Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 5 марта 2020
Илья Кретов

Генеральный директор eBay на развивающихся глобальных рынках рассказал об экспортном направлении российского e-commerce

Вместе с правительствами Новгородской области и Республики Удмуртия мы запустили программу «Регионы экспорта», направленную на создание условий для выхода местных предпринимателей на международные продажи через маркетплейс

 

Как Вы оцениваете состояние российского e-commerce?

Российский e-commerce все чаще берет пример с глобального рынка и стремится внедрять рабочие схемы в свою стратегию развития. В России онлайн-торговля является одной из самых динамично развивающихся сфер экономики – на протяжении нескольких лет мы наблюдаем стабильный рост двузначными темпами. Такое развитие рынка происходит благодаря активному участию всех его игроков: государственных органов, маркетплейсов, онлайн-магазинов и логистических компаний. Подобная консолидация участников процесса, например, привела к упрощению подтверждения нулевой ставки НДС для розничных онлайн-экспортеров, которая вступит в силу с апреля 2020 года. Кроме того, в последние годы логистические сервисы активно развиваются, упрощая процесс отправки и доставки товаров, уменьшая стоимость услуг и расширяя складскую сеть, как внутреннюю, так и внешнюю.  О перспективности рынка e-commerce говорит также и появление новых заинтересованных лиц. Так, согласно исследованию eBay и Data Insight, за последние три года внутри сферы интернет-торговли сформировался совершенно новый рынок компаний, предоставляющих сервисные услуги для розничных онлайн-экспортеров.

Отмечаете ли Вы какие-либо новые тенденции в покупательском поведении?

Конкуренция в сегменте электронной коммерции заставляет маркетплейсы и онлайн-магазины находить новые способы привлечения клиентов. Рынок довольно быстро перешел из стадии знакомства с программами выгодных покупок в полноценное использование новых сервисов. Кэшбек, брендированные карты, программы лояльности и большие распродажи (11/11 и Черная пятница), которые были еще пару лет назад никому неизвестны, теперь являются одним из определяющих факторов для потребителя.

Если говорить о конкретных предпочтениях пользователей eBay, в последний год одной из самых динамично растущих товарных категорий стала «Красота и здоровье», в которой особой популярностью пользуются косметические бренды из Кореи.

Как можно охарактеризовать результаты работы компании за уходящий год? Все ли поставленные цели достигнуты? Какие факторы препятствовали развитию бизнеса, а какие, напротив, сыграли положительную роль? Оказывают ли интернет-магазины и маркетплейсы существенное влияние на конкурентную ситуацию в сегменте?

В 2019 году работа eBay в России была преимущественно сфокусирована на реализации и поддержке экспортных инициатив и проектов для малого и среднего бизнеса. Вместе с правительствами Новгородской области и Республики Удмуртия мы запустили программу «Регионы экспорта», направленную на создание условий для выхода местных предпринимателей на международные продажи через маркетплейс. В рамках инициативы мы обучили основам трансграничной торговли через платформу и протестировали схему применения нулевой ставки НДС для розничных онлайн-экспортеров. Положительные результаты программы, а также общий фокус на развитие рынка розничного экспорта через интернет и поддержка со стороны бизнеса и государственных представителей стали причинами внесения законопроекта об упрощении схемы подтверждения НДС 0% для розничных онлайн-экспортеров в повестку и его последующего утверждения на государственном уровне. Преодоление этого барьера приведет к повышению конкурентоспособности российских товаров и увеличению объема существующего рынка e-commerce, по нашим подсчетам, как минимум на 400 миллионов долларов в ближайшие годы.

Также, согласно внутренним данным eBay, Россия находится в топе стран нашего региона и показывает хороший тренд роста. Однако, опираясь на опыт других стран, стоит отметить, что запас возможностей для такой большой страны все еще очень велик.

Что касается маркетплейсов, они являются важным элементом развития e-commerce в России. Согласно исследованию eBay и Data Insight, на них приходится две трети выручки всего рынка розничного онлайн экспорта, которая составляет $548 млн. Это подтверждается и ростом числа предпринимателей, которые хотят выходить на трансграничные продажи, – за этот год количество российских экспортеров на eBay выросло на 14% и приблизилось к 30 000.

По некоторым оценкам, в 2019 году наблюдается снижение среднего чека при увеличении количества заказов. Согласны ли Вы с этим?

Да, средний чек снижается, как среди потребителей, так и у продавцов. В первую очередь, это связано с тем, что покупатели больше не видят барьеров в стоимости и условиях доставки. Теперь они делают заказы чаще, но на меньшие суммы.

Что касается уменьшения среднего чека среди продавцов, согласно нашему совместному исследованию с Data Insight, такая тенденция имеет место, так как все больше крупных игроков с недорогими товарами начинают выходить на экспортные продажи в соседние страны и за счет их увеличивающихся продаж в СНГ чуть уменьшается средний чек по рынку. Однако, основная часть выручки все равно остается за маркетплейсами и продажами на более денежную покупательскую аудиторию в дальнем зарубежье.

Какие опции доставки пользуются наибольшим спросом? Как вы планируете развивать сервис доставки? Насколько перспективна, с Вашей точки зрения, подписная модель наподобие Amazon Prime? Ожидается ли рост цен на логистические услуги, и планируется ли увеличение стоимости доставки?

Мы постоянно ищем новые возможности и пути развития нашей платформы. В прошлом году мы запустили логистическую интеграцию с «Почтой России» и DHL, а также совместно с UPS предложили специальные тарифы, чтобы создать уникальную экспортную инфраструктуру нашим продавцам.  В следующем году мы планируем работать над развитием бондовых складов для ускорения экспортных отправлений и упрощением реимпорта товаров. Говоря про логистику, онлайн-площадки в свою очередь будут «уберизироваться», предлагая покупателям и продавцам варианты логистических компаний прямо в кабинете пользователя. При такой консолидации игроков рынка будет происходить и снижение цен на доставку – увеличение единиц товара, отправляемых в одну точку, приведет к уменьшению общей стоимости курьерских услуг. В итоге, рабочей бизнес-моделью станет наиболее гибкая по отношению к потребителю схема, которая не только будет объединять продавца с покупателем, но и предлагать предпринимателям наиболее выгодные логистические решения.

Какой способ оплаты наиболее распространен среди покупателей? Изменяется ли доля покупок по предоплате? Насколько популярны покупки в кредит или в рассрочку?

Конкретно в случае eBay, мы уже много лет работаем исключительно по 100% предоплате. Безналичный формат онлайн-торговли является одним из многих позитивных вкладов, который вносят трансграничные продажи в российский рынок e-commerce.

Расскажите, пожалуйста, о планах по развитию на 2020 год. На каких направлениях деятельности сфокусируетесь? Планируете ли расширять географию работы онлайн-магазина?

В следующем году мы планируем продолжать развивать экспорт в России, как глобально, так и точечно в регионах. Согласно нашему исследованию, основными драйверами роста рынка в следующем году могут стать: упрощенная процедура подтверждения НДС 0% для розничных экспортеров, которая вступит в силу с 1 апреля 2020 года, а также увеличение количества экспортеров из регионов и дальнейшее развитие логистических продуктов. Сейчас более 40% экспортных отправлений продавцов eBay совершаются из Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, но кроме этого растет и доля регионов: в первую очередь у Краснодарского края, Свердловской и Ростовской областей. Однако, для достижения потенциала рынка, сопоставимого со странами Западной Европы, необходимо дальнейшее развитие логистических сервисов, решение вопроса реимпорта, и главное, включение экспорта в стратегию развития бизнеса российскими средними и малыми предпринимателями. Благодаря успешной работе по продвижению экспорта на нашей площадке и в российской бизнес-повестке за последние два года, условия этого рынка становятся все более выгодными для российских МСП. Мы уже интегрировали логистические сервисы в личные кабинеты экспортеров, добились снижения ставки НДС для трансграничных продаж и получили поддержку от бизнеса и государства. Все эти факторы должны положительно влиять на результаты будущего года и позволить существующему рынку расти двузначными темпами.

Какое влияние на продажи окажет дальнейшее снижение порога беспошлинной торговли?

Снижение порога беспошлинной торговли в первую очередь ударит по потребителю и приведет к резкому спаду покупательской активности. Это произойдет из-за увеличения конечной стоимости ввозимых товаров и общего эмоционального страха заказов за рубежом. Данное изменение будет тормозить развитие рынка электронной коммерции за счет снижения конкуренции, так как даст еще большую фору локальным игрокам. Но локальные игроки уже сейчас имеют преимущества перед иностранными игроками, как, например, кратчайшие сроки доставки и быстрый возврат товара.

Потребитель же, в свою очередь, будет искать возможность приобрести более дешевые товары через соседние страны, что скорее всего приведет к развитию серого рынка импорта.

Какую пользу для бизнеса оказывают сервисы кэшбэков? Насколько они эффективны в привлечении трафика и насколько это качественный трафик с точки зрения конверсии и лояльности? Способны ли кэшбэк-программы работать на лояльность бренду, а не только на привлечение трафика и рост продаж?

Существуют разные схемы кэшбэк-программ. Если мы говорим про внешние кэшбэк-сервисы, они преимущественно работают до того момента, пока выплаты выгодны им самим. Более того, иметь дело с подобной системой на долгосрочной основе невыгодно для конечной площадки, так как внешние сервисы лояльности имеют отрицательную добавленную стоимость прибыли. Иными словами, для самого бренда такие кэшбэк-сервисы скорее не нужны, так как они либо работают с уже и без того лояльными клиентами, либо за счет конечной площадки уводят пользователей к конкурентам.

РБК Исследования рынков Российский рынок интернет-торговли 2019 85 000 ₽
РБК Исследования рынков Рынок трансграничной интернет-торговли в России 2019 55 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще