2018 год многие характеризуют как период стабилизации и даже улучшения общеэкономической ситуации. Как Вы оцениваете состояние рынка транспортно-логистических услуг? Каких результатов достигла Ваша компания?
2018 год можно назвать благоприятным для компаний индустрии экспресс-доставки. Рынок вырос как в целом, так и все составляющие его сегменты. Росту рынка способствовал рост экономики нашей страны, а также подготовка и проведение в России главного спортивного события года – чемпионата мира по футболу FIFA 2018.
Наша компания показала хорошие результаты по всем ключевым бизнес-показателям. Рост выручки по итогам 2018 года оказался рекордным с 2014 года.
Назовите, пожалуйста, основные барьеры и, напротив, ключевые драйверы развития рынка ТЛУ?
Транспортно-логистическая отрасль и, в частности, отрасль экспресс-доставки – это обслуживающие индустрии, динамика которых зависит от темпов развития отраслей, которым они предоставляют сервис, и от экономики страны в целом. В 2018 году экономика РФ выросла на 2,3%. Прогноз роста на 2019-2020 годы находится в диапазоне 1-2%. Этого недостаточно для обеспечения стабильного роста экономики, поэтому, на мой взгляд, риск стагнации наряду с риском новых санкций и валютных колебаний – это то, что может привести к падению отрасли логистики и экспресс-доставки.
Основным драйвером рынка экспресс-доставки является сегмент B2C. Отрадно видеть, что высокими темпами растет в том числе и B2C-экспорт из России. Российские предприниматели, малый и средний бизнес, обратили внимание на быстрорастущий рынок электронной коммерции и начали делать первые шаги по освоению глобального пространства e-commerce. Компания DHL проводит большую работу по информированию СМП о возможностях выхода на зарубежные рынки, а также дает практические инструменты, позволяющие максимизировать онлайн-продажи зарубежным покупателям.
Невозможно не затронуть законодательный аспект. Какие новые инициативы сегодня вызывают особый резонанс в среде логистических операторов? Какой эффект Вы ожидаете от вступления данных нормативных актов в силу? В том числе как они скажутся на деятельности Вашей компании?
В данный момент обсуждается ряд законодательных инициатив, которые могут оказать существенное влияние на отрасль экспресс-доставки. Среди них возможность возврата НДС компаниями-экспортерами, продающими в розницу через онлайн-каналы продаж. С 2017 года вступили в силу поправки, которые позволяют вернуть НДС при розничном экспорте в случае доставки через «Почту России». Что касается заказов, доставка которых осуществляется альтернативными способами, возможность возврата НДС на проданные товары на данный момент отсутствует. Компании DHL, eBay, OZON, Farfetch при участии ряда профильных ассоциаций сформулировали предложения по внесению поправок в законодательство, которые позволят всем розничным экспортерам возвращать НДС. Принятие этих поправок сделает товары российских производителей на глобальном рынке электронной коммерции более конкурентоспособными и окажет благоприятное влияние на развитие несырьевого экспорта из России, что, в свою очередь, позволит выиграть всем отраслям, обсуживающим экспортную электронную торговлю.
Компания DHL также принимает активное участие в обсуждении всех законодательных актов, направленных на совершенствование таможенных операций в отношении экспресс-грузов.
Санкционный аспект сыграл значительную роль в формировании новых экономических связей. Насколько он повлиял на деятельность вашей компании, и какие факторы сегодня изменяют географию перевозок?
Со стороны бизнеса экспресс-доставки мы не заметили существенных изменений в географии экспортно-импортных перевозок. На протяжении ряда лет Китай является крупнейшим направлением по импорту, объемы на котором продолжают расти год от года. Несмотря на санкции, в числе ТОП-5 стран, из которых в Россию приходят экспресс-грузы, находятся США и страны Европы. Основными экспортными направлениями в нашем бизнесе являются США, страны Западной Европы и Евразийского таможенного союза. Среди экспортных направлений, показывающих самый высокий рост можно выделить США. Это объяснимо. В последние два года динамично развивается розничный экспорт из России, чему способствуют как программы государственной поддержки экспорта, так и усилия крупных игроков, работающих с сегментом розничного экспорта: маркетплейсов, логистических операторов, финансовых институтов.
Какие сегменты ТЛУ демонстрируют наиболее высокие или, напротив, низкие темпы роста? Какие коррективы вносит компания в связи с изменяющейся рыночной конъюнктурой?
Самыми быстрорастущими сегментами в бизнесе DHL в 2018 году были экспортная и импортная экспресс-доставка грузов. Импорт грузов показал рекордные темпы роста как в объемном, так и в стоимостном выражении, особенно в конце 2018 года. Этому в том числе способствовало ожидаемое с января 2019 года повышение НДС и понижение порога беспошлинного ввоза товаров из иностранных интернет-магазинов. Стабильно хорошая динамика бизнеса наблюдалась в сегменте экспресс-доставки грузов на экспорт, где драйвером роста стала продажа товаров в розницу зарубежным покупателям. Розничный экспорт из России за последние два года почти удвоился, при этом остается огромный потенциал роста этого бизнеса, что, в свою очередь, благоприятно повлияет на индустрию экспресс-доставки в ближайшие годы. Мы делаем большую ставку на развитие этого сегмента, уделяя серьезное внимание работе с предпринимателями, участию в образовательных проектах, реализуемых организациями по поддержке экспорта, проводим собственные мероприятия, в рамках которых рассказываем о возможностях выхода на зарубежные рынки, особенностях продаж через онлайн-каналы и ключевых факторах успеха. Мы активно делимся с российскими предпринимателями экспертизой в области развития бизнеса международной электронной коммерции, накопленной в разных странах мира, а также рассказываем истории успеха предпринимателей из России и других стран мира.
Как Вы оцениваете уровень конкуренции на российском рынке транспортно-логистических услуг? Следует ли ожидать слияний и поглощений, банкротств?
В сегменте внутрироссийской экспресс-доставки существует довольно серьезная конкуренция, при этом рынок остается в высокой степени фрагментированным. Существует значительное число небольших игроков, которым будет все сложнее конкурировать с федеральными операторами. Думаю, что в ближайшие 2-3 года можно ожидать дальнейшего укрупнения рынка путем слияний и поглощений, а также ухода с рынка небольших игроков, которые не смогут конкурировать с крупными провайдерами или найти свою нишу.
На глобальном рынке экспресс-доставки представлены всего три компании-оператора (до поглощения одним игроком другого было четыре), они также представлены и в России. В связи со сложностью и капиталоемкостью данного бизнеса появление на мировом рынке новых конкурентов крайне маловероятно.
Поделитесь, пожалуйста, Вашими планами на 2019-2020 годы? В каком направлении Вы намерены развиваться? Планируете ли Вы расширять спектр услуг, расширять географию перевозок, увеличивать или модернизировать парк, приобретать / арендовать новые складские площади, внедрять новые IT-решения?
В 2019 году мы ожидаем замедления роста рынка по сравнению с предыдущим годом. Наши планы предполагают дальнейший рост бизнеса в России.
Наша компания постоянно совершенствует продукты для наших клиентов, а также внедряет решения, повышающие эффективность нашей работы. Два года назад мы запустили уникальный инструмент для наших клиентов –представителей электронной торговли, который позволяет их покупателям управлять доставкой своих заказов, выбирая удобные способы доставки товара и оплачивая таможенные платежи онлайн. Данный инструмент работает в 160 странах на 50 языках. В текущем году наши корпоративные клиенты перейдут на новое, еще более совершенное ИТ-решение для взаимодействия с нашей компанией. Решения, используемые нашими сотрудниками, также постоянно модернизируются. Что касается нашего автопарка, мы обновляем автомобили по достижению пробега в 100 тыс. км или после пяти лет эксплуатации. Таким образом, процесс модернизации парка происходит постоянно. В нашем парке есть и электромобили, которые весьма неплохо показали себя в ходе эксплуатации, имеют преимущества парковки, и что самое важное – не оказывают негативного влияния на окружающую среду.
Устойчивое развитие – один из актуальных вопросов для современного бизнеса. Какие способы минимизации негативного воздействия на окружающую среду реализует Ваша компания в своей работе? Каковы Ваши планы по внедрению экологичных решений в логистические услуги?
Мы являемся пионерами в области «зеленой» логистики. В 2017 году в рамках Миссии 2050 Группа компаний Deutsche Post DHL, в которую входит компания DHL Express, поставила перед собой цель к 2050 году полностью исключить вредные выбросы, связанные с логистической деятельностью. В частности, для доставки в Германии и других странах Европы уже используется собственная разработка компании, инновационное электрическое транспортное средство – StreetScooter.
Кроме того, в рамках Миссии 2050 мы приняли на себя обязательство высаживать миллион деревьев каждый год. Команды наших корпоративных волонтеров по всему миру с удовольствием участвуют в акциях по высадке деревьев и вносят свой вклад в сохранение нашей планеты.
Мы также постоянно обновляем парк самолетов, стремимся использовать новые модификации с более низкими выбросами в окружающую среду. Так, в 2018 году компания DHL Express приобрела четырнадцать новых Boeing 777 Freighter. Новые самолеты отличаются минимальным потреблением топлива и самым высоким уровнем надежности. Их использование позволит нам снизить объем выбросов CO2 на 18% по сравнению с прежним парком.