– Каким для Вас оказался 2019 год? Удалось ли выполнить поставленные цели по развитию и достичь намеченных в начале прошлого года финансовых результатов?
Мы планировали, что сеть кофеен закончит 2019 год с выручкой в ₽1 млрд, но выручка составила около ₽700 млн.
2019 год был плацдармом для запуска нового формата – до середины 2020 года мы планировали открыть как минимум несколько кофеен большого формата в Подмосковье и следовать дальше в другие регионы. Но пандемия и режим самоизоляции спутали наши карты.
– Пандемия COVID-19 затронула все сферы экономики России. Какое влияние она оказала на Ваш бизнес. Как изменился спрос? Какие антикризисные меры были предприняты вашей компанией, и каков их результат?
– Общепит стал одной из самых пострадавших отраслей. Сразу после сообщения президента о нерабочих неделях все наши кофейни закрылись. Только после уточнения местных властей мы смогли открыться в формате продажи из окна, но долгое время спрос был невелик. Наши выручки упали существенно – на пике кризиса на 80-85% от докризисных показателей. После окончания нерабочих недель спрос стал постепенно восстанавливаться, но так и не достиг прежних показателей.
У нашего производства была налажена доставка обжаренного зерна – в основном для корпоративных клиентов. Мы развернули ее на потребительский сегмент – в пандемию наши гости смогли заказывать зерно и капсулы для кофемашин Nespresso под брендом «Правда Кофе».
– Как вели себя арендодатели? Удалось ли договориться о неуплате арендных ставок на период карантина?
– Некоторые арендодатели пошли на уступки и частично снизили арендную ставку, но никто не согласился отменить ее полностью, даже на месяц. Часть арендодателей снизила ставку на 10-20%, немногие на 30-40%, при этом некоторые отказались идти на какие-либо уступки и даже во время простоя требовали 100%-ую оплату.
– Распространяются ли на Ваш бизнес какие-либо из анонсированных мер государственной поддержки? Если да, то прокомментируйте, пожалуйста, насколько они оказались эффективными?
– Льготы в области кредитования оказались не действенными: брать даже беспроцентные займы было страшно, так как у предпринимателей не было никакого понимания, когда все закончится и как отдавать деньги. Моратории на проверки и штрафы – это хорошая, но временная мера. Неплохим подспорьем стал дисконт 50% на взносы ФСС.
– Какие результаты показала доставка в период карантина? Какая доля заведений работала на доставку? Удалось ли Вам за счет доставки компенсировать потери из-за закрытий ресторанов?
– В период карантина на доставку у нас работала только одна кофейня. К концу снятия ограничений на доставку пришлось около 25% ее оборота. Это неплохой показатель, но комиссия агрегаторов съедала всю маржинальность. Тем не менее, мы потестировали гипотезу. В целом, работа с агрегаторами – это больше для полноценных заведений с кухней и высоким средним счетом. Для нашего формата такой канал нерентабельный и по большей части убыточный.
– Как складываются отношения с франчайзинговыми партнерами, какую поддержку Вы оказываете франчайзи в столь сложных условиях?
– С нашей стороны были комплексно проработаны вопросы по блоку персонала, арендным отношениям, закупкам. По всем основным направлениям удалось найти взаимопонимание со стороны партнеров и коллег.
– Насколько изменилась ситуация после отмены карантина и открытия ресторанов? Как отреагировал спрос на возможность питания вне дома?
– Проблема рынка кофеен в том, что большая доля спроса приходится на бизнес-центры, но далеко не все компании вернулись в офисы. Пока спрос колеблется в районе 60-80% от докризисных показателей.
– Как изменилось поведение Ваших клиентов? Какие потребительские тренды Вы наблюдаете сегодня?
– Спрос восстанавливается, но динамика роста не сопоставима с падением. Мы видим, что гости после пандемии соскучились по кофе, вернулись к своему привычному ритму жизни. Каких-то новых трендов мы пока не наблюдаем – потребности и предложение сейчас как раз формируются, рынок перестраивается, времени у нашей аудитории стало меньше, нужно больше успеть за привычный рабочий день.
Тренд последнего времени – люди хотят уже не только выпить холодный кофе в жару, но и съесть что-то калорийное и сытное.
– Как Вы намерены восстанавливать бизнес после карантина? Какие факторы будете учитывать в первую очередь? Какие меры Вы рассматриваете: новые форматы работы, изменение ценовой политики, возможно, внедрение новых технологических решений? Поделитесь Вашими планами на 2020 – 2021 гг.? Намерены ли расширять географию присутствия, или развитие будет носить качественный характер? На какие проекты Вы делаете ставку?
– Пока что рынок только приходит в себя после карантина. Плюс ко всему, летом традиционно падает спрос. Мы не забыли про свои планы по запуску нового формата кофеен в других городах и регионах, надеюсь, сможем вернуться к нему осенью 2020 – весной 2021 года.
Также сейчас мы работаем над запуском первой атмосферной кофейни с полноценной посадкой. Скоро открытие, делаем ребрендинг, правим концепцию под нее – существенно переделываем франчайзи- и бренд-буки. Также работаем над комплексным снабжением через одно окно.
– Каковы прогнозы по развитию Вашего сегмента на ближайшее будущее? Сколько времени может занять его восстановление и рынка общественного питания в целом?
– На первый взгляд, сегмент кофе навынос – наиболее понятный и доступный, но качественно в нем работать получается не у многих. Что будет со всем общепитом – пока неизвестно, зависит от многих факторов, в том числе, от того, будет ли вторая волна пандемии. Сейчас все очень осторожны в плане развития, никто не знает, что будет завтра: все игроки бюджетируются на краткосрочную перспективу в ручном режиме.
В целом, кофе, если еще не стало, то в ближайшем будущем станет частью жизни любого жителя мегаполиса. В каком виде кофе будет представлен – это сможет показать только время.
Другие интервью, информацию о компаниях и аналитику смотрите в Исследованиях рынка общественного питания в России 2020