Активным развитием e-commerce в 2020 году, которое подстегнули ограничения оффлайн-ритейла, связанные с пандемией, не могли не воспользоваться российские маркетплейсы. О росте числа продаж и количества привлеченных продавцов сообщили многие крупные игроки. Например, весной 2020 года «AliExpress» отметил, что на площадке стало на 40% больше российских продавцов; причем рост их числа, а также объема продаж и среднего чека продолжился летом и осенью. Во втором квартале текущего года на «Ozon» процент от оборота товаров, проданных внешними продавцами, впервые превысил значение 50%, а «Яндекс.Маркет» к концу второго квартала расширил ассортимент товарных позиций до миллиона.
Маркетплейсы предлагают для продавцов сотрудничество на разных условиях, но, как правило, взимают комиссию в виде процента от продаж, который может различаться в зависимости от категории товара, способа оплаты, тарифного плана и иных условий. Анализ комиссий на 8 известных площадках показал, что самые выгодные условия было можно получить на «AliExpress»: согласно акции, в течение 6 месяцев с момента создания магазина и его верификации действует комиссия 0%, которая распространяется на первые 100 заказов (далее – комиссия 5% или 8%).
Низкие значения минимально возможных комиссий были у маркетплейсов «Goods» (2%) и ROBO.MARKET (2,5%), однако в «Goods» был самый широкий разброс: самые высокие значения там могли достигать значений 31,5% (с учетом сбора за оплату) – такую комиссию маркетплейс предлагал при продаже SIM-карт. Стоит отметить, что далеко не все площадки предоставляют сведения о комиссиях в открытом доступе: например, «Lamoda», которая, по сообщениям некоторых участников рынка, устанавливает одни из наиболее высоких комиссий (до 70%), готова озвучить свое предложение только после рассмотрения маркетплейсом заявки от продавца.
При этом маркетплейсы привлекают селлеров не только низкими комиссиями и потенциальным ростом продаж. Например, во время пандемии «Яндекс.Маркет» изменил правила получения отсрочки платежа и процедуры проверки магазинов. Также он предоставлял бонусы для размещения на сервисе и начислял бонусы продавцам продуктов и товаров для здоровья.
Более подробная информация о российском онлайн-рынке маркетплейсов – в новом исследовании «AnalyticResearchGroup».
Методология: сбор информации из тарифных справочников маркетплейсов, mystery-shopping, время сбора данных – первая неделя ноября 2020 года.