Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 20 ноября 2020
Филипп Лейтес

Для формата кофеен канал доставки нерентабелен и чаще всего убыточен

Более действенна в новых условиях модель работы навынос – рассказывает основатель сети кофеен «Правда Кофе», производства по обжарке кофейного зерна и тренинг-центра обучения бариста Coffee WorkShop

 

– Каким для Вас оказался 2019 год? Удалось ли выполнить поставленные цели по развитию и достичь намеченных в начале прошлого года финансовых результатов? 

Мы планировали, что сеть кофеен закончит 2019 год с выручкой в ₽1 млрд, но выручка составила около ₽700 млн.

2019 год был плацдармом для запуска нового формата – до середины 2020 года мы планировали открыть как минимум несколько кофеен большого формата в Подмосковье и следовать дальше в другие регионы. Но пандемия и режим самоизоляции спутали наши карты.

– Пандемия COVID-19 затронула все сферы экономики России. Какое влияние она оказала на Ваш бизнес. Как изменился спрос? Какие антикризисные меры были предприняты вашей компанией, и каков их результат?

– Общепит стал одной из самых пострадавших отраслей. Сразу после сообщения президента о нерабочих неделях все наши кофейни закрылись. Только после уточнения местных властей мы смогли открыться в формате продажи из окна, но долгое время спрос был невелик. Наши выручки упали существенно – на пике кризиса на 80-85% от докризисных показателей. После окончания нерабочих недель спрос стал постепенно восстанавливаться, но так и не достиг прежних показателей.

У нашего производства была налажена доставка обжаренного зерна – в основном для корпоративных клиентов. Мы развернули ее на потребительский сегмент – в пандемию наши гости смогли заказывать зерно и капсулы для кофемашин Nespresso под брендом «Правда Кофе». 

– Как вели себя арендодатели? Удалось ли договориться о неуплате арендных ставок на период карантина?

– Некоторые арендодатели пошли на уступки и частично снизили арендную ставку, но никто не согласился отменить ее полностью, даже на месяц. Часть арендодателей снизила ставку на 10-20%, немногие на 30-40%, при этом некоторые отказались идти на какие-либо уступки и даже во время простоя требовали 100%-ую оплату.

– Распространяются ли на Ваш бизнес какие-либо из анонсированных мер государственной поддержки? Если да, то прокомментируйте, пожалуйста, насколько они оказались эффективными?

– Льготы в области кредитования оказались не действенными: брать даже беспроцентные займы было страшно, так как у предпринимателей не было никакого понимания, когда все закончится и как отдавать деньги. Моратории на проверки и штрафы – это хорошая, но временная мера. Неплохим подспорьем стал дисконт 50% на взносы ФСС.

– Какие результаты показала доставка в период карантина? Какая доля заведений работала на доставку? Удалось ли Вам за счет доставки компенсировать потери из-за закрытий ресторанов?

– В период карантина на доставку у нас работала только одна кофейня. К концу снятия ограничений на доставку пришлось около 25% ее оборота. Это неплохой показатель, но комиссия агрегаторов съедала всю маржинальность. Тем не менее, мы потестировали гипотезу. В целом, работа с агрегаторами – это больше для полноценных заведений с кухней и высоким средним счетом. Для нашего формата такой канал нерентабельный и по большей части убыточный.

– Как складываются отношения с франчайзинговыми партнерами, какую поддержку Вы оказываете франчайзи в столь сложных условиях?

– С нашей стороны были комплексно проработаны вопросы по блоку персонала, арендным отношениям, закупкам. По всем основным направлениям удалось найти взаимопонимание со стороны партнеров и коллег.

– Насколько изменилась ситуация после отмены карантина и открытия ресторанов? Как отреагировал спрос на возможность питания вне дома? 

– Проблема рынка кофеен в том, что большая доля спроса приходится на бизнес-центры, но далеко не все компании вернулись в офисы. Пока спрос колеблется в районе 60-80% от докризисных показателей.

– Как изменилось поведение Ваших клиентов? Какие потребительские тренды Вы наблюдаете сегодня?

– Спрос восстанавливается, но динамика роста не сопоставима с падением. Мы видим, что гости после пандемии соскучились по кофе, вернулись к своему привычному ритму жизни. Каких-то новых трендов мы пока не наблюдаем – потребности и предложение сейчас как раз формируются, рынок перестраивается, времени у нашей аудитории стало меньше, нужно больше успеть за привычный рабочий день. 

Тренд последнего времени – люди хотят уже не только выпить холодный кофе в жару, но и съесть что-то калорийное и сытное.

– Как Вы намерены восстанавливать бизнес после карантина? Какие факторы будете учитывать в первую очередь? Какие меры Вы рассматриваете: новые форматы работы, изменение ценовой политики, возможно, внедрение новых технологических решений? Поделитесь Вашими планами на 2020 – 2021 гг.? Намерены ли расширять географию присутствия, или развитие будет носить качественный характер? На какие проекты Вы делаете ставку?

– Пока что рынок только приходит в себя после карантина. Плюс ко всему, летом традиционно падает спрос. Мы не забыли про свои планы по запуску нового формата кофеен в других городах и регионах, надеюсь, сможем вернуться к нему осенью 2020 – весной 2021 года.

Также сейчас мы работаем над запуском первой атмосферной кофейни с полноценной посадкой. Скоро открытие, делаем ребрендинг, правим концепцию под нее – существенно переделываем франчайзи- и бренд-буки. Также работаем над комплексным снабжением через одно окно.

– Каковы прогнозы по развитию Вашего сегмента на ближайшее будущее? Сколько времени может занять его восстановление и рынка общественного питания в целом?

– На первый взгляд, сегмент кофе навынос – наиболее понятный и доступный, но качественно в нем работать получается не у многих. Что будет со всем общепитом – пока неизвестно, зависит от многих факторов, в том числе, от того, будет ли вторая волна пандемии. Сейчас все очень осторожны в плане развития, никто не знает, что будет завтра: все игроки бюджетируются на краткосрочную перспективу в ручном режиме.

В целом, кофе, если еще не стало, то в ближайшем будущем станет частью жизни любого жителя мегаполиса. В каком виде кофе будет представлен – это сможет показать только время.

Другие интервью, информацию о компаниях и аналитику смотрите в Исследованиях рынка общественного питания в России 2020

РБК Исследования рынков Российский рынок кофеен и кафе-кондитерских 2020 69 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще