Как Вы оцениваете состояние российского e-commerce?
По разным оценкам доля онлайна в ретейле в 2019 составит 4-5%, что пока в разы меньше показателей развитых стран. Тем не менее, рост продолжается. И драйверами роста, без сомнения, являются маркетплейсы, чьи темпы роста существенно выше среднерыночных. Так, например, мы ожидаем трехкратный рост goods.ru в 2019 году по сравнению с 2018-м.
Отмечаете ли Вы какие-либо новые тенденции в покупательском поведении?
Сейчас мы наблюдаем стабилизацию кросс-бордера, он больше не растет так сильно, темпы роста ниже среднерыночных. Причина этого заключается в том, что внутреннее предложение стало сопоставимо с кросс-бордерным, благодаря маркетлейсам в том числе. Маркетплейсы предлагают широкий ассортимент, удобный сервис и выгодные программы лояльности.
В качестве еще одной тенденции в электронной коммерции можно выделить развитие категории продуктов питания, включая свежие продукты.
Также уже сейчас можно прогнозировать развитие нового тренда – сервиса click&collect. С его помощью происходит цифровизация офлайн-ретейла. Проект click&collect стратегически важен не только для goods.ru, но и для всего рынка, т.к. позволяет включиться в игру розничным сетям, получая максимальную синергию от объединенной онлайн витрины и уникального покупательского опыта розницы. Click&collect дает возможность сравнить предложения различных брендов на одном экране и получить выбранный товар в кратчайшие сроки (в течение одного часа) в максимально комфортной обстановке розничного магазина.
Как можно охарактеризовать результаты работы компании за уходящий год? Все ли поставленные цели достигнуты? Какие факторы препятствовали развитию бизнеса, а какие, напротив, сыграли положительную роль? Оказывают ли интернет-магазины и маркетплейсы существенное влияние на конкурентную ситуацию в сегменте?
В 2019 году мы показываем хорошие результаты, практически все поставленные в начале года цели достигнуты.
Развитию бизнеса способствовала возрастающая роль маркетплейсов. Если говорить о барьерах, то в последнее время очевидным и наиболее значимым препятствием стала нехватка инженерной команды: продактов, разработчиков, тестировщиков, архитекторов и других, т.е. сдерживающим фактором была лишь ограниченная мощность реализации наших революционных идей. Для этого нам пришлось существенно пересмотреть стратегию подбора, развития и удержания инженерной команды. Первые же шаги в рамках реализации этой стратегии уже дали положительный результат и показали, что мы движемся в правильном направлении.
Разумеется, интернет-магазины и маркетплейсы оказывают существенное влияние на конкурентную ситуацию, конкуренция смещается в сторону маркетплейсов.
А в случае goods.ru конкуренция происходит непосредственно на площадке, в реальном времени. Наша концепция настоящего маркетплейса подразумевает полное отражение ситуации на рынке среди мерчантов и вендоров.
По некоторым оценкам, в 2019 году наблюдается снижение среднего чека при увеличении количества заказов. Согласны ли Вы с этим?
Да, согласен, мы это видим и по своей статистике. Это вызвано повышением спонтанного спроса, а также тем, что изменился категорийный микс в заказе. Увеличивается и частотность заказов в связи с переходом на мобильные каналы и в приложения.
Какие опции доставки пользуются наибольшим спросом? Как вы планируете развивать сервис доставки? Насколько перспективна, с Вашей точки зрения, подписная модель наподобие Amazon Prime? Ожидается ли рост цен на логистические услуги, и планируется ли увеличение стоимости доставки?
Мы видим, что популярность ПВЗ продолжает набирать обороты. Для нас постаматы – это нишевой канал из-за нашей специфики (многоместность, много товаров в одном заказе). Мы планируем развивать курьерскую доставку в регионах, расширять количество партнерских и брендированных пунктов выдачи. Также мы подключаем доставку в отделения Почты России.
Подписную модель в краткосрочной перспективе не планируем вводить.
Мы будем продолжать держать уровень доставки для покупателя выше среднерыночного.
Какой способ оплаты наиболее распространен среди покупателей? Изменяется ли доля покупок по предоплате? Насколько популярны покупки в кредит или в рассрочку?
Предоплата уверенно занимает половину от всех транзакций на goods.ru. Карты рассрочки пользуются популярностью, заказы с их применением составляют чуть более 4% от общего количества. Этот инструмент мы планируем развивать, но уже без карт, через банковский договор кредитования без процентов для клиента.
Расскажите, пожалуйста, о планах по развитию на 2020 год. На каких направлениях деятельности сфокусируетесь? Планируете ли расширять географию работы онлайн-магазина?
В наших планах на 2020 год:
• расширение географии в самое ближайшее время;
• развитие сервиса click&collect;
• развитие проекта white label – партнерской программы по предоставлению нашей платформы для встраивания в витрины сторонних продавцов, интернет-магазинов или интернет-порталов.
•расширение ассортимента и в ширину, и в глубину, развитие новых категорий.
Какое влияние на продажи окажет дальнейшее снижение порога беспошлинной торговли?
Положительное, но не слишком большое.
Как Вы оцениваете потенциальный эффект для бизнеса от разрешения на онлайн-продажу алкоголя?
После разрешения на продажу алкоголя повысятся частотность заказов и средний чек в категории супермаркет. Как следствие, повысится и общая частотность заказов на покупателя.
Составляют ли конкуренцию компании сервисы доставки еды из магазинов, например, golama?
Для маркетлейсов нет, т.к. подобные сервисы являются скорее потенциальными партнерами. Мы, например, с нетерпением ждем начала сотрудничества с подобными сервисами. С запуском функционала «доставка силами продавца» на нашей платформе мы ожидаем рост этого направления быстрой доставки из магазина. Такая схема работы (click&delivery) является логичным продолжением сервиса click&collect, это возможность заказать быструю доставку товара из любого магазина, который сотрудничает с нами по схеме click&collect.
Какую пользу оказывают бизнесу сервисы кэшбэков? Насколько они эффективны в привлечении трафика и насколько это качественный трафик с точки зрения конверсии и лояльности? Способны ли кэшбэк-программы работать на лояльность бренду, а не только на привлечение трафика и рост продаж?
Это один из инструментов привлечения новых клиентов со своими ограничениями и преимуществами. Для нас он не является основным, но при этом занимает значимую долю.
Насколько популярна опция покупки в рассрочку или в кредит в вашем интернет-магазине? Какую долю от продаж составляют такие покупки? Популярна ли рассрочка на относительно недорогие товары стоимостью до ₽10 тыс.?
Сегодня доля заказов с применением карт рассрочки на goods.ru составляет 4,3% от всех заказов. В основном в рассрочку покупают товары дороже ₽10 тыс.