Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 10 декабря 2019
Олег Хаустов

Границы использования доставки потребителями становятся шире, а частота использования растет

Директор по маркетингу Delivery Club рассказал об изменениях в поведении российских потребителей

Как Вы оцениваете текущее состояние рынка доставки еды? Оправдались ли Ваши ожидания с точки зрения операционных и финансовых результатов в 2018 году, и каковы Ваши прогнозы на конец 2019 г.?

Да, наши ожидания оправдались. Мы ежегодно растем быстрее рынка, а в 2019 году рассчитываем показать еще более впечатляющий результат – удвоить выручку по сравнению с 2018 годом. В основе этих планов лежит меняющаяся модель поведения потребителей, создающая новые возможности для участников рынка, а также наши ресурсы и компетенции, позволяющие эти возможности реализовать.

Какими инструментами Вы пользуетесь для привлечения и удержания клиентов? На что делаете ставку: акции, скорость доставки, рост числа ресторанов-партнеров?

На заре рынка доставка еды в глазах пользователей была, в первую очередь, способом организовать вечеринку, в лучшем случае – офисный обед, когда день выдался совсем тяжелым. Несколько лет назад начался процесс, который мы называем culture shift. Это изменение поведения потребителей, в результате которого доставка становится для них ежедневным способом экономии времени. Когда человек начинает пользоваться нами именно в таком режиме, для него становится принципиально важна скорость и выбор заведений, который он видит, открывая приложение. Поэтому сейчас два наших ключевых инструмента удержания клиентов – это постоянное увеличение скорости и привлечение новых партнеров во всех городах присутствия.

Какие изменения в потребительском поведении Вы заметили за прошедший год? Отмечаете ли улучшение покупательской способности клиентов? Меняется ли портрет клиента?

Если говорить о традиционном распределении заказов по дням недели, то пик заказов приходится на пятницу и субботу. Если о распределении по времени суток, то на периоды с 12:00 до 14:00 и с 18:00 до 20:00. Изменение, которое мы наблюдаем из года в год, заключается в сглаживании этих пиков. В результате вышеупомянутого culture shift границы использования доставки потребителями становятся шире, а частота использования растет – они вполне могут заказать в офис завтрак, а в выходные – семейный обед. Аналогичная трансформация происходит в Китае. В 2018 году китайские пользователи доставки в среднем совершали 26 заказов в месяц (т.е. почти каждый день). К 2021 году прогнозируется увеличение до 48 транзакций в год. Российский рынок будет идти по этому же пути.

Как Вы используете социальные сети, и с каких площадок наблюдаете наибольшую отдачу? Привлекаете ли блоггеров / инфлюенсеров?

В наших аккаунтах более полумиллиона подписчиков. Социальные сети для нас – важный канал как поддержки пользователей, так и реализации маркетинговых проектов. Более того, мы реализовали возможность заказа еды внутри социальной сети «ВКонтакте», а на платформе VK Mini Apps разработали приложение для доставки еды на массовых мероприятиях.

Планируете ли Вы внедрение каких-либо новых для рынка технологических решений в текущем или следующем году? Будете ли работать с такими форматами как dark kitchen и вендинг?

В этом году мы запустили систему прогнозирования спроса и распределения заказов «Алан», работающую на основе искусственного интеллекта. Существенно обновили приложения для курьеров и партнеров. У ресторанов, например, появилась возможность самостоятельно редактировать меню в приложении. Это важное изменение, повышающее и комфорт работы с нами для партнеров, и полноту информации, которую видит пользователь. Формат dark kitchen уже используют многие рестораны, в нем нет ничего удивительного. Вендинговому проекту DC Daily, в котором мы принимали участие на старте, тоже несколько лет.

Рассматриваете ли Вы переход на платную доставку как неизбежную для рынка модель или видите альтернативы?

На сегодняшний день мы сохраняем платную доставку только для заказов из трех крупнейших сетей QSR. Стоимость доставки фиксирована и составляет 99 рублей.

В 2018-2019 годах стартовали несколько крупных гастромаркетов: «Вокруг света», Streat, «Депо» и др. Что Вы думаете о перспективах данного сегмента? Представлена ли компания на подобных площадках?

Да, мы работаем с гастромаркетами, но с точки зрения доставки не видим в этом формате каких-либо особенностей. Да, с открытием нового гастромаркета у пользователей доставки в радиусе нескольких километров существенно увеличивается выбор заведений. Но гастромаркеты, как правило, находятся в центральных районах, где этот выбор и так есть. Плюс тоже самое, как правило, происходит при строительстве торговых центров, поэтому мы бы не назвали влияние гастромаркетов на пользователей доставки уникальным.

Какая доля заказов производится с мобильных устройств? Прогнозируете ли изменение данного показателя в обозримой перспективе?

92%. По нашим прогнозам, в ближайшие годы показатель может еще на несколько процентов вырасти.

Каковы приоритетные направления развития компании в ближайшей перспективе? Собираетесь ли Вы расширять географию доставки? Какие регионы рассматриваются как наиболее перспективные?

Приоритетных направлений три. Первое – увеличение скорости доставки и доли заказов, выполняемых собственной логической службой. У нас уже есть зоны, в которых мы выполняем заказы за 15-20 минут. Второе – подключение новых партнеров и развитие взаимоотношений с ними. Сегодня мы сотрудничаем более чем с 12 тыс. ресторанов и подключаем новые ежедневно. Delivery Club – единственный игрок на российском рынке, который работает с тремя крупнейшими сетями QSR – McDonald’s, KFC и Burger King. В сентябре мы запустили федеральные рекламные кампании с McDonald’s и KFC, а также уникальные предложения для любителей доставки из этих ресторанов. Третье направление – региональная экспансия. Если на начальном этапе расширения географии собственной доставки мы были сконцентрированы на городах с населением свыше миллиона человек, то сейчас наши курьеры работают в региональных столицах с населением 400 – 600 тыс. человек, а до конца года мы появимся в нескольких городах, которые даже не являются столицами субъектов.

Каковы Ваши прогнозы по развитию российского рынка доставки еды в 2019-2020 гг.? Какие драйверы и барьеры для роста Вы видите?

Основным драйвером роста рынка будет вышеупомянутый culture shift. Изначально эта трансформация была заметна только в Москве и Санкт-Петербурге, но уже сейчас мы наблюдаем активное изменение поведения потребителей, проживающих в региональных миллионниках. По нашим прогнозам, в ближайшие два года произойдет существенное увеличение вклада регионов в общий рост российского рынка доставки.

РБК Исследования рынков Российский рынок быстрого питания (фаст-фуда) 2019 65 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский рынок доставки готовой еды 2019 65 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 23 января 2020 Компания "Строительная информация" Рынок вододисперсионных лакокрасочных материалов Рост рынка вододисперсионных ЛКМ строительного назначения составил 4% в натуральном выражении. В деньгах рынок вырос на 2%.

По данным исследования, проведенного компанией «Строительная информация», в сегменте вододисперсионных ЛКМ по итогам первого полугодия 2019 года отмечен рост рынка на 4%. По предварительной оценке, по году в целом темп прироста не увеличится, по сравнению с 2018 годом прирост останется на уровне 3-4%.
Емкость рынка водных ЛКМ по итогам 2019 года в натуральном выражении можно оценить на уровне 930-940 тыс. тонн. Стоимостная оценка рынка текущего года порядка 169 млрд. рублей. В следующем году в натуральном выражении можно ожидать рост рынка на те же 3-4%. При этом вряд ли рынок в деньгах в 2020 году вырастет пропорционально тоннажу. С учетом перераспределения структуры потребления в сторону более дешевых продуктов внутри групп материалов, а также пусть небольшого, но все-таки снижения доли более дорогих импортных материалов, в деньгах рынок водных ЛКМ в 2020 году увеличится приблизительно на 2%.
Динамика выпуска и потребления в отдельных товарных группах не одинакова – с более высоким, чем в целом по рынку темпом росли продажи готовых шпатлевок и грунтовок, наименьший темп прироста зафиксирован применительно к краскам, лакам, антисептикам.

Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще