Как можете охарактеризовать результаты работы компании в 2020 – I полугодии 2021 гг.? Все ли поставленные цели достигнуты? Как пандемия COVID-19 отразилась на вашем бизнесе и отрасли в целом? С какими вызовами пришлось столкнуться компании и что помогло с ними справиться? Были ли «бонусы» и преимущества у пандемии?
Конечно, пандемия внесла свои корректировки. Из-за огромного спроса на ковидные услуги нам пришлось перестраивать процессы, которые работали годами: дорабатывать информационную систему, расширять технологическую базу, менять режимы работы отделений, усиливать штат персонала, менять логистические маршруты. Изменения коснулись каждого направления деятельности компании. Это не было легко, но благодаря слаженной работе мы справились. Результатами своих трудов удовлетворены полностью.
Вся история с пандемией показала, что мы – хорошая профессиональная команда, которая смогла подстроиться под требования времени и удовлетворить спрос на услуги как со стороны граждан, так и со стороны государства.
Пандемия в очередной раз доказала, что медицина – отрасль, которая востребована всегда, и которую люди начинают ценить именно в такие периоды испытаний. Медицина – далеко не самый прибыльный бизнес, но он решает социальные задачи и, в большинстве своем, держится на искреннем желании помогать людям.
По итогам 2020 года объём выручки компании составил 17,6 млрд рублей, что практически втрое превысило результат 2019 года – 5,8 млрд рублей. Чуть более половины выручки 2020 года составила «ковидная» доля в 58%.
После снятия большинства пандемических ограничений в столичном регионе мы отметили тренд на увеличение пациентопотока и интереса аудитории к традиционным исследованиям. Более того, некоторые направления лабораторной диагностики показали рост. В частности, по сравнению с июнем 2019 года выросли продажи по следующим группам: «Биохимия» – на 20%, «Витамины» – на 34%, «Иммунология» – на 54%, «Онкодиагностика» – на 39, «Гемостаз» – на 16%.
Вместе с ростом внимания к своему здоровью, осознанием риска осложнений после болезни, во второй половине лета 2020 года в три раза вырос спрос на услугу по определению уровня витамина D в крови и уровня D‑dimer, вдвое – на ферритин и фибриноген.
Эти тенденции заставили нас объединять традиционные исследования в специальные диагностические комплексы анализов. Например, перед и после вакцинации, включающие клинический анализ крови с лейкоцитарной формулой и СОЭ, АСТ, АЛТ, креатинин, комплекс для оценки рисков тяжелого течения COVID‑19, позволяющий выявить маркеры тромбоза и преддиабета.
В течение всего ковидного года, начиная со второй половины марта 2020, у компании не закрылось ни одного отделения. Напротив, сеть «Гемотест» увеличилась более чем на 400 отделений, открытия активно продолжаются и сейчас. Насколько мы видим, все сети открывают собственные отделения, но не в таком значительном количестве.
Какие тенденции потребительского поведения Вашей аудитории проявились в 2020-2021 гг.? Наблюдали ли Вы снижение/увеличение спроса на определенные услуги Ваших клиник в период пандемии COVID-19, а также сокращение/рост пациентопотока? Какая категория услуг в настоящее время является наиболее востребованной? Рос ли в последние годы интерес к превентивной медицине?
В первый месяц пандемии мы наблюдали значительное снижение спроса на услуги лабораторной диагностики, не связанные с COVID-19. Это ожидаемо – люди не понимали, что это за инфекция, как она распространяется, как с ней будут бороться и какие последствия будут, поэтому хотели минимизировать социальные контакты.
Тем не менее, из-за обострения проблем со здоровьем люди стали возвращаться в отделения, чтобы проверить состояние своего здоровья, понять, как оно справится с коронавирусной инфекцией, проверить свои показатели, на которые указывали врачи-лидеры мнений, например, витамин D. Увеличился спрос на показатели системы свертываемости крови, люди стали чаще проверять свою иммунную систему. Были востребованы услуги, которые так или иначе связаны с инфекционными заболеваниями, в том числе с коронавирусом.
Нельзя сказать, что только пандемия подняла вопрос отношения к своему здоровью. За несколько лет до нее начал популяризироваться здоровый образ жизни, изменялось отношение к спорту, и многие пациенты действительно обращались за медицинскими услугами превентивно. Пандемия лишь особенно остро акцентировала внимание на этой проблеме и показала, что заниматься своим здоровьем нужно постоянно. сдерживать уровень цен, что для нас, например, как народной марки, принципиальный момент.
Предоставляете ли Вы услуги в сфере борьбы с коронавирусом, например, госпитализации, выезда на дом, вакцинации, диагностики инфекции? Вынуждены ли были в связи с этим перепрофилировать/переоборудовать клиники, провести найм/переквалификацию персонала?
В пандемию стала особенно востребована услуга выездного обслуживания. По понятным причинам, не все хотели приходить в отделения и контактировать с людьми. Помимо анализов на COVID-19 и других исследований, мы оказывали на дому и другие медицинские услуги, такие как УЗИ. Помимо этого, мы получили право проводить вакцинацию населения и получили свою квоту вакцин от департамента здравоохранения Москвы.
Конечно, медсестрам и врачам требовалось дополнительное обучение правилам работы в период пандемии COVID-19 – мы его провели. Также мы оснастили выездные отделения и бригады всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты и начали проводить постоянный температурный контроль посетителей и сотрудников.
Предоставляет ли Ваша компания телемедицинские услуги? Выросла ли в период пандемии COVID-19 востребованность онлайн-консультаций с врачами? По Вашему мнению, насколько перспективны телемедицинские проекты, в т.ч. создание приложений с возможностью дистанционной консультации, записи на приём, вызова врача или скорой помощи?
Да, любой пациент Лаборатории «Гемотест» может получить бесплатную консультацию врача по телефону. Услуга была популярна с самого начала пандемии – в основном люди звонили, чтобы получить интерпретацию результатов своих анализов. Были ситуации, когда контакт-центр не справлялся с пиковой нагрузкой – сейчас эта проблема решена.
В целом, мы считаем телемедицину перспективным направлением, особенно для больших городов, когда до врача нужно добираться по полтора-два часа по пробкам. Это актуально и в маленьких городах, где не всегда есть возможность проконсультироваться со специалистом узкого профиля. Мы планируем развивать телемедицину и уже запустили ряд подготовительных мероприятий.
Работаете ли Вы по программе обязательного медицинского страхования (ОМС)? Является ли данное направление экономически выгодным? Какую долю услуги, оказанные по полисам ОМС, занимают в выручке сети?
Мы работаем по программе ОМС в некоторых регионах РФ, и в выручке сети эти услуги занимают небольшую долю. На следующий год мы планируем расширять свое участие в программе ОМС и подали заявки еще в несколько регионов, но в целом ОМС это не про экономическую выгоду. Это социальная ответственность. У нас прекрасная технологическая база и обширный перечень услуг, которые не всегда предоставляют другие лаборатории, поэтому нам удается покрывать потребность государственных лечебных учреждений и пациентов.
Как Вы прокомментируете существующие в настоящий момент проекты ГЧП (государственно-частного партнерства)? Принимаете ли Вы участие в каком-либо из данных проектов и на каких условиях? Видите ли выгоды и перспективы в сотрудничестве с государством?
С государством мы работаем через тендерные закупки с госучреждениями, также по прямым контрактам с лечебными учреждениями. Это сложно назвать государственно-частным партнерством, скорее мы оказываем услуги для бюджетных учреждений, таких как больницы, школы, детские сады. Поскольку полноценного ГЧП у нас нет, мне трудно дать оценку тому, насколько оно перспективно и выгодно.
Оцените долю клиентов, обсуживающихся в клиниках Вашей сети по программе ДМС. Данные полисы носят частный или корпоративный характер? Изменилась ли востребованность обслуживания по ДМС в период пандемии коронавируса COVID-19?
По ДМС у нас есть партнеры в лице страховых компаний, которые страхуют корпоративных клиентов. Это перспективное направление, но пока это очень небольшие объемы. Вполне возможно, что в дальнейшем оно будет развиваться. Пока мы получаем первичный опыт работы со страховыми компаниями – до пандемии мы не работали с ними в рамках ДМС. На сегодняшний момент это новое для нас направление, и доля ДМС в выручке сети составляет пока меньше 1%.
Планируете ли Вы увеличивать количество клиник или сосредоточитесь на оптимизации уже существующих медучреждений? Какие регионы рассматриваете в качестве наиболее перспективных для открытия новых медицинских центров? Почему? Развивается ли Ваша компания по франчайзингу? Если нет, то укажите, пожалуйста, причины отказа от данной стратегии развития сети.
Мы активно развиваем сеть отделений – только за первую половину 2021 года открыто 300 новых отделений. Мы открываемся практически по всей территории РФ и частично в странах Центральной Азии. Это касается как собственных, так и франчайзинговых отделений.
Пандемия показала, что имеющегося количества отделений было недостаточно – к нам даже приезжали из других городов, чтобы получить услугу. Мы понимаем, что отделения должны быть не только в крупных населенных пунктах, поэтому отдаем предпочтение тем округам и регионам, в которых мы еще мало представлены. Например, в ДВФО мы стали открываться совсем недавно.
Расширение сети лабораторных отделений идет в том числе и за счет франчайзинга. Это направление у нас хорошо работает. «Гемотест» неоднократно занимал первые места в рейтингах франшиз. Особенно удачные проекты у нас получаются вместе с предпринимателями из небольших городов – обычно они принимают личное участие в управлении бизнесом и посвящают ему много времени.
Каковы Ваши прогнозы по развитию российского рынка частной медицины в 2021-2022 гг.? Какие драйверы и барьеры роста рынка Вы видите? Каковы приоритетные направления развития Вашей компании в ближайшей перспективе? Как планируете их реализовывать?
Думаю, что во время пандемии все убедились в том, что медицина – надежная, экономически стабильная отрасль. Люди лечились, лечатся и будут лечиться, поэтому фокус на частную медицину у бизнесменов очень большой. Медициной начали интересоваться даже те предприниматели, которые не рассматривали эту деятельность из-за ее трудоемкости – нужно получить очень много разрешений, лицензий, понимать эту отрасль и знать особенности работы с медицинским персоналом. Барьером здесь могут стать желания, не подкрепленные знаниями, опытом и возможностями. В целом, начинать медицинский бизнес самостоятельно, с абсолютного нуля и без знаний об этом рынке, практически невозможно. Это не касается наших франчайзи – они действуют по методикам и стандартам «Гемотеста», которые мы очень долго выверяли и проверяли десятилетиями работы.
Что касается направлений развития «Гемотеста» – в первую очередь, это увеличение сети отделений, собственных и франчайзинговых, расширение технологической базы и перечня доступных исследований, а также развитие высокотехнологичных методов диагностики. Помимо этого, мы сделаем акцент на наши уникальные услуги, которых нет у других: будем о них рассказывать и продвигать их. «Гемотест» активно проводит исследования в области онкогенетики, онкогинекологии и урологии, онкогематологии, кариотипирования (в т.ч. костного мозга), а также микробиологической диагностики. Скорость и качество выполнения FISH-исследований – лучшие в стране. В 2017 году Лаборатория «Гемотест» создала Независимый экспертный совет «Второе мнение», который объединил более 35 ведущих специалистов национальных медицинских исследовательских центров. Цель создания данной структуры – оказание качественной диагностической помощи пациентам с различными опухолевыми заболеваниями. В Лаборатории «Гемотест» проводится пересмотр гистологических и цитологических препаратов, даже полученных в других медицинских учреждениях. Это дает возможность пациенту получить второе мнение эксперта, который может безальтернативно поставить точный диагноз или опровергнуть результаты предыдущего исследования.
Что касается развития сети, до конца года мы планируем открыть ещё около 300 лабораторных отделений.