлайн-канал исходя из удобств, которые он может предоставить, а цена как фактор отходит на второй план.
В ТОП-5 факторов, привлекающих россиян в онлайн-шопинге, вошел также доступ к товарам, которых нет в их регионе. Данная причина побуждает к покупкам в интернет-магазинах 44% респондентов. При этом большей ценностью указанный критерий обладает для жителей городов за пределами двух столиц. Если в Москве и Санкт-Петербурге он важен для 31% и 38% опрошенных соответственно, то в городах с населением менее миллиона человек его отмечали около половины респондентов. Этот факт подсвечивает одну важную функцию интернет-торговли, которая заключается в снижении регионального неравенства в доступе к некоторым товарам.