Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 19 марта 2020
Мария Заикина

9 из 10 локальных производителей и товарных бизнесов ограничены продажами своего города или региона из-за дорогой логистики

Директор по связям с индустрией и корпоративным отношениям в Ozon о роли маркетплейсов в развитиии российского e-commerce

Как Вы оцениваете состояние российского e-commerce?

Доля e-commerce в России пока не превышает 6%, но у этого рынка большой потенциал – ежегодно он растет на 20-30%, в то время как Ozon – в 4 раза быстрее темпов рынка, показывая последние 1,5 года рост на 80% год к году.

При этом возможности онлайн-торговли пока слабо реализованы в регионах – 9 из 10 локальных производителей и товарных бизнесов ограничены продажами своего города или региона из-за дорогой логистики. Эту проблему решает формат маркетплейса, который сейчас активно развивают основные игроки российского e-commerce, они же активно начинают обеспечивать инфраструктуру в регионах, что позволяет малому и среднему бизнесу наравне с крупными брендами представлять свои товары онлайн-потребителям всех регионов России.

Сейчас российскому рынку онлайн-торговли не хватает порядка 1,5 млн кв. м. В 2019 только Ozon закрыл более 10% от этой потребности, обеспечив порядка 200 тыс. кв. м фулфилмент-мощностей, в перспективе 5-6 лет мы планируем оперировать более чем половиной всей логистической инфраструктуры в России.

Как можно охарактеризовать результаты работы вашей компании за 2019 год? Все ли поставленные цели достигнуты?

2019 год стал рекордным для Ozon по росту GMV: в 1 полугодии этот показатель вырос на 80% и составил ₽31,9 млрд с учетом НДС, а в 3 квартале – на 97%, до ₽19,2 млрд с НДС, и стал самым высоким показателем роста компании за последние 15 лет.

В 2019 году Ozon активно развивал логистическую инфраструктуру – интернет-площадка увеличила свои логистические мощности в два раза за счет строительства новой фулфилмент-фабрики в Хоругвино площадью 124 тыс. кв. м, расширения логистического центра в Твери на 15 тыс. кв. м и открытия новых региональных хабов доставки общей площадью порядка 40 тыс. кв. м. Летом Ozon и Республика Татарстан подписали соглашение о сотрудничестве в развитии интернет-торговли – в течение 2020 года на территории промышленной площадки «Зеленодольск» будет открыт логистический центр Ozon площадью 20 тыс. кв. м.

В прошедшем году Ozon также значительно нарастил «последнюю милю» – на конец года без учета отделений почты России сеть Ozon насчитывала порядка 16,5 тысяч точек выдачи заказов по всей стране. Интернет-площадка также стала крупнейшей сетью постаматов в России – на конец 2019 года сеть Ozon.Box насчитывала более 6 800 точек.

В 2019 году Ozon единственный среди российских e-commerce игроков начал активно развивать собственную экосистему финансовых сервисов для покупателей и продавцов. В начале года мы запустили сервис онлайн-кредитования с финансовыми партнерами – эта услуга позволила клиентам совершать более дорогие покупки: средний чек кредитных заказов в Ozon в 10 раз выше обычного среднего чека, в Москве он составляет ₽25 000 и ₽17 000 в регионах. В апреле начала работу p2b-платформа Ozon.Invest, цель которой – стимулирование бизнеса продавцов маркетплейса, в среднем через 3 месяца займа партнеры площадки увеличивают свой оборот на 40%. Весной Ozon также анонсировал банковскую карту Ozon.Card, которая увеличила частотность заказов на площадке: сейчас держатели карты делают в Ozon в среднем 4 заказа в месяц, поскольку им выгодно оплачивать покупки накопленным кэшбэком в виде баллов за траты по карте в офлайн и онлайн. В октябре мы начали тестировать собственную рассрочку – наличие одобренного денежного лимита позволяет клиентам покупать товары из более высокого ценового сегмента или, например, приобретать все необходимое сразу, оплачивая покупки позже. Развитие финансовых сервисов и услуг для клиентов Ozon решает несколько задач для бизнеса – повышение среднего чека на площадке, рост частоты покупок среди клиентов и развитие ассортимента продавцами маркетплейса за счет финансирования их бизнеса через p2b-платформу.

В 2019 году Ozon также запустил несколько смелых проектов, к которым российский рынок e-commerce изначально относился скептически. В начале года мы анонсировали подписку на доставку Ozon.Premium. Сейчас клиенты с подпиской делают заказы в 4 раза чаще, чем те, кто ей не пользуется, а их средний чек более чем в 2 раза выше, чем у обычных пользователей. Летом мы первыми среди российских игроков запустили услугу доставки до двери. Спрос на новый сервис превзошел наши ожидания: более четверти (28%) клиентов пользуются услугой повторно, а средний чек таких заказов с доставкой до двери – ₽3 200, что на 15% больше обычного среднего чека в Ozon.

Расскажите, пожалуйста, о планах по развитию на 2020 год. На каких направлениях деятельности вы будете фокусироваться?

Помимо развития уже запущенных продуктов и сервисов, в течение 2020 года мы планируем перейти на работу по модели логистической платформы. Это означает, что бОльшую часть заказов будут доставлять партнеры – предприятия малого и среднего бизнеса, которые благодаря этому смогут создать тысячи рабочих мест по всей стране. Такая модель позволит Ozon быстро масштабировать доставку в условиях экспоненциального роста – Ozon в последние 1,5 года растет более чем на 80%, – и гибко управлять мощностями в пиковые моменты спроса, которые сегодня происходят почти каждый месяц. Она даст возможность запускать курьерскую доставку в населенных пунктах любого размера, а также простимулирует развитие небольших логистических бизнесов в стране, которые, в свою очередь, позволят рынку e-commerce расти еще быстрее.

Какие товарные категории демонстрируют наиболее высокую динамику роста? Как ведут себя такие категории как fashion, продукты питания, детские товары? Какова их доля в обороте Ozon?

В 2019 высокий рост продемонстрировали относительно новые для компании категории: на 340% выросли продажи товаров для здоровья, на 257% – мебели, на 254% – товары для автолюбителей. В 2019 году значительно выросли и объемообразующие для площадки продажи таких категорий как, например, товары для дома –  на 183%, детские товары – на 111%.

Один из главных трендов 2019 года, который продолжает набирать обороты в 2020 году, – активный рост числа покупок продуктов и товаров повседневного спроса в интернете. Это одна из самых популярных категорий в заказах пользователей Ozon: в 2019 году продажи выросли на 119% – в 4 раза быстрее рынка e-grocery, а количество заказов – на 93%. Наибольший рост продаж показывают молочная продукция (+294%), детский транспорт (+224%), бакалея (+195%), детское питание (+166%), бытовая химия (+163%) и женская гигиена (+164%). Причем продажи этих категорий растут без эффекта «низкой базы»: у площадки есть лояльная аудитория, которая привыкла покупать все необходимые товары повседневного спроса и детские товары на Ozon – в среднем они собирают 5-6 товаров в одном заказе. Особенность FMCG товаров в том, что они нужны быстро и часто, поэтому Ozon сейчас тестирует быструю доставку от 40 минут в нескольких районах Москвы.

Предлагает ли компания сотрудничество категории самозанятых на базе маркетплейса?

С начала 2020 года мы начали активно сотрудничать с самозанятыми в рамках логистического маркетплейса в тех регионах, где уже действует специальный режим. При оказании курьерских услуг самозанятые могут выбирать график и регулировать свой объем работ самостоятельно, что позволяет обеспечить дополнительным заработком те категории населения, для которых важен гибкий график, например, студентов. В будущем мы также рассматриваем возможность привлечения самозанятых и на товарный маркетплейс – это позволит еще бОльшему числу жителей регионов зарабатывать на быстрорастущем рынке e-commerce.

РБК Исследования рынков Ключевые тренды российского рынка интернет-торговли 2019 55 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще