Резкий рост спроса на услуги курьеров, связанный с лавинообразным развитием e-commerce в последние два года, привел к тому, что на рынке труда образовался дефицит, а работодатели наращивали зарплаты все заметнее и заметнее. Так, например, на HeadHunter зарплаты курьеров весной 2019-го составляли порядка 35 тысяч рублей, весной 2020-го – 40 тысяч. Сообщалось, что по итогам 2020 года средние зарплаты были уже порядка 69 тысяч в Москве и 59 тысяч в регионах. В 2021 году эти цифры увеличились до 86 и 69 тысяч соответственно и продолжали расти.
Как отмечают аналитики «ARG», на ключевых площадках по поиску персонала в конце 2021 года (данные на ноябрь) уже около половины вакансий в Москве публикуются с зарплатами от 80 тысяч рублей. На крупнейшем портале для рекрутинга – HeadHunter – доля таких предложений составила около 40%, а на площадках Avito и Работа.ру – более 55%.
Тем не менее, наличие таких предложений от работодателей вовсе не гарантирует сопоставимо высокого дохода. Конечные суммы, которые получают доставщики, зависят от:
- выполняемого числа заказов
- способа доставки (курьеры на автомобиле зарабатывают в час в среднем на 18% больше, чем курьеры на велосипедах и самокатах, и на 43% больше, чем пешие курьеры)
- типа работодателя (интернет-магазины, доставка готовой еды и пр.)
- штрафов и других параметров.
Для мотивации курьеров работодатели используют различные инструменты. Помимо финансовых стимулов и социальных гарантий (официальное трудоустройство, оплачиваемые отпуска и больничные, страховка и медпомощь), а также обеспечения всем необходимым для работы, существуют и более оригинальные методы.
Например, доставка продуктов «iGooods» развивает функцию онлайн-чаевых, благодаря которой наиболее клиентоориентированные курьеры могут получить денежную прибавку к основному заработку. Курьерские службы и сервисы доставки применяют системы бонусов за высокие показатели работы или поощрение промокодами со скидками. Некоторые компании вкладываются в обучение и карьерный рост курьеров: например, такие как бесплатное обучение курьеров «Яндекса» новым профессиям (IT, финансы и дизайн и многое другое) через «Яндекс.Практикум».
Больше нестандартных кейсов и актуальные цифры, иллюстрирующие развитие рынка, - в новом исследовании рынка курьерских услуг от «AnalyticResearchGroup».