Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 16 октября 2018
Руслан Гафуров

Конкуренции мы не ощущаем, потому что этот рынок пока слишком мал

Управляющий партнер Delivery Club прогнозирует 15-20% рост рынка доставки в 2019 году

2017 год многие характеризуют как период стабилизации и даже улучшения общеэкономической ситуации. Как Вы оцениваете состояние рынка доставки еды? Оправдались ли Ваши ожидания с точки зрения операционных и финансовых результатов?

В 2017 году мы действительно почувствовали оздоровление экономики. Ощутимо выросло количество заказов (на 65%) и входящих заявок на подключение ресторанов. Больше ресторанов открывалось, меньше закрывалось. Вырос средний чек и частотность заказов. Сам рынок начал показывать рост.

Какие тенденции потребительского поведения Вашей аудитории проявились в 2017 году? Как изменяется культура питания? Меняются ли требования посетителей к ценам, качеству и составу блюд, скорости доставки? К каким мерам Вы прибегаете для оживления потребительского спроса?

Глобально новых тенденций замечено не было. Заказ еды становится более повседневной привычкой для пользователя, это уже не праздник, не особое событие. Просто обычный прием пищи. Это удобно, недорого и что самое важное – это позволяет экономить время. Культура потребления меняется. Клиенты стали более требовательными, потому что конкуренция среди ресторанов стала огромной. Качество, цена, вкус, скорость, упаковка еды, оплата онлайн/картой и вид курьера – вот основные критерии, которым должен отвечать ресторан в начале 2018 года.

В последние годы активное развитие получили бургерные. Какие кулинарные тренды сегодня на пике популярности, а какие лишь зарождаются? По-прежнему ли пицца и суши в приоритете заказов?

Среди гастрономических приоритетов по-прежнему лидируют пицца и суши. Это сформировавшаяся с 90-х привычка. Мы считаем, что они и останутся самыми популярными вариантами заказа. Бургеры, домашняя еда и другие категории продолжают свой органический рост, но они все равно будут оставаться на вторых ролях.

Миллениалы и поколение Z формируют новую культуру потребления. В частности, возрастает роль digital-технологий и социальных медиа как каналов общения и продаж. Как Вы адаптируете свою бизнес-модель к новым запросам пользователей служб доставки?

Наша бизнес-модель изначально ориентирована в digital. Delivery Club открывался с оглядкой на быстрое развитие интернет-технологий, поэтому адаптировать ничего не пришлось. Мы абсолютно понятны для нового поколения. Другое дело, что сейчас все процессы быстро меняются – и мы всегда должны держать руку на пульсе, чтобы быть на передовой бизнес.

Растет ли доля заказов, произведенных с мобильных устройств? Прогнозируете ли изменение этой доли в обозримой перспективе?

Доля растет и будет расти в будущем. В нашей стратегии категория mobile – в приоритете. Сейчас доля мобильных заказов составляет 81%.

Направление готовой кулинарии активно развивают ведущие продуктовые сети, например, «Азбука вкуса», «Виктория» и «Ашан». Наряду с этим активно растет и популярность услуги доставки продуктов питания на дом. Ощущается ли обострение конкуренции за гостя между ресторанами, ретейлом и службами доставки?

Доставка продуктов составляет менее 1% наших продаж. Конкуренции мы не ощущаем, потому что этот рынок пока слишком мал. Ему нужно еще несколько лет на хоть какое-то формирование.

Каковы приоритетные направления развития компании в ближайшей перспективе? Собираетесь ли Вы расширять географию доставки, количество ресторанов-партнеров или откажетесь от количественного роста в пользу качественного развития? Какие регионы рассматриваются менеджментом как наиболее перспективные для экспансии?

Это правда, сейчас мы смещаем фокус на качественное развитие. Мы концентрируемся на более качественных партнерах и постепенно отключаем рестораны с низким рейтингом и большим уровнем отказов.

Высокие комиссии агрераторов доставки заставила ряд игроков рынка отказаться от их услуг в пользу развития собственных приложений для доставки. С Вашей точки зрения, какая из двух бизнес-моделей более экономически целесообразна и перспективна? Как вы оцениваете вклад направления доставки в развитие ресторанного бизнеса?

Обе бизнес-модели экономически целесообразны и перспективны. Однако ресторан, который не подключен к нашей платформе лишает себя огромной базы лояльных клиентов и, по сути, его просто не существует для рынка онлайн заказов. Delivery Club предоставляет заказы ресторану по той цене, за которую он сам никогда не сможет привлечь пользователя, это наша основная компетенция. Десятки лучших маркетологов страны каждый день работают над тем, чтобы улучшить показатели рекламной кампании и конверсию продукта. Компетенция ресторана - вкусно приготовить и быстро отвезти заказ. Он не может сфокусироваться на оптимизации рекламной кампании. Я бы не сказал, что у нас высокая комиссия. Если посчитать наш CPO и CPO ресторана, который проводит собственную кампанию, то CPO Delivery Club оказывается минимум на 50% дешевле. Я считаю, что мы меняем рынок доставки еды в лучшую сторону. Во-первых, мы сильно ускоряем его рост, поскольку вкладываем очень большие средства в рекламу и в разработку удобного продукта. Во-вторых, мы сделали конкурентную площадку, где добросовестный ресторан с хорошими отзывами и оценками будет получать много заказов. Теперь клиент заказывает не кота в мешке, т.к. за качество всегда отвечает сервис Delivery Club.

Каковы Ваши прогнозы по развитию российского рынка доставки на 2018-2019 гг.? Какие драйверы и барьеры для роста рынка Вы видите? Какое влияние окажет Чемпионат мира по футболу на рынок?

Ожидаю, что рынок будет расти по 15-20% в год. Чемпионат мира даст небольшой рост для рынка заказа еды, но это будет зависеть от многих факторов, включая погодные условия.

Весной 2018 года Delivery Club запустил проект по установке вендинговых автоматов в бизнес-центрах Москвы. Расскажите, пожалуйста, каковы ваши ожидания от данного проекта сегодня? Планируется ли увеличение числа автоматов в столице или экспансия в регионы? Как вы оцениваете срок окупаемости проекта?

Увеличивать количество автоматов пока рано, нужно больше времени для того, чтобы оценить эффективность. Мы уже получаем положительные отзывы и видим хорошую динамику роста заказов. Ожидания от проекта вполне оправданны – это хорошая имидж и бизнес история.

РБК Исследования рынков Российский рынок доставки готовой еды 2018 59 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще