Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 1 марта 2021

Онлайну не удалось спасти fashion-ретейл от «коронакризиса»

Пандемия COVID-19, очевидно, стала одним из драйверов рынка e-commerce

В условиях самоизоляции интернет оказался единственным каналом покупки, в том числе и для fashion-товаров. Последующая за первой, вторая волна коронавирусной инфекции также поспособствовала усилению роли онлайна. Желание граждан минимизировать риск заражения привело к значительным падениям оборота офлайн-ретейлеров. Многие россияне стали замещать походы в магазин онлайн-покупками, что в значительно мере поспособствовало перераспределению выручки между офлайн- и онлайн-каналами. Согласно оценке, проведенной в рамках подготовки исследования «Российский рынок интернет-торговли одеждой, обувью и аксессуарами 2020», в 2020 году онлайн-продажи продемонстрировали устойчивый рост – на 39,6%, в то время как оборот ретейлеров в традиционной рознице упал на 11%. 

Несмотря на бурный рост e-commerce пандемия негативно сказалась на спросе: продажи одежды, обуви и аксессуаров в обоих каналах упали на 4,6% номинально (в реальных ценах падение оказалось еще выше – на уровне 10,9%). Снижение доходов и неуверенность в завтрашнем дне стали основными причинами сокращения трат россиян и активизации стратегии по экономии, что было заметно как для офлайн, так и для онлайн-ретейлеров, работающих с сегментом fashion.

В этих условиях не всем игрокам удалось одинаково эффективно подстроиться под изменившуюся конъюнктуру рынка. Устойчивее других показали себя крупные кросскатегорийные маркетиплейсы, которые на фоне COVID-19 расширили не только пул клиентов, но и партнеров-предпринимателей, желающих отсутствие продаж в офлайне хотя бы частично скомпенсировать присутствием в онлайне. 

Среди наиболее стабильных в условиях пандемии e-commerce проектов в категории fashion – Wildberries, OZON и Lamoda. Компаниям удалось привлечь и удержать новых клиентов. Например, на пике первой волны пандемиии, в апреле-мае 2020 года, количество новых покупателей OZON выросло на 84% год-к-году. Количество новых пользователей Lamoda в марте выросло вдвое по сравнению с февралем в столице, а в других регионах России – в 1,5 раза. В свою очередь, за весь 2020 год покупательская аудитория Wildberries увеличилась на впечатляющие 18 млн пользователей и достигла аудитории в 40 млн.

Сильнее всего COVID-19 ударил по компаниям, которые в нормальных условиях не расценивали онлайн как полноценный канал продаж. В основном это касается премиальных ретейлеров, аудитория которых привыкла к атмосфере бутиков и не доверяет интернету в контексте покупки дорогостоящих элементов гардероба. Так, несмотря на то что число заказов Bosco Online (интернет-магазин Bosco di Ciliegi) увеличилось приблизительно на 50-60%, общая выручка через каналы Bosco Online не превышала 7-8% от офлайна. Онлайн-бизнес ЦУМа также не смог компенсировать потери, однако каждый день карантина привлекал до 500 клиентов, ранее покупавших только офлайн.

РБК Исследования рынков Российский рынок интернет-торговли одеждой, обувью и аксессуарами 2020 75 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 6 февраля 2025 AnalyticResearchGroup (ARG) Электронная коммерция в сегменте товаров для сада: рост числа покупателей и продаж Рынок e-commerce товаров для сада и огорода в России растет: объем продаж в 2023 году достиг $200,4 млн, а число покупателей продолжает увеличиваться.

Рынок электронной коммерции в сегменте товаров для сада и огорода в России демонстрирует умеренный, но стабильный рост. По данным «Statista», в 2023 году объем продаж через e-commerce достиг $200,4 млн (примерно 17,1 млрд руб.). В 2024 году ожидался прирост на 6,7%, до $213,9 млн. В данную категорию товаров входят садовые инструменты и электрооборудование, растения, инвентарь для садовых работ, товары для хранения, а также грили (кроме электрических) и аксессуары к ним.

Долгосрочные прогнозы свидетельствуют о том, что годовой темп роста (CAGR) в период 2024–2029 годов составит 3,00%. Это позволит рынку к 2029 году достичь объема в $248,0 млн.

Несмотря на положительную динамику, Россия пока не входит в число стран-лидеров по объему продаж в этом сегменте. Лидирующие позиции занимают США, Китай и Канада, что отражает разницу в масштабах рынка e-commerce в целом и уровне развития рынка в целевом сегменте.

Число российских онлайн-покупателей товаров для сада и огорода в 2023 году увеличилось на 7,7%, достигнув 4,2 млн человек. Ожидалось, что в 2024 году эта цифра должна была вырасти до 4,4 млн, а к 2029 году она достигнет 5,6 млн.

В 2023 году только 3,3% россиян покупали товары из этой категории через интернет, но уровень проникновения продолжает расти. К 2029 году доля покупателей может увеличиться до 4,0%, что указывает на постепенное расширение аудитории.

Умеренные темпы роста и увеличение числа покупателей отражают устойчивый интерес россиян к покупкам товаров для сада и огорода, поддерживаемый доступностью заказа в онлайн-каналах. Однако для ускорения динамики участникам рынка важно предлагать более широкий ассортимент продукции, учитывать сезонные потребности и внедрять удобные решения для доставки товаров, что поможет укрепить позиции России и увеличить объем продаж.

Получить детальную информацию о развитии рынка можно в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Интернет-торговля в России: товары для сада и огорода. Май, 2024».

Показать еще